особенности работы с детьми ОВЗ.
методическая разработка
в статье рассказывается о работе с детьми ОВЗ.ВИДЫ обучения детей овз. особенности работы с детьми овз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennostiobucheniya_detey_s_ovz.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья – это состояние, которое зачастую не позволяет дошкольнику или школьнику в полной мере усваивать учебный материал, преподаваемый в общеобразовательных учреждениях. Это происходит ввиду задержки психо-эмоционального, интеллектуального или физического развития.
Обучение ребенка с ОВЗ важно проводить по инклюзивной системе, то есть при таких условиях, когда школьник максимально включен в общий образовательный процесс. Сегодня существует множество методик, позволяющих это сделать. Обучение детей с ОВЗ ОВЗ не означает инвалидность. Это педагогический термин, означающий проблемы с усвоением учебного материала. Образование таких детей вызывает множество вопросов. Закон «Об образовании» выделяет несколько способов обучения детей, имеющих ОВЗ.
- Инклюзивный класс стандартной школы.
- Коррекционный класс стандартной школы.
- Коррекционное учебное заведение.
- Образование на дому.
- Образование семейного типа.
Обучать ребенка должны педагоги, имеющие соответствующую квалификацию и опыт обращения с детьми, имеющими ОВЗ (например, прошедшие специальные курсы).
Особенности обучения детей с ОВЗ: инклюзивное образование в обычной школе
В этом случае здоровые школьники и дети, которые имеют ОВЗ, учатся в одном классе, они посещают вместе школьные праздники и другие мероприятия, школьную столовую, общаются на переменах.
Преимущество очевидно: обучаясь вместе с особенными детьми, школьники быстро понимают, что все люди разные, учатся относиться к таким особенностям с пониманием, развивается эмпатия, навыки взаимопомощи. Минусы и проблемы также имеются:
- Школа по месту проживания не имеет право отказать школьнику в инклюзивном образовании, однако одновременно не может принять его на учебу без формирования специальных условиях (пандусы для детей на инвалидной коляске).
- Создание таких условий может стать трудностью, с которой учебное заведение не справится своими силами. Не у каждой школы есть материальные возможности на выплату заработной платы дефектологу.
- Администрации некоторых учреждений принимают детей, имеющих ОВЗ, чтобы получить соответствующий статус инклюзивного объекта, но при этом не заботятся о переквалификации педагогов. Результат – учителя недостаточно компетентны и не знают, как работать с детьми, у которых есть особенности здоровья.
- Многие родители хотят, чтобы их сын или дочь были обычными людьми и не учитывают индивидуальные особенности их психики и организма. Родители детей без отклонений часто не готовы к тому, что в классе появляется ребенок, имеющий ОВЗ. Все это становится причиной конфликтов, травли, психологических травм. Обучение в коррекционном классе стандартной школы
Cute schoolgirl writing a while her teacher is talking in a classroom
Данный метод в педагогике носит название интеграции. Отличайте это понятие от инклюзии. В процессе интеграции детей с отклонениями в здоровье и различным возрастом объединяют в отдельный класс коррекции. У таких детей отдельная программа, однако они могут общаться со здоровыми школьниками на переменах, во внеучебное время.
К достоинствам интеграционного процесса относится следующее:
- Дети будут заниматься по отдельной программе, составленной с учетом их особенностей, поэтому они не будут ощущать себя отстающими по сравнению со здоровыми сверстниками.
- Они будут находиться в коллективе, что способствует полноценной социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде.
Проблемы аналогичные, как и у инклюзивного формата. Основной недостаток – класс коррекции всегда будет восприниматься обществом как нечто неполноценное – это может повлиять на репутацию таких детей и на репутацию всей школы
Особенности обучения детей с ОВЗ в рамках школы коррекции
Коррекционная школа принимает только тех детей, у которых есть ограниченные возможности по здоровью. В таких учреждениях учатся школьники со схожими проблемами, нарушениями и отклонениями, например, есть школы для ребят с заболеваниями опорно-двигательной системы или с нарушениями зрения. Преимущества такого формата следующие:
- Дети будут находиться среди школьников с аналогичным диагнозом, поэтому они не будут ощущать себя неполноценными или ущемленными.
- Программы составляются в соответствии с особенностями детей, что существенно повышает качество образовательного процесса.
- В таких школах есть необходимая материально-техническая база, оборудование для эффективной организации уроков (наушники для глухих, специальный увеличенный шрифт для школьников, у которых есть проблемы со зрением).
- Многие ученики знакомы друг с другом, так как они посещали специальный детский сад. Им будет проще адаптироваться в коллективе.
Недостатки также имеются:
- Эти дети практически не контактируют со здоровыми ровесниками, поэтому они привыкают существовать в ограниченном микросоциуме. Это препятствует полноценной адаптации во взрослой жизни.
- Под действием стереотипов и окружающего мнения такие дети не стремятся к получению среднего профессионального или высшего образования, даже если такая возможность присутствует.
- Особенности надомного обучения
При таком формате ребенок может прикрепляться к обычной или коррекционной школе, однако он не посещает уроки. Учителя приходят к нему домой или занимаются в дистанционном формате.
Для проведения надомного обучения у школы должен быть УИП, распределена соответствующая нагрузка по педагогам, предусмотрены определенные способы аттестации.
Для перевода школьника на надомное обучение родителям нужно написать заявление, также ребенок проходит медико-социальную экспертизу, комиссия выдает заключение. Право на надомный формат есть у детей с болезнями из конкретного перечня, например, с анемией, злокачественными новообразованиями и другими серьезными патологиями.
Основное достоинство этого формата – он оптимально подходит для маломобильных школьников, которые не могут передвигаться самостоятельно, страдают серьезными нарушениями. К недостаткам относится следующее:
- Родителям потребуется создать все условия для образования дома (быть дома, открывать дверь учителям, если ребенок не может сделать это сам, приобрести необходимый инвентарь).
- Надомники изучают много материала самостоятельно, а значит, могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Семейный формат
При таком способе ребенок получает знания вне стен учебного заведения, то есть осваивать школьную программу придется самостоятельно. Ответственность за качество образовательного процесса, усвоение материала ложится на родителей.
Ребенок учится дома или дистанционно, на онлайн-платформе. Для перехода на такую систему подается соответствующее заявление в департамент образования, после чего лицо отчисляется из школы, выбирает учебное заведение для аттестации.
Преимущества этого формата следующие:
- Дети изучают материал в комфортном для них темпе, подбирают подходящую нагрузку в соответствии с особенностями здоровья.
- Уроки проходят дома, в комфортной для школьника обстановке, что актуально, если у него есть проблемы психоэмоционального развития.
- Родители могут воспользоваться услугами онлайн-школы, что снимает с них часть нагрузки.
- У детей появляется время на внеклассные занятия, саморазвитие, увлечения.
Перечислим недостатки:
- Если родители решат обучать ребенка сами, они столкнутся с большими трудозатратами, образовательному процессу нужно уделять много времени.
- Если организовать обучение неправильно, ребенок будет отставать по школьной программе, не получать нужные знания.
- Для промежуточных аттестаций придется прикрепиться к стандартной школе для обычных детей, при этом сложно найти учебное учреждение для проверки знаний по специальной программе с адаптацией.
- Дистанционный формат не подходит для школьников с заболеваниями слуха или зрения.
- Обучение в онлайн-школах будет недешевым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми коррекционного класса
«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...
Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...
Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов...
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....
Доклад на тему "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности работы сдетьми с ОВЗ....
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...