РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»»
рабочая программа (4 класс)

Волошина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» 4 класс, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_.geometriya_vokrug_nas.docx105.88 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Приложение к образовательной

программе начального общего

образования на 2014 - 2018 гг,

утверждённой приказом

от г. № 117

(в ред. от г. №176)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»»

4 класс

срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год

Программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Учебник

С.И. Волкова Геометрия вокруг нас Учебник: 3-4 классы Москва Просвещение 2019

Количество часов всего: 34, в неделю – 1 час

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

Волошина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

2019 - 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Геометрия вокруг нас» подготовлена для учащихся 1 – 4 классов и составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Среди предметов и отдельных разделов учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, геометрия занимает особое место, так как геометрия – это не только один из разделов школьной математики, это, прежде всего, особая составляющая часть общечеловеческой культуры, которая обладает своим, очень мощным, методом познания окружающего мира.

Внеурочная деятельность, являясь составляющей частью целостного образовательного и воспитательного процесса, направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных, на развитие личности и особенностей ребёнка.

Реализация внеурочной деятельности предполагает акцентировать внимание на организацию познавательной, практической и конструктивной составляющей содержания программы, на применение разнообразных, в том числе, и творческих форм организации внеурочной деятельности, вызывающих у детей интерес к решению проблемных и прикладных задач геометрического содержания.

Изучение курса будет способствовать развитию мышления, формированию общих способов интеллектуальной и практической деятельности, характерных для геометрии, развитию мотивации к освоению и применению геометрических методов познания окружающей действительности.

Цели организации внеурочной деятельности:

- расширять и углублять знания и способы действий по геометрическому материалу, формировать умения моделировать геометрические фигуры, геометрические тела, выявлять их свойства, моделировать несложные объекты окружающего мира;

- развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей, умение соотносить изученные геометрические фигуры с объектами окружающей действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические фигуры и их сочетания;

- расширять геометрический кругозор детей, усиливать мотивацию к практическому использованию полученных геометрических знаний;

- развивать навыки творческой самостоятельной работы, формировать умения планировать последовательность действий при решении прикладных задач геометрического содержания;

- способствовать личностному развитию и росту каждого ребёнка через вовлечение его в индивидуальную и коллективную познавательную деятельность на занятиях кружка «Геометрия вокруг нас».

Актуальность курса «Геометрия вокруг нас» в том, что он даёт возможность получить непосредственное знание некоторых геометрических понятий, идей, обеспечивает пропедевтику систематического курса геометрии и влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном опыте ребёнка различные составляющие его способностей.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Конструктивные особенности программы «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность учащихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей этого возраста.

Программа «Геометрия вокруг нас» дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, что позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Преемственность. Программа кружка предполагает:

- сформировать у младших школьников геометрические умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта мыслительной деятельности;

- дать основу для дальнейшего знакомства детей 5 класса с умственным трудом.

В начальной школе закладываются основы успешного школьного обучения. А среднее звено школы, как приемник начальной ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – младшего школьника и развивает накопленный им потенциал.

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 4 учебных года.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Задачи по организации внеурочной деятельности:

- развивать познавательный интерес к нестандартным способам решения задач, содержание которых выходит за рамки образовательных программ начального обучения: выявление и применение свойств диагоналей прямоугольника (квадрата), свойств осевой симметрии, построение моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (куба), решение логических и занимательных задач геометрического содержания, разгадывание и составление геометрических ребусов, использование геометрических игр и др;

- формировать геометрические навыки и развивать пространственное воображение детей через создание, построение и преобразование моделей различных геометрических фигур (тел): деление и разрезание фигур на заданные части, составление из полученных частей новых фигур и объектов с заданными свойствами, изготовление различных объектов по заданным условиям; формировать умения соотносить геометрические фигуры и объекты действительности;

- использовать практические способы действий для изучения свойств линейных и плоскостных фигур (сгибание бумаги, использование счётных палочек – отрезков одинаковой длины в задачах на преобразования многоугольников, использовать геометрию листа клетчатой бумаги и др.);

- развивать логическое мышление, формировать умения выполнять сравнение, анализ, устанавливать закономерность следования фигур в заданном ряду (узоре), выполнять классификацию фигур по заданным или самостоятельно установленным свойствам, делать выводы и проводить обобщение;

- формировать личностные качества детей: внимание, наблюдательность, память, мышление, самостоятельность.

