ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
методическая разработка

Анохина Ираида Алексеевна

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, 
который называется воспитанием в широком смысле этого слова. 
Здесь все главное - и урок, 
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
 
В.А.Сухомлинский.

Цель воспитательной работы в начальной  школе – это личностный рост каждого учащегося.

Воспитание есть целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. В моём классе учащиеся занимаются в кружке «Удивительный мир книг». Программа этого курса реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Удивительный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфика организации занятий по программе «Удивительный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы и виды организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли
  • читательские конференции

 

При изучении произведений о Великой Отечественной войне была проведена читательская конференция по книге Ю. М. Королькова «Леня Голиков». Перед учащимися была поставлены задачи – найти и прочитать книгу этого автора, узнать  автобиографические сведения о писателе Ю.М. Королькове, подготовить ответы на предложенные задания, самим придумать вопросы по данному произведению для своих товарищей, пригласить на занятие своих знакомых или родственниковчтобы поделиться своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне.Учащиесяосуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет.

Так у учащихся формируются  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности каждого человека за общее благополучие.Так формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания себя как представителя русского народа-победителя, народа-освободителя.

 

При изучении темы «Хранители слов - словари» была организована выставка словарей, которые учащиеся принесли из сельских библиотек, от знакомых, из дома. Потом проведена игра-конкурс «Объясни слово»,практическая работа со справочной литературой - «100 вопросов Почемучек», в которых  приняли участие все дети.

По теме «История книги» проведена творческая работа «Книжка-малышка для сестрёнки или братишки». Дети самостоятельно выбирали тему, способ изготовления, подбирали материал, рисовали иллюстрации, оформляли обложку для своей книжки-малышки.Учащиеся проявили учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам решения  поставленной перед ними  задачи, имея широкую мотивационную основу деятельности, включающуюучебно­познавательные и внешние мотивы.

  Конкурс «Читаем стихи о Родине поэтов Данковского края» способствовал воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Данковского края, воспитанию любви к родному краю. «Любовь   к  родному  краю,   знание   его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Дети посетили библиотеки, собирали материал из книг, местных газет, использовали ресурсы интернета, выучили множество стихотворений и выступили, пригласив в класс родителей, бабушек и дедушек. Сохранение   обычаев,   фольклора  необходимо для сохранения культуры всей страны. Подготовка к таким конкурсам возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека.

 Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)

 «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

 «Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь.

Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.

Ты учишься печатать, когда печатаешь.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

Программа по внеурочной деятельности создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Список литературы

1.Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после», № 2, 2013. (стр. 58)

2.Журнал «Начальная школа», № 12, 2010 г., Москва (стр. 75)

3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 5, 2012 г. (стр. 86-88.)

4.Стандарты второго поколения // Внеурочная деятельность школьников//2011 г. (стр. 7-12)

 Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

И.А. Анохина

учитель начальных классов

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, 
который называется воспитанием в широком смысле этого слова. 
Здесь все главное - и урок, 
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
 
В.А.Сухомлинский.

Цель воспитательной работы в начальной  школе – это личностный рост каждого учащегося.

Воспитание есть целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. В моём классе учащиеся занимаются в кружке «Удивительный мир книг». Программа этого курса реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Удивительный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфика организации занятий по программе «Удивительный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы и виды организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли
  • читательские конференции

При изучении произведений о Великой Отечественной войне была проведена читательская конференция по книге Ю. М. Королькова «Леня Голиков». Перед учащимися была поставлены задачи – найти и прочитать книгу этого автора, узнать  автобиографические сведения о писателе Ю.М. Королькове, подготовить ответы на предложенные задания, самим придумать вопросы по данному произведению для своих товарищей, пригласить на занятие своих знакомых или родственниковчтобы поделиться своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне.Учащиеся осуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет.

Так у учащихся формируются  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности каждого человека за общее благополучие.Так формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания себя как представителя русского народа-победителя, народа-освободителя.

При изучении темы «Хранители слов - словари» была организована выставка словарей, которые учащиеся принесли из сельских библиотек, от знакомых, из дома. Потом проведена игра-конкурс «Объясни слово»,практическая работа со справочной литературой - «100 вопросов Почемучек», в которых  приняли участие все дети.

По теме «История книги» проведена творческая работа «Книжка-малышка для сестрёнки или братишки». Дети самостоятельно выбирали тему, способ изготовления, подбирали материал, рисовали иллюстрации, оформляли обложку для своей книжки-малышки. Учащиеся проявили учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам решения  поставленной перед ними  задачи, имея широкую мотивационную основу деятельности, включающую учебно­познавательные и внешние мотивы.

  Конкурс «Читаем стихи о Родине поэтов Данковского края» способствовал воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Данковского края, воспитанию любви к родному краю. «Любовь   к  родному  краю,   знание   его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Дети посетили библиотеки, собирали материал из книг, местных газет, использовали ресурсы интернета, выучили множество стихотворений и выступили, пригласив в класс родителей, бабушек и дедушек. Сохранение   обычаев,   фольклора  необходимо для сохранения культуры всей страны. Подготовка к таким конкурсам возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека.

 Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)

 «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

 «Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь.

Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.

Ты учишься печатать, когда печатаешь.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

Программа по внеурочной деятельности создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Список литературы

1.Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после», № 2, 2013. (стр. 58)

2.Журнал «Начальная школа», № 12, 2010 г., Москва (стр. 75)

3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 5, 2012 г. (стр. 86-88.)

4.Стандарты второго поколения // Внеурочная деятельность школьников//2011 г. (стр. 7-12)

 Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.

Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...

Всестороннее развитие личности младшего школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Всестороннее развитие личности младших школьников посредством внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частья учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности и воспитательной работе

        В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), поменялась технология прое...