внеурочка
материал (3 класс)

планы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_v_mir_professiy.docx384.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Desktop\А.Н\вн. тропинка в мир проф. 3-4 кл..jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса для начальной школы (3-4 классы) «Тропинка в профессию» составлена на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию».

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником  не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 8-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных  и ответственных вопросов.  Речь идет о проблеме профессиональной ориентации  младших школьников в учебно – воспитательном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.

Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной  становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации  уже с воспитанниками младших классов.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной  школе, когда учебно-познавательная  деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях. 

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

         Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачи:

    познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

    выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

    способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

    способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

    способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ожидаемые результаты прохождения курса  «Тропинка в профессию»:

                   участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

                   расширение кругозора о мире профессий;

                   заинтересованность в развитии своих способностей;

                   участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

                   возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся  носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса    «Тропинка в  профессию» младший школьник узнает:

    основные сферы профессиональной деятельности человека;

    основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

    предприятия и учреждения микрорайона, города;

    основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

    оперировать основными понятиями и категориями;

    рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

    пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Рабочая программа курса  «Тропинка в профессию» реализует направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данной  программе  игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.  Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

Планируемые результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»

В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

                     когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;

                     мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

                     поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

 

Предметные результаты:

Знает:

Основные сферы профессиональной деятельности человека;

Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

Предприятия и учреждения населенного пункта, района;

Основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

Оперировать основными понятиями и категориями;

Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»

с указанием форм организации и видов деятельности  

Основные направления  рабочей  программы курса

для начальной школы (3-4 класс)

«Тропинка в профессию»

 

 

 -  «У меня растут года…» - 3 класс.

         Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.

 -  «Труд в почете любой, мир профессий большой»   - 4 класс.

         Цель: формировать добросовестное  отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

  

3 класс

 «У меня растут года…»

(17 час)

 

Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.

Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).

  У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.

 Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.

Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».

 Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».

 Мир профессий (2ч.). Викторина.

Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.

Загадки о профессиях.

Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.

Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.

 Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.

 Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.

 Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.

 Моя профессия (1ч). КВН.

4 класс

 «Труд в почете любой, мир профессий большой»

(17 час)

 

Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.

  По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.

История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».

  Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.

 О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».

  О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.

 Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.

 Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.

  Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?

  «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» 1ч.). Игровой вечер.

.

 

Методы и приемы профориентации в начальной школе

 

Основные методы и приемы профориентации младших школьников:


         В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.

Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии.

Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном за счёт интеграции в различные предметы, но в соответствии с новыми стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей по этому направлению, подключая интернет – ресурсы. Заканчивая начальную школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской деятельности.

 

3 класс

« У меня растут года…»

(17 час)

тема

Кол-во часов

форма проведения

1-2

«Что такое профессия»

 

2

игровые программы, проект

3-4

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

беседа с элементами  игры, конкурс

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

игровой час

7-8

«Домашний помощник»

2

игра-конкурс,  сочинение

9-10

«Мир профессии»

2

Викторина,  ролевая игра

11-12

«Угадай профессии»

2

занятие с элементами  игры

13-14

«Какие бывают профессии»

 

2

занятие с элементами  игры

15-16

«Куда уходят поезда»

2

занятие с элементами  игры

17.

«Моя профессия»

2

КВН,  проект

 

4 класс

 «Труд в почете любой, мир профессий большой»

(17 час)

 

тема

Кол-во часов

форма проведения

1-2

«Любое дело - моё счастье в будущем» 

2

классный час, презентация, работа в группах

3-4

«По дорогам идут машины»

2

беседы - тренинг

5-6

«Все работы хороши»

2

игра-конкурс

7-8

«О  профессии продавца»

2

беседа-тренинг

9-10

«О профессии библиотекаря»

2

беседа с элементами игры

11-12

«Праздник в городе Мастеров»

2

КВН

13-14

«Работники издательства и типографии»

2

Экскурсия  в типографию,  ролевая игра

15-16

«Как приходят вести»

2

Экскурсия на почту

17.

«Веселые мастерские»

2

Игра - состязание

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочке.

Внеурочная работа во 2 классе 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по внеурочке "Цветной мир".

Цель : Содействие всестороннему развитию личности,формирование  представлений о красоте и научить сотворять красоту....

Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Этика:азбука добра"

С поступлением детей в школу появляется необходимость воспитания поведения в обществе.Основная цель курса - формирование у детейнравственных ориентиров при построениидеятельностного общения и взаимоот...

Расписание уроков и внеурочки (2 класс)

Уважаемые родители!Невозможно сделать хлопОк одной рукой. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие ...

Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г

тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....

Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"

Цель курса:  ознакомление обучающихся с объектами и  явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...