В Концепции развития системы образования ХМАО - ЮГРЫ до 2020 года, говорится о совершенствование образовательного процесса, развитие личности обучающихся, повышение качества образования, через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.

Занятия кружка «Геометрия вокруг нас» построены на системно - деятельностном подходе, с внедрением в учебный процесс современных технологий, способствующих формированию УУД у обучающихся (информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии сотрудничества, метод проектов и др.). На занятиях используются индивидуальные и групповые формы обучения.

Подготовка, проведение и результаты интеллектуальных конкурсов, олимпиад способствуют повышению качества образования, развитию личности ребёнка и подтверждают высокий уровень сформированности познавательной активности и творческих способностей учащихся, что соответствует задачам, поставленным в Программе развития ОО на 2015 – 2020 гг:

-создание условий для проявления и развития творческих способностей, познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

-обеспечение условий участия обучающихся в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Взаимодействие с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;

- совместные праздники, экскурсии;

- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах, проектах;

- оформление наглядной информации.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

- взаимодействие с родителями; (Организация и посещение выставок, совместное проведение различных мероприятий)

- взаимодействие с «МБ» (Межпоселенческая библиотека). Просвещение, пропаганда, чтение литературы, совместное проведение внеклассных мероприятий;

- дом культуры (совместное проведение различных мероприятий)

  1. Общая характеристика

Этапы реализации программы соотнесены с годами обучения в начальной школе, что позволило выделить в программе 4 модуля, соответствующих четырём годам обучения. Такое соотнесение позволяет соблюдать принцип «от простого – к сложному» и осуществлять взаимосвязь с темами, изучаемыми в том или ином классе. От класса к классу будет увеличиваться объём знаний и умений учащихся, что позволит им успешнее выполнять нестандартные задания.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Этим объясняется и то, что в качестве основной формы организации внеурочной деятельности по курсу «Геометрия вокруг нас» может стать кружок познавательной направленности с аналогичным названием. Содержание курса представляет собой дополнительный материал по геометрическому разделу начального курса математики. В него включены задания, направленные на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования, формирование умения применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов для решения задач прикладного содержания.

Занятия кружка будут иметь деятельности детей: познавательные, учебно-тренировочные, практические, поисковые, игровые.

На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Новизна. Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на развитие мышления ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

В работе с детьми используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.

К репродуктивным относятся:

а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Основные виды деятельности учащихся:

- творческие работы

- задания на смекалку

- лабиринты, кроссворды, загадки, ребусы

- упражнения на распознавание геометрических фигур

-решение геометрических, нестандартных, логических, занимательных задач;

-оформление математического альбома для малышей;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная и исследовательская деятельность

- участие в математических конкурсах, олимпиадах

Методическое обеспечение программы

Организационно-методические требования к реализации программы

Программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» подразумевает наличие: организации и планирование процесса обучения; проведение учебных занятий; контроль знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителя занятий; контроль процесса обучения.

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня в обычном типовом классе.

Режим занятий: продолжительность занятий: в 1 классе – 35 минут, во 2-4 классах 40 минут.

Оборудование класса включает в себя наличие: комплекса соответствующей литературы и учебно-наглядных пособий, компьютер, интерактивная доска.

На занятиях проводится инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда.

Технологии, используемые во внеурочной деятельности

В Концепцией развития системы образования ХМАО - ЮГРЫ до 2020 года, говорится о совершенствование образовательного процесса, развитие личности обучающихся, повышение качества образования, через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.

