Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы
методическая разработка по музыке по теме

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_detmi_5_6_let_hor.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская Музыкальная Школа»

Особенности работы с детьми 5-6-летнего возраста.

Подготовила

преподаватель хора

Павлова А.И.

г. Урай  2011 г

       Хоровое искусство остается одним из самых доступных  и любимых детьми видов коллективного, художественного  творчества. Трудно переоценить воспитательное значение хорового пения на детей, которое определяется на ребенка исполнительского коллектива, природой самого хорового звучания, способного вызывать сильные эмоции.

     Пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где дети получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева-другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей.  

     Дети приходят в хор и учиться хоровому пению, и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.

Специфические особенности занятий хоровым пением помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе; т.к. помимо решения логопедических, координационно-ритмических и др. проблем, занятия хором способствуют раскрепощению психики ребенка.

    Помимо приобретения вокально- хоровых навыков у детей имеются огромные возможности для расширения кругозора, воспитание чувств гражданственности, коллективизма. Но благотворное влияние музыки на маленьких исполнителей может иметь только художественно исполненное произведение, а уровень художественности исполнения напрямую зависит от овладения детьми отдельными техническими навыками. Об особенности работы с детьми на начальном этапе написано достаточно много ведущими отечественными специалистами - В.Г.Соколовым, Л.М.Ждановой, Л.М.Абелян, Л.М.Жаровой, Г.А.Струве и д.р.

     Формирование певческой деятельности у детей 5-6 летнего возраста зависит не только от индивидуальных особенностей и коллективного опыта, но так же от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение детей на занятиях - залог будущего успеха. Дисциплина- это атмосфера, в которой дети творят, учатся новому. Известный хоровой деятель В.Г.Соколов считает, что «художественные результаты находятся в прямой зависимости от дисциплины, поведения детей».

В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, повышенно эмоциональны.

    Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом мастер хорового дела Болгарии Бончо Бончев: «Без ласки нет пения».

В хоре необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего возраста. Младший возраст- это период, который должен вобрать в себя то, что наиболее характерно для условий воспитания ребенка до школы, укреплять все полезное для дальнейшего обучения и создать благоприятные условия для усвоения того нового, что вытекает из обстоятельств и условий на новой ступени развития ребенка. Помощь в преодолении трудностей, неизбежных на начальном этапе, несет знание некоторых известных приемов.

    Например, такой прием подражания . «сделай, как я» необходим на начальном этапе работы. Помимо этого приема следует спрашивать наиболее активных, способных детей – тех, кто может служить примером для подражания. (Детей, у которых еще не налажена координация между слухом и голосом, которые отстают от остальных ребят по какой- либо другой причине, следует спрашивать лишь для того чтобы поддержать, похвалить за то, что у них получается, с чем они справляются.

    В хоровой работе с детьми 5-6 летнего возраста надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить начинающих певцов к новым формам деятельности. На начальном этапе именно игру и следует использовать как метод преодоления трудностей.

    В своей статье Л.М.Жарова приводит такой пример:  педагог играет на рояле один звук в нюансе и говорит: «Послушайте, ребята, как звучит эта нота?» .(В классе должна быть полная тишина.) «Теперь прислушайтесь, как мой голос точно повторяет этот эвук, полностью сливается с ним, получается единое, целое в звучании. Кто сможет сделать так же?» Педагог просит спеть сначала одного ученика, потом сразу двух, трех, десять человек и т.д. И вот уже хор звучит совсем по другому,, Игровые приемы очень облегчают хоровую деятельность с детьми. В месте с тем, игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть хоровой  деятельности.

    К сожалению, в последние годы все чаще в школу приходят дети, не только не имеющие понятия о дисциплине, ответственности, но и никогда не игравшие в коллективные детские игры, известные каждому нынешнему взрослому, такие, как  например, русские народные игры- хороводы «Колпачок» «Каравай». Ушли в прошлое игры, начинающиеся разнообразными считалками, которые учили детей четко, ритмично произносить слова, выделяя движением руки ударные слоги. Поэтому, знакомимся с малышами на первых занятиях в игре-хороводе «Каравай».

