ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
методическая разработка
Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное - и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Цель воспитательной работы в начальной школе – это личностный рост каждого учащегося.
Воспитание есть целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. В моём классе учащиеся занимаются в кружке «Удивительный мир книг». Программа этого курса реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Удивительный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфика организации занятий по программе «Удивительный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы и виды организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли
- читательские конференции
При изучении произведений о Великой Отечественной войне была проведена читательская конференция по книге Ю. М. Королькова «Леня Голиков». Перед учащимися была поставлены задачи – найти и прочитать книгу этого автора, узнать автобиографические сведения о писателе Ю.М. Королькове, подготовить ответы на предложенные задания, самим придумать вопросы по данному произведению для своих товарищей, пригласить на занятие своих знакомых или родственниковчтобы поделиться своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне.Учащиесяосуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет.
Так у учащихся формируются чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности каждого человека за общее благополучие.Так формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания себя как представителя русского народа-победителя, народа-освободителя.
При изучении темы «Хранители слов - словари» была организована выставка словарей, которые учащиеся принесли из сельских библиотек, от знакомых, из дома. Потом проведена игра-конкурс «Объясни слово»,практическая работа со справочной литературой - «100 вопросов Почемучек», в которых приняли участие все дети.
По теме «История книги» проведена творческая работа «Книжка-малышка для сестрёнки или братишки». Дети самостоятельно выбирали тему, способ изготовления, подбирали материал, рисовали иллюстрации, оформляли обложку для своей книжки-малышки.Учащиеся проявили учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения поставленной перед ними задачи, имея широкую мотивационную основу деятельности, включающуюучебнопознавательные и внешние мотивы.
Конкурс «Читаем стихи о Родине поэтов Данковского края» способствовал воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Данковского края, воспитанию любви к родному краю. «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Дети посетили библиотеки, собирали материал из книг, местных газет, использовали ресурсы интернета, выучили множество стихотворений и выступили, пригласив в класс родителей, бабушек и дедушек. Сохранение обычаев, фольклора необходимо для сохранения культуры всей страны. Подготовка к таким конкурсам возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека.
Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь.
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
Программа по внеурочной деятельности создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Список литературы
1.Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после», № 2, 2013. (стр. 58)
2.Журнал «Начальная школа», № 12, 2010 г., Москва (стр. 75)
3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 5, 2012 г. (стр. 86-88.)
4.Стандарты второго поколения // Внеурочная деятельность школьников//2011 г. (стр. 7-12)
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
И.А. Анохина
учитель начальных классов
Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное - и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Цель воспитательной работы в начальной школе – это личностный рост каждого учащегося.
Воспитание есть целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. В моём классе учащиеся занимаются в кружке «Удивительный мир книг». Программа этого курса реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Удивительный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфика организации занятий по программе «Удивительный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы и виды организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли
- читательские конференции
При изучении произведений о Великой Отечественной войне была проведена читательская конференция по книге Ю. М. Королькова «Леня Голиков». Перед учащимися была поставлены задачи – найти и прочитать книгу этого автора, узнать автобиографические сведения о писателе Ю.М. Королькове, подготовить ответы на предложенные задания, самим придумать вопросы по данному произведению для своих товарищей, пригласить на занятие своих знакомых или родственниковчтобы поделиться своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне.Учащиеся осуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет.
Так у учащихся формируются чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности каждого человека за общее благополучие.Так формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания себя как представителя русского народа-победителя, народа-освободителя.
При изучении темы «Хранители слов - словари» была организована выставка словарей, которые учащиеся принесли из сельских библиотек, от знакомых, из дома. Потом проведена игра-конкурс «Объясни слово»,практическая работа со справочной литературой - «100 вопросов Почемучек», в которых приняли участие все дети.
По теме «История книги» проведена творческая работа «Книжка-малышка для сестрёнки или братишки». Дети самостоятельно выбирали тему, способ изготовления, подбирали материал, рисовали иллюстрации, оформляли обложку для своей книжки-малышки. Учащиеся проявили учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения поставленной перед ними задачи, имея широкую мотивационную основу деятельности, включающую учебнопознавательные и внешние мотивы.
Конкурс «Читаем стихи о Родине поэтов Данковского края» способствовал воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Данковского края, воспитанию любви к родному краю. «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Дети посетили библиотеки, собирали материал из книг, местных газет, использовали ресурсы интернета, выучили множество стихотворений и выступили, пригласив в класс родителей, бабушек и дедушек. Сохранение обычаев, фольклора необходимо для сохранения культуры всей страны. Подготовка к таким конкурсам возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека.
Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь.
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
Программа по внеурочной деятельности создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Список литературы
1.Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после», № 2, 2013. (стр. 58)
2.Журнал «Начальная школа», № 12, 2010 г., Москва (стр. 75)
3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 5, 2012 г. (стр. 86-88.)
4.Стандарты второго поколения // Внеурочная деятельность школьников//2011 г. (стр. 7-12)
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)
Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.
Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...
Всестороннее развитие личности младшего школьника посредством внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...
Презентация "Проектно – исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Это интересно!...
Всестороннее развитие личности младших школьников посредством внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частья учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности и воспитательной работе
В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), поменялась технология прое...