Занятия кружка «Геометрия вокруг нас» построены на системно - деятельностном подходе, с внедрением в учебный процесс современных технологий, способствующих формированию УУД у обучающихся. На занятиях используются групповые формы обучения.

Название технологий

Задачи

1

Здоровьесберегающие

Применение психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья, психологической комфортности.

2

Дифференцированные (разноуровневые)

Выявление и максимальное развитие способностей каждого ребенка, через дифференцированные и разноуровневый задания, возможности работать в своём оптимальном темпе (индивидуальные маршруты воспитанников)

3

Игровые

Активизирование познавательной деятельности и эффективный способ организации взаимодействия в коллективе

4

Обучение в сотрудничестве

Обучение осуществлять путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого.

5

Проектная деятельность

Обучение, организованное учителем и самостоятельно выполняемое детьми в комплексе действий по решению субъективно значимой проблемы, завершающейся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

6

Информационные

Использование компьютерных технологий на занятиях для осуществления личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и ориентированного в информационном пространстве на развитие творческого и критического мышления детей.

7

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации на занятиях, где ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, исследователем, мыслителем.

#1054;писание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Геометрия вокруг нас» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.

  1. Ценностными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Планируемые результаты освоения курса

Содержание курса, выстроенная система заданий для реализации целей и задач Программы, предложенные формы организации внеурочной деятельности создают основу для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:

- расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики;

- начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве его количественных и пространственных отношений;

- начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями действительности;

- более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов решения задач, к применению исследовательских методов познания;

- повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.

В сфере метапредметных результатов:

Регулятивные универсальные учебные результаты.

Обучающийся научится:

- понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при представлении задания в занимательной форме;

- составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;

- оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе кружка;

- проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.

Познавательные универсальные учебные результаты.

Обучающийся научится:

- воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;

- анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы, проводить классификацию различных объектов по разным признакам;

- находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их в графической форме;

- использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении задач практического и прикладного содержания;

- искать и находить способы решения нестандартных задач;

- применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты, кроссворды, ребусы).

Коммуникативные универсальные учебные результаты.

Обучающийся научится:

- работать в коллективе; уметь выслушивать и оценивать различные предложения по способу решения поставленной задачи; аргументированно формулировать и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и контр примеры.

Предметные учебные действия.

Обучающийся научится:

Используя циркуль и линейку:

- чертить отрезок, равный данному;

- делить пополам заданный отрезок,

- строить треугольник по трём сторонам;

- изготавливать модель правильной треугольной пирамиды;

Чертить на нелинованной бумаге:

- прямоугольник, используя чертёжный треугольник;

- прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;

- прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;

- делить окружность (круг) на 6 и на 12 равных частей;

- чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность:

Чертить на клетчатой бумаге:

развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;

- фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;

- восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;

- изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба, правильной треугольной пирамиды;

- изготавливать модели предметов быта, имеющих форму: прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда,

- чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);

- чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков, букв, цифр;

- решать нестандартные задачи на: преобразование фигуры по заданным условиям; деление фигуры на заданные части; составление фигуры из заданных частей, а также с выбором нужных частей из нескольких заданных.

Результаты практической деятельности учащихся

  • Творческие работы в форме альбомов («Город треугольников», «Город четырёхугольников», «Город – круг»).
  • Наборы плоских геометрических фигур.
  • Тематические рисунки по изученной теме с героями сказки.
  • Набор пространственных геометрических фигур из пластилина;
  • Пластилиновые игрушки из геометрических фигур;
  • Развертки геометрических фигур (куб, параллелепипед, цилиндр).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Знание названий геометрических фигур - тест;

Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату - проект;

Умение ориентироваться в пространстве - практическая работа;

Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки - проект.

Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи – практическая работа;

Последовательно рассуждать, доказывать.

  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»

Содержание курса

Формы организации занятий

Точка. Линия.