Двигаясь в хороводе, держась за руки и произнося ритмично слова, дети получают азы пространственной ориентации, улучшается моторно- речевая координация, в непринужденной форме воспитывается чувство ритма, эстетика. «Признание в любви» всем присутствующим в конце каждого куплета (…я люблю, конечно, всех…) обычно вызывает ответную, положительную реакцию даже у самых застенчивых малышей.

    На первом занятии мы считаем целесообразным введение хорового чтения, например, стихотворение Н.Усатовой «Слово на ладошках», которое исполняется с движением.

 Я найду слова везде (разводят руки в стороны)

И на небе, и в воде (поднимают руки вверх, опускают вниз)

На полу, на потолке (опускают руки вниз, поднимают вверх)

На носу и на руке (указательными пальчиками касаются носа, хлопают ладошкой по руке)

    Во первых, с чтением стихов все дети знакомы, поэтому смело и охотно повторяют за педагогом короткие фразы; во вторых, прежде чем они пропоют первый звук, полезно обратить внимание на артикуляцию, т.е. на то, как «открывается рот»- красиво или некрасиво, в результате чего стихотворение получается выразительным или не выразительным; в третьих, свою первую песню в хоре они исполнят далеко не сразу, а исполнение такого «хорового стихотворения» может быть исполнено довольно выразительно уже на третьем занятии, что создает в коллективе «ситуацию успеха», что благотворно повлияет на дальнейший творческий процесс.

    На занятиях среди многочисленных задач, стоящих перед дошкольниками, мы считаем первоочереднной ритмическую организацию. Почему именно ритм? Потому, что сама жизнь есть ритм, и пребывание ребенка в ритме -  состояние для него естественное, следует просто на него обратить внимание детей.

    Для воспитания хористов упражнения, развивающие чувство ритма, очень важны. Ритмически четкое исполнение партии, своевременное вступление, умение выдержать паузы, устойчивость темпа - все это представляет большую трудность, преодолеть которую помогает ритмическая тренировка.

    Воспитание и развитие чувства ритма - серьезная и нелегкая проблема, наиболее глубокое теоретическое обоснование  имеется у видного советского психолога Б.М.Теплова. В своих трудах он дал четкое определение самой сути ритма. Основу его, указывал ученый, составляет моторика, а потому и восприятие ритма бывает не только «слуховым» но и «слухо - двигательным». Б.М.Теплов, приводя основные положения теории швейцарского педагога – музыканта Жак - Далькроза, который первым понял двигательную природу музыкально – ритмического чувства, писал, что «…нельзя не согласиться полностью с такими его положениями: «Всякий ритм есть движение…В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело…Без телесных ощущений ритма… не может быть воспринят ритм музыкальный». Исходя из этих положений, советский ученый делает важный практический вывод: «Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки»(Б.М.Теплов, Психология музыкальных способностей).Следовательно, развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки.

    Наиболее простая форма обучения маленьких певцов -  четко хлопать в ладоши, притопывать  в такт песни. Любое движение под музыку должно быть обосновано чисто эмоционально. Очень важно, чтобы дети научились ощущать сильную и слабую доли, это создает хорошую основу для постижения в дальнейшем темпа, размера, длительностей нот, пауз, решит проблему одновременного вступления, и т.д. В дальнейшей работе можно использовать различные ритмические схемы и отрабатывать их по тактам в разной последовательности, попробовать поиграть в речевые каноны, например: Е.Поплянова «Шла веселая собака». Речевой канон является не только увлекательной игрой, но и учит твердо и уверенно держать свою партию, что окажет незаменимую услугу в дальнейшем, при разучивании канона вокального.

    Следующей задачей, стоящей перед нами, это формирование округлых гласных, с правильным открытием рта – свободно, вертикально. Решение этой проблемы отражено в книге видного детского хормейстера В.С.Попова «Русская народная песня в детском хоре», в методической работе М.Розенберг «Развитие интелектуально – художественных способностей детей в хоре ДМШ».

