Сортируем мусор- бережем природу!
материал (4 класс)

Лазарева Ирина Сергеевна

Занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sortiruem_musor_-_berezhem_planetu.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

«Сортируем мусор – бережем природу!»

                                        Подготовила и провела: учитель начальных классов, Лазарева И.С.

        

2024 г.

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Задачи:

1.     Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

2.     Развивать умение анализировать экологическую проблему.

3.     Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе

4.     Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

5.     Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

6.     Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

·     Мусорные контейнеры Проглотики    

·     Отрезанное горлышко от пластиковой бутылки, ленточка, яйцо от киндер-сюрприза

·      Различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно»)

·      Фонограмма «Голоса леса»

·      Глобус

Ход образовательного процесса

  (Раздается стук в дверь, в класс входит почтальон, приносит конверт.)
Учитель: Посмотрите, ребята, нам принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри.. Дети, жители мусорного города сегодня прислали нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем рассказывается.

Мусорная фантазия.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

 Ответы детей. В нем говорится о мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.

Учитель: Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?        

 Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Ответы детей. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки.

Учитель:Правильно,  сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида (показ иллюстраций).

пищевые отходы - это  все что попадает в мусорное ведро с кухни;

-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?  Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Ответы детей. В мусорное ведро.

Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят

 контейнеры с мусором?

Дети. На свалку.

Учитель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.

Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с классом?  А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!

Дети: В группе грязно, некрасиво.

Учитель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дружно вставайте, будем мусор собирать!

Мы по улице идём, на которой мы живём,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.

Раз в ведро, а два - в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если вместе потрудиться

Всё вокруг преобразится!

Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!

Учитель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?

Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.

Учитель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.

Учитель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: Лес, вода, земля

Учитель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в городах нашей страны.

Звучит музыка и учитель выносит мусорные контейнеры.

Учитель: Ребята, к нам в гости пожаловали жители мусорной страны Проглотики. Как вы думаете, почему их так назвали?

Дети: Потому, что они глотают мусор.

Учитель: Ребята, а что у них в руках?

Дети: У них в руках то, чем они питаются. У одного – бумага, у другого -  пластик, у третьего -  металл.

Учитель: Проглотики просят, чтобы вы их покормили. Только это необходимо сделать правильно. Д/игра «Сортируем мусор правильно»

Вот какие молодцы! Все справились с заданием правильно.

Учитель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т. д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки? Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь смастерим из ненужных вещей!

Посмотрите, у нас в корзине остались пластиковые бутылки и упаковка от киндер-сюрпризов. Как можно использовать пластиковые бутылки?

Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (вазочка, кормушка, украшение и пр.)

Предложить детям изготовить игру «Бильбоке» (заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки, ленточка, яйцо от киндер-сюрприза).

Практическая работа детей.

Показ глобуса.

Учитель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и   в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?

Дети:  Не  мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.

Ребенок читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша  навеки родная земля

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Бережем родную природу"

занятие для детей с экологическим уклоном...

Проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответ...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

Проект «Бережем планету вместе или вторая жизнь мусора»

Коллективно-творческий проект «Бережем планету вместе или вторая жизнь мусора». Цель проекта: Узнать всё о способах утилизации мусора, научиться через практическую...

Учимся сортировать мусор

Конспект занятия по экологическому воспитанию: "Учимся сортировать мусор"...

Логопедическое занятие "Бережем природу"

Данный матениал может быть использован в работе с лексической темой "Природа", "Экология" на логопедическом занятии....

Конкурсно-игровой программе «Природа – твой дом, не смей мусорить в нём!»

Конкурсно-игровой программе «Природа – твой дом, не смей мусорить в нём!»...