Кривая линия. Прямая линия. Линии замкнутые и незамкнутые. Точки пересечения линий. Вычерчивание прямой с помощью линейки. Свойства прямой. Отрезок. Отличие отрезка от прямой. Вычерчивание отрезка по линейке. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением, с помощью мерки). Взаимное расположение отрезков на плоскости. Отрезки, расположенные на плоскости вертикально, горизонтально, наклонно. Луч. Вычерчивание луча по линейке. Отличие луча от прямой, от отрезка. Обозначение геометрических фигур буквами. Длина отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков. Вычерчивание отрезков заданной длины. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Геометрическая фигура угол. Виды углов: прямой, тупой, острый, развёрнутый. Модель прямого угла. Ломаная. Вершина, звено ломаной. Замкнутые и незамкнутые ломаные. Длина ломаной. Примеры линий разного вида из окружающей действительности прямоугольника.

Беседа педагога.

Комплексные занятия – выполнение заданий вида:

- учебно-тренировочного (вычерчивание прямой, отрезка, луча, ломаной);

- познавательного (изучение нового, решение логических и , нестандартных задач),

- практического (моделирование прямой, прямого угла, ломаной);

-занимательного (лабиринты, узоры, геометрия листа клетчатой бумаги).

Многоугольник.

Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, стороны, вершины многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник и др. Прямоугольник. Квадрат. Противоположные стороны

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием чертёжного треугольника.

Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольника (квадрата).

Комплексные занятия – выполнение заданий вида:

- учебно-тренировочного (вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой и на

нелинованной бумаге; в том числе с использованием свойств диагоналей прямоугольника квадрата; построение

треугольника по трём сторонам);

- познавательного (изучение нового, решение логических задач, решение нестандартных задач на преобразование фигур, деление фигур на части, составление фигур из заданных частей);

- практического (моделирование

квадрата; изготовление аппликаций);

- исследовательского (установление соотношения между длинами сторон треугольника);

-занимательного (лабиринты, узоры геометрия листа клетчатой бумаги, ребусы);

- игрового (игры со счётными палочками, игры «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Монгольская игра»).

Окружность. Круг

Центр, радиус, диаметр окружности. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

Взаимное расположение на плоскости окружностей и многоугольников. Взаимное расположение на плоскости окружности и прямоугольника (квадрата). Прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность. Деление окружности на 6 равных частей, на 12 равных частей. Вписанный в окружность треугольник, шестиугольник

Комплексные занятия – выполнение заданий вида:

- учебно-тренировочного (вычерчивание окружности, круга; деление окружности на 6, 12 равных частей);

- познавательного (изучение нового, решение логических задач,

решение нестандартных задач, задач прикладного характера);

-занимательного (ребусы, составление ребусов).

Беседа педагога.

Геометрические тела

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Свойство граней и рёбер куба. Развёртка куба. Построение модели прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление моделей прямоугольного параллелепипеда (куба) разными способами.

Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Треугольная правильная пирамида. Построение правильной треугольной пирамиды сплетением двух полос, разделённых на 4 равных равносторонних треугольника. Шар. Сфера. Цилиндр.

Комплексные занятия – выполнение заданий вида:

учебно- тренировочного (вычерчивание развёртки прямоугольного параллелепипеда, куба);

- практического (изготовление модели прямоугольного параллелепипеда, куба, правильной треугольной пирамиды, предметов быта, игрушек);

- познавательного (изучение нового, решение логических задач,

решение нестандартных задач);

- занимательного (ребусы, геометрические кроссворды).

Беседа педагога.

Осевая симметрия

Геометрические фигуры и объекты, имеющие одну, две, четыре и более осей симметрии. Оси симметрии прямоугольника, квадрата, окружности (круга). Равенство фигур. Восстановление рисунка всего предмета по рисунку его половины, заданной на клетчатой бумаге. Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно данной оси симметрии.

Комплексные занятия – выполнение заданий вида:

-учебно- тренировочного (вычерчивание фигур, симметричных заданным, вычерчивание осей симметрии фигур и симметричных предметов, знаков, букв);

- познавательного (изучение нового, решение логических задач, решение нестандартных задач);

- занимательного (ребусы).

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида. (По выбору учащихся.)

Формы работы и контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся;
  • текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

  • итоговый контроль в формах:

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- проверочные работы.

Программа предусматривает самооценку учащихся с помощью «волшебных линеечек» по системе оценивания Г.А. Цукерман. Организуя процесс оценочного взаимодействия, учитель формирует адекватную самооценку детей, корректируя её, если она не соответствует реальным достижениям. Сформированность универсальных учебных действий, лежащих в основе ключевых компетентностей (метапредметные результаты), проверяется по карте самооценки в начале года и в конце каждого учебного года.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме – сказка, рассказ, игра, загадка, диалог и т.д.

Изучение геометрического материала идет на уровне представлений ребенка, а за основу изложения материала берется наглядность и практическая деятельность обучающихся.

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, подготовка и проведение игр, соревнований, викторин, практических занятий.

Оценивание устных ответов

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В основу оценивания устного ответа, учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Разработан и составлен «Пакет диагностических материалов» по каждому направлению.

Диагностика УУД

Содержание информации

Цель

Материалы для сбора информации

1

Мотивация учебной деятельности

Оценивали: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности

Методика Н.Лускановой

2

Самооценка

Определение уровень сформированности адекватной самооценки, умения оценить себя и свою деятельность

Методика «Лесенка»

3

Коммуникативные УУД

Определение умения работать в парах, договариваться, осуществлять сотрудничество

Методика «Рукавички»

4

Регулятивные УУД

Определение уровня ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия

«Рисование по точкам», «Корректурная проба»

5

Диагностика логического мышления (от 5-12 лет)

Определение уровня развития логического мышления, умения выполнять основные логические приёмы и операции

Методика Н.И.Ильичёва

6

Определение уровня умственного развития детей 7-9 лет

Исследовать уровень приёмов логического мышления: умения обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями, выделять существенные признаки предметов и явлений, исследовать запас знаний учащихся

Методика Э.Ф.Зямбицявичене

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Многоугольник. Окружность. Круг

8 час

2

Геометрические тела: параллелепипед

16 час

3

Осевая симметрия

4 час

4

Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр

3 час

5

Геометрические игры

1 час

6

Повторение

2 час

Итого:

34 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Час

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Вид,

форма

контроля

Дата

план

факт

Многоугольник. Окружность. Круг – 8 часов

1

Повторение и обобщение изученного. Составление узоров из геометрических фигур.

С.48 – 49

1

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

Работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Применять знания в изменённых условиях. Решать нестандартные задачи. Игра «Сложи квадрат».

Составление узоров из геометрических фигур.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Л: мотивация учебной деятельности, определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве

текущий

2

Решение нестандартных геометрических задач

С. 50

1

Значение геометрии в жизни людей и общества. Применение геометрии в разных сферах деятельности человека. Решение нестандартных геометрических задач.

Игра «Одним росчерком».

Решать нестандартные геометрические задачи.

Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Л: учиться выражать свои мысли, аргументировать

текущий

3

Геометрия клетчатого листа бумаги

С. 18, 51

1

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Зрительный диктант. Игры «Не пройди дважды», «Пифагор». Упражнения в построении окружностей и других геометрических фигур

Чертить геометрические фигуры на клетчатом листе бумаги.

П: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

текущий

4

Турнир смекалистых. Решение логические задачи

С. 52

1

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. Рассуждение на тему «Геометрия в жизни людей». Решение логические задачи.

Игра «Одним росчерком».

Решение логических задач. Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя;

П: строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Л: учиться выражать свои мысли, аргументировать

текущий

5

Периметр многоугольника

С.17

1

Геометрические фигуры. Из истории круга, квадрата, треугольника. Нахождение периметра многоугольника. Геометрические головоломки.

Нахождение периметра многоугольника.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

П: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

текущий

6

Геометрические узоры

С. 53-54

1

Работа с проволокой. Задания на развитие пространственного мышления. Игры «Узнай фигуру», «Собери узор»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Чертить геометрические фигуры на клетчатом листе бумаги.

Находить правило, по которому составлен узор, и продолжать его.

Р: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

текущий

7

Изготовление геометрических фигур для игры «Танграм»

С. 47

1

Задания на развитие математического представления. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

Складывать различные модели из геометрических фигур

Р: делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

К: презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения)

Л: мотивация учебной деятельности, определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве

текущий

8

Геометрический КВН

Повторение изученного

С. 55

1

Интеллектуальная разминка. Отгадывание загадок. Чтение ребусов. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Участие в конкурсах с геометрической направленностью.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя;

П: строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Л: учиться выражать свои мысли, аргументировать

текущий

Геометрические тела: параллелепипед – 16 час

9

Прямоугольный параллелепипед

С. 56 – 57

1

Узнавать прямоугольный параллелепипед. Примеры объектов действительности,

имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Грани прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

1

Узнавать прямоугольный параллелепипед.

Чертить параллелепипед. Находить вершины и ребра

П: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

К: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи

текущий

10

Каркасная модель прямоугольного параллелепипеда

57 - 58

1

Строить из проволоки каркасную модель прямоугольного параллелепипеда. Рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Изготавливать модель прямоугольного параллелепипеда из бумаги.

Выполнять преобразование фигур по заданным условиям.

Строить из проволоки каркасную модель прямоугольного параллелепипеда

П: строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Р: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств, умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

текущий

11

Обобщение и закрепление изученного.

Проект «Геометрия в красоте орнаментов»

С. 59 - 60

1

Собирать и систематизировать информацию по темам, отбирать и составлять геометрические фигуры. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы.

Игра «На что похоже?»

Использовать математическую терминологию.

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

текущий

12

Решение нестандартных геометрических задач

С. 61

1

Решение нестандартных геометрических задач.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические ребусы.

Творческое задание. Составление задач по сказкам.

Применять полученные знания для решения задач.

П: осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

К: использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания, умножения, деления).

текущий

13

Куб. Грани, вершины, рёбра куба

С. 62

1

Интеллектуальная разминка. Узнавать развёртку куба и строить модель куба.

Разгадывать ребусы. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Чертить развёртку куба на клетчатой бумаге. Строить модель куба из бумаги.

Р: выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

Л: учиться выражать свои мысли, аргументировать

текущий

14

Развёртка куба

С. 63- 64

1

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: куб. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

Создание объёмной фигуры куба из развёрток

Р: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

П: строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

текущий

15

Геометрический ребусы

Проект «Орнамент из геометрических фигур»

С. 64, №1-3

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск геометрических фигур».

Составление и чтение геометрических ребусов

Составление и чтение геометрических ребусов.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

16

Модель куба из трёх полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов

С. 65

1

Куб. Игра «Кубики для всех». Изготавливать модель куба. Игрушки из пространственных геометрических фигур Выставка игрушек. Анализ и оценка работ

Изготавливать модель куба разными способами.

П: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

К: ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

текущий

17

Обобщение и закрепление изученного. Проект «Геометрия в народном творчестве»

С. 66

1

Выполнять преобразование фигур по заданным условиям. Работа над проектом «Геометрия в народном творчестве»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы

Р: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Л: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

текущий

18

Решение нестандартных геометрических задач

С. 67

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.

Решение нестандартных задач. Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания

текущий

19

Изготовление предмета, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда

С.68

1

Изготавливать предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, по предложенной развёртке.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности

Р: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

текущий

20

Мастерская талантов. Конкурс аппликаций «Волшебная страна фигур»

С. 69 - 75

1

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Применять знания в изменённых условиях.

Разгадывать ребусы. Решение геометрических задач

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. Использовать приобретённые знания в практической деятельности

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя;

П: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

текущий

21

Решение нестандартных геометрических задач

С. 70 -71

1

Решение нестандартных геометрических задач.

Игра «Выполни симметрично». Игра «Выложи из спичек».

Пользоваться изученной математической терминологией.

Применять полученные знания для решения задач.

П: делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

К: ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

текущий

22

Геометрические ребусы

С. 71- 73

1

Решение и составление ребусов. Задания на разрезание и составление фигур. Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик». Игра «Выполни симметрично»

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

П: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Л: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

текущий

23

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела»

Игра «Узнай по развёртке».

Мозаика из геометрических фигур. Групповая работа.

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы.

П: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

текущий

24

Проверочная работа по теме «Геометрические тела»

Выполнять заданий творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. Графический диктант.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием

контроль

Осевая симметрия – 4 часа

25

Осевая симметрия

С. 76

1

Ось симметрии. Равенство фигур, симметричных относительно оси симметрии. Чтение геометрических ребусов. На клетчатой бумаге рисовать фигуру, симметричную заданной, относительно оси симметрии. Разгадывать ребусы. Вырезаем и чертим симметричные фигуры. Работа в паре

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

Р: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Л: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

текущий

26

Геометрические фигуры, имеющие оси симметрии

С. 77 - 78

1

Чертить оси симметрии в прямоугольнике, квадрате, равностороннем треугольнике. Группировать фигуры по самостоятельно найденному признаку. Классификация геометрических фигур по самостоятельно найденному признаку.

Пользоваться изученной математической терминологией.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

Р: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

текущий

27

Решение нестандартных геометрических задач

С. 79-84

1

Решать нестандартные геометрические задачи, в том числе, разгадывать геометрические ребусы.

Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

текущий

28

Обобщение и закрепление изученного.

Упражнение в разрезании и складывании фигур. Интеллектуальный конкурс «Занимательные модели»

1

Построение симметричных фигур. Нахождение симметричных фигур, предметов. Графический диктант «Кувшин»

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы.

Применять полученные знания для решения задач.

П: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

диктант

Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр – 3 часа

29

Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр.

С. 85 - 88

1

Распознавать геометрические тела: шар, сфера, цилиндр.

Геометрическое тело. Сказки про геометрические фигуры. Элементы геометрических тел. Вершина, рёбра, грань.

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

П: актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

текущий

30

Решение нестандартных геометрических задач

С. 89

1

Решать нестандартные геометрические задачи, в том числе, разгадывать ребусы. Логическая задача «Колумбово яйцо».

Практические задания. Аппликация из кругов

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы. Применять полученные знания для решения задач.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

Л: мотивация учебной деятельности, определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве

текущий

31

Обобщение и закрепление изученного.

Проект «Волшебный круг»

С. 90, 92

1

Геометрическая разминка. Логическая задача. Лепка фигур и игрушек из пластилина. Работа в группе. Веселый циркуль. Конкурс на лучший узор из окружностей.

- Учимся чертить и конструировать

- Игры и геометрические задачи. Геометрические ребусы. Геометрический кроссворд.

Пользоваться изученной математической терминологией

П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Л: учиться выражать свои мысли, аргументировать

текущий

Геометрические игры – 1 часа

32

Изготовление и использование геометрического набора «Монгольская игра»

1

Изготовить набор «Монгольская игра» и использовать её элементы для составления заданных фигур.

Пользоваться изученной математической терминологией

Р: оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

текущий

Повторение – 2 часа

33

Проверочная работа

1

Выполнять заданий творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

контроль

34

Игра «Аукцион знаний»

Повторение материала, изученного в 4 классе.

Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Выполнять заданий творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации

текущий

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п.п

Средства

Перечень средств

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1

Программа

Программа: 1-4 классы. М.И. Моро и др. Математика

Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2

Учебники (автор, год издания, издательство)

С.И. Волкова Геометрия вокруг нас Учебник: 3-4 классы Москва Просвещение 2019

3

Методические материалы

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии Москва «ВАКО» 2004.

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.

4

Дидактические материалы

Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1-4 класс.

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: 1-4 класс.

Подходова Н.С. и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. – СПб., 2000.

Печатные пособия: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.

Комплект таблиц для начальной школы: 1-4 класс.

5

Материалы для контроля

Волкова С.И. Математика. 4 класс. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2012.

Рудницкая В.Н. 2000 задач по математике. - М., Дрофа, 2016.

Тонких А.П. и др. Логические задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 2000.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

7

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова,

М.К. Антошин, Н.В. Сафонова

8

Цифровые образовательные ресурсы

Электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование». – ООО «ДОС».

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
2. Магнитная доска
3. Персональный компьютер
4. МФТ

5. Проектор

6. Экран

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.

П

Д

Д

Д

П

Д

Д

Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1экземпляра на класс);

К – полный комплект (для каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух человек);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)

Литература

Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа. – 2003. - № 9.

Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// Начальная школа. – 2003. - № 10.

Веккер Л.М. Психологические процессы. – Л. 1976.

Глотова Э.А. Угловой радиус // Начальная школа. – 2001. - № 11.

Краснова О.В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 4.

Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе// Начальная школа.#8470;1.

Карта самооценки 1 класс

Инструкция по выполнению:

#1055;рочитай задание. Если ты смог выполнить это задание, в колонке 1 поставь знак «+».

#1045;сли не хватает данных для выполнения задания, в колонку 2 впиши каких данных не хватает.

#1045;сли это «ловушка», в колонку 3 поставь знак «ловушки»

#1045;сли ты не знаешь, как выполнить это задание, в 4 колонке поставь знак « - »

Содержание задания

1

Я смогу выполнить это задание

2

Я не смогу выполнить это задание.

Не хватает данных

3

Я не смогу выполнить это задание.

Это «ловушка»

4

Я не умею выполнять такие задания

#1055;острой два треугольника, симметричные друг другу.

2. Перед тобой карта самооценки с заданиями на листе бумаги. Измеряй длину и ширину этого листа. Результаты измерения запиши.

#1053;ачерти окружность со стороной 5 см. Проведи в ней диагональ.

#1053;ачерти окружность с радиусом 4 см. Начерти один треугольник, вписанный в окружность, а другой треугольник вне круга.

5. Начерти прямоугольник со сторонами 3см и 6 см. Сравни ширину этого прямоугольника со стороной квадрата.

Карта самооценки 2 класс

Инструкция по выполнению:

#1055;рочитай задание. Если ты смог выполнить это задание, в колонке 1 поставь знак «+».

#1045;сли не хватает данных для выполнения задания, в колонку 2 впиши эти данные.

#1045;сли это «ловушка», в колонку 3 поставь знак «ловушки»

#1045;сли ты не знаешь, как выполнить это задание, в 4 колонке поставь знак «-»

Содержание задания

1

Я смогу выполнить это задание

2

Я не смогу выполнить это задание.

Не хватает данных

3

Я не смогу выполнить это задание.

Это «ловушка»

4

Я не умею выполнять такие задания

#1053;апиши названия этих геометрических фигур в два столбика: куб, квадрат, шар, ромб, конус, круг, призма, треугольник, цилиндр, пирамида, прямоугольник

#1055;острой конструкцию из шашек по трём её видам.

;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1;rev=1&h=9&w=24&ac=1

#1042;ыбери стартовую точку А. Напиши графический диктант: вниз 8, вправо вниз по диагонали 2, вправо1, вправо вверх по диагонали 1, вправо вниз по диагонали2, влево 4, влево вниз по диагонали 3, вверх 1, влево3, влево вверх по диагонали 3, вверх 3, влево вверх по диагонали 1, вправо 3, вниз 3, вправо вниз по диагонали1, вверх 6, вправо вверх по диагонали 4.

#1053;ачерти шар с радиусом 3 см

#1053;ачерти три фигуры разной формы, но с одинаковой площадью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"

Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"

Внеурочная деятельность в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс

У обучающихся будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики.....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 4 класс

У обучающихся будут сформированы начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями действительности......