    Чтобы решить данную задачу, мы выполняем следущее упражнение, при этом помогаем себе руками, чтобы расслабить мышцы лица, тела:

А – руки свободно опускаются сверху вниз,

О – руки описывают круг,

Е – кисти рук опускаются вниз.

И – руки согнуты в локтевом суставе, кисти круглые двигаются навстречу друг к другу.

У – руки вытягиваются вперед, кисти круглые.

    Чем непринужденее движения рук, тем свободнее открывается рот.

Повторяя второй, третий раз, мы не просто произносим, а прислушиваемся друг к другу, чтобы получилось одновременно, вместе, свободно, одинаково по динамике и звуковой окраске.

    С этого момента ученики должны быть внимательны к своей разговорной речи. И дома, и в классе, они должны разговаривать красиво, вертикально открывая рот.

    Продолжая работу над правильным формированием гласных, мы используем скороговорки, дети их очень любят. Они всегда способны удивить нас своим звуковым нарядом и требуют от нас иного, чем в обычной речи, отношения к изучению родного языка – внимательного, заботливого. Ведь недаром дал народ скороговоркам еще одно имя – чистоговорки, например:

  1. Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
  2. Ослик, ослик, дорогой, рот, пожалуйста, открой.
  3. Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка то – же.
  4. Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.
  5. Ученик учил уроки- у него в чернилах щеки.

                                                                            (С.Я.Маршак).

Далее переходим к артикуляционным упражнениям.

  1. Произнесение разных гласных: А – О - Э –И – У. Следить за круглой манерой произнесения, за свободой артикуляционного аппарата. Произнесение этих же гласных закрытым ртом, активно артикулируя. Это дает ощущение мышечной свободы.
  2. Добавление к гласным согласных, что активизирует дикцию. Нельзя допускать утрированного произношения согласных.

      Ах – Ох – Эх – Их – Ух  -

      Ак – Ок – Эк - Ик  - Ук –

      Ат - От – Эт – Ит – Ут

   Первые два упражнения мы произносим на разной высоте, с различной смысловой и эмоциональной окраской:

Удивление – недоумение,

Радость – печаль,

Ликование – грусть,

Доброта – злость, а также ехидство, вредность, испуг и т.д.

  1. Произнесение согласных:

а)   Ф – С – Ш –

б)   Ф – Х – Ц –

   Следить, чтобы вдох был активный, произнесение на вдохе, выдох шумный. Плечевой и грудной отделы неподвижны, но мышечная свобода сохранена.

  1. Произнесение согласных, вызывающих у детей образные ассоциации (например, звуки, связанные с игрой в железную дорогу) – Чу - , - Ф - , - Ц -,

ТТ - , - Чу - , _ К – и т. п. Последние два упражненияполезны -  дети, не задумываясь, начинают пользоваться певческим дыханием. Кроме того,  упражнения формируют фонетическую атаку, каркас слова, необходимый для четкой артикуляции.

Следующим этапом работы являются вокальные упражнения.

  1. Пение гласных на разной высоте:

А – О – Э – И – У - , - А – О – Э – И – У –

Звук должен тянуться ровно, гласные пропеваются кругло, одинаково, дети стараются слушать друг друга.

  1. Пение коротких слов – к гласным добавляются согласные:

Ма – Ма, Па – Па, Ба – Буш – Ка.

Работа губных мышц должна быть активной, мягкой, но не вялой.

  1. Пение небольших попевок.  Следим, чтобы все гласные дети произносили одинаково кругло и собранно.
  2. Следующее упражнение поможет в освоении интонирования большой терции:

Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли. Как они летели – все на них глядели. Журавли курлыкали, киски мурлыкали.

Следить, чтобы интонирование верхней нотки было чистым, прикосновение к звуку «сверху». Очень важно обратить слуховое внимание детей к предслышанию хода на большую терцию.

  1. Интонирование мажорного трезвучия на legato и staccato. Вырабатывается навык ощущения высокой позиции:

Ра – ду – га, Ра – ду – га, Сол – ныш – ко, Сол – ныш – ко.

    После вокальных упражнений следует работа над произведением. Работа над произведением – целый мир новых открытий. При знакомстве с песней обязательно исполнить ее очень ярко, захватывающе, чтобы ребенок стремился поделиться полученной информацией с близкими, выучить произведение, и , возможно, узнать как можно больше.

    Разучивание происходит по фразам, постепенно фразы объединяются в предложения, и наступает этап целостного исполнения.

    В своей работе мы не касались отдельно методов развития вокально-хоровых навыков так как в основном все навыки формируются и развиваются параллельно, например, пропевая скороговорки, мы не только учим четко произносить согласные звуки, но и провильно формировать, тянуть гласный звук. А это уже тема звуковедения. Исполнение тех=же упражнений на разной высоте, на одном-двух звуках, развивает и слух, и интонацию, укрепляет певческое дыхание. Цель нашей работы – поделиться практическим опытом работы с детьми 5 – 6- летнего возраста.

Список использованной литературы:

  1. В.В. Емельянов Развитие голоса, координация и тренинг., СПБ: 2000.
  2. Музыка в школе., Сост: Т.Жданова, А.Кононенко.,М:1981.
  3. От зимы до осени:Фольклерный праздник в школе. Сост: Г.Науменко, З.Новлянская, М:ДетЛит, 1982.
  4. В.В. Попов Русские народные песни в детском хоре. М:1979.
  5. В.В. Попов Хоровой класс, М:1988.
  6. Работа с детским хором.Сборник статей.,М:1981.
  7. Н.В. Романовский Хоровой словарь. М:1980
  8. Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей. – в кн: Проблемы индивидуальных различий, М:1961.
  9. Учите детей петь., сост:Т.М.Орлова, С.И.Бекина.,М:1988.
  10. З.К.Шушкина, Ритмика., М:1967.
  11. И.Е.Домогацкая., Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет.,М:2004
  12. А.Н.Зимина., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста., М:Владос:2000.

План открытого урока в группе раннего музыкального развития.

Тема урока: Работа над начальными хоровыми навыками в группе раннего музыкального развития.

Цель урока: Развитие начальных хоровых навыков у детей пятилетнего возраста.

Задачи:

  • Образовательные: работа над вокально – певческой постановкой, дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Развивающие:  развитие чувства ритма, реакции на хоровой жест.

Воспитательные: воспитывать активность, эмоциональность, дисциплинированность.

 Методы:

На данном уроке были использованы следующие методы:

1. Наглядный метод, состоящих из следующих компонентов:

  • Слуховая наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки детьми во время исполнения ими упражнений, песен ритмических движений.
  • Тактильная наглядность – ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
  • Зрительная наглядность – показ певческих приемов в вокально-хоровых, ритмических упражнениях, атрибутов.
  • Словесный метод: объяснения, пояснения, указания,  поэтическое слово

Приёмы:

Приемы развития слуха:

  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного.
  • Повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента.
  • Подстраивание высоты своего голоса к звуку рояля, голосу педагога, группы детей.
  • Пение «по цепочке»

Приемы развития голоса:

  • Представление «в уме» первого звука до того, как он будет возпроизведен вслух.
  • Вокализация песни на слог «ду» с целью выравнивания тембрового звучания.
  • При пении восходящей терции верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящей терции, нижний звук стараться исполнять в позиции верхнего.
  • Произношение текста активным шёпотом.
  • Нахождение главного по смыслу слова в фразе, предложении.
  • Вариативность заданий при повторении упражнений и заучивание песенного материала за счет способа звуковедения,  вакализации слога, динамики, эмоциональной выразительности.

Приёмы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

  • Постоянное побуждение детей к самоконтролю в процессе пения.
  • Одобрение, поощрение детей с целью стимуляции их интереса к занятиям.
  • Использование дыхательной гимнастики.

Оборудование: фортепиано, стульчики, театральные атрибуты (шапочки, корзинки).

                                           

План урока:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Вокально – певческая постановка.
  3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  4. Двустишья.
  5. Ритмические упражнения.
  6. Вокальные упражнения.
  7. Работа над произведением. Г. Шахова «Любимое кушанье».
  8. Пение выученной песни И. Фроловой «Снеговик».
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.
  11. Методы.

               

Ход урока:

Водная беседа. Нацелить детей на дисциплину, активную работу.

Вокально-певческая установка. Использовать песню из сборника Л. Абеляна «Как Рыжик научился петь». Обратить внимание детей на стихи данной песни и точно выполнить всё, о чём говориться в этом произведении.

Если хочешь, сидя петь,

Не садись ты, как медведь,

Спину выпрями скорей,

        Ноги в пол упри смелей,

Раз – вдох, и запел,

Птицей звук полетел,

Руки, плечи - всё свободно

       Петь приятно и удобно».

Дыхательная  и артикуляционная гимнастика:

  1.  А - руки свободно опускаются сверху вниз.

      О - руки описывают круг.

      И - руки согнуты в локтевом суставе, кисти круглые двигаются навстречу друг к другу.

      У - руки вытягиваются вперед.

Условия: движения руками выполнять непринуждённо, во время произношения, прислушиваться друг к другу, чтобы получалось одновременно, вместе, одинаково по динамике и звуковой окраске.

  1.  Произношение гласных вместе с согласными:

Ах-Ох-Ух, Ат-От-Ут.

Условие: упражнение выполнять с различной смысловой и эмоциональной окраской (удивленно, радостно, грустно.)

  1. Произнесение согласных:

Ф-С-Ш.

Условия: вдыхать активно, произносить звуки на вдохе, выдыхать шумно. Плечи и грудь не поднимать.

Двустишья:

  • «Ученик учил уроки

            -У него в чернилах щеки»

  • «Ослик, ослик, дорогой,

             Рот, пожалуйста, открой.»

  • «Ель на ежика похожа

             Еж в иголках, елка тоже»

Условия:  говорим одновременно, хорошо проговаривая согласные буквы, округляя гласные.

                    Двигательная пауза (выполнение ритмических упражнений):

Размер 2/4.Четыре восьмых, восьмая две шестнадцатых, две шестнадцатых одна восьмая, четверть с точкой одна восьмая.

Правило: внимательно слушать, точно и вместе  повторять за педагогом данные задания. 

Вокальные упражнения:

  1.  Пение гласных на разной высоте: А-О-Э – И - У.

Условия: петь ровно, гласные пропевать округло, как «яблочко», слушать друг друга.

  1. Пение коротких слов, к гласным добавляются согласные:
  • «Мама, папа, бабушка».

       Условие: Губы активные.

  1. Пение  попевки
  • «У кошки Маргошки красные сапожки».

Условие: гласные произносить одинаково округло, собранно.

  1. Пение упражнения:
  • «Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли».

Условия: Нижний звук петь так же, как и верхний. К верхней нотке прикасаться так, как будто мы «надеваем кепку».

                      Работа над произведением: Г. Шахов «Любимое кушанье».

1) По музыкальному вступлению предложить детям дать название песни.    

2) Вспомнить, какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т.д.

3) Далее предложить произнести текст песни шепотом в ритме, обратить внимание на окончания слов каши, простокваши, выразительно произносить слова Марина, малина, Анютки, зубки, обязательно с движением рук.

Для выработки чистой интонации предложить детям:

  1. потянуть первый звук, выравнивая его. Все как один поем одинаково, «как будто в дудочку дудим».
  2. Пение мелодии на слог «ду», дышать бесшумно, по музыкальным фразам.
  3. Пение подгруппами, всей группой, «по ролям» с использованием динамических оттенков.

В заключение урока пение выученной песни И. Фроловой «Снеговик».

Итог урока:

Поощрить самых активных, внимательных детей.

                                                    Домашнее задание:

Нарисовать рисунки к песне «Любимое кушанье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста.

В возрасте с 6-7 до 9-10 лет происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка.  Он становится "общественным " субъектом и имеет теперь социально з...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой. Трудности возникают у учителя, так как уче...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возрастаВедущей в младшем возрасте становится обучающая деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада....