Доклад "Организация внеурочной деятельности в 1 классе"
материал (1 класс)

Наркаева Ольга Викторовна

Значительное место в полноценном развитии личности по новому стандарту отводится занятиям по внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат, индивидуальный подход к каждому обучающемуся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в 1 в классе

Значительное место в полноценном развитии личности по новому стандарту отводится занятиям по внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат, индивидуальный подход к каждому обучающемуся

Известно, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь нашим детям  с  ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в жизни этой непростое время для подрастающего поколения, подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка самостоятельности, правильно ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.

В соответствии с требованиями нового  Стандарта занятий по  внеурочной деятельности в 1 классе  организуется по следующим направлениям развития личности:

- досугово-познавательное «В мире слов»;

- художественное творчество - «Волшебные краски»;

- логопедическое занятие по внеурочной деятельности - «В Стране правильной речи».

Занятия проходят один раз в неделю по 30 минут по всем направлениям.

Цель внеурочной деятельности по логопедии «В Стране правильной речи» - это развитие  связной речи обучающихся. В 1 «в» классе обучаются дети с различными нарушениями речи, поэтому на этих занятиях особое внимание уделяется  на формирование связной речи, развитие и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи в процессе практической деятельности после тщательного обследования речи по всем показаниям в начале учебного года.

Проводя традиционные занятия с детьми, было замечено, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально интересной, неутомительной, разнообразной. И поэтому на занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные игровые приемы и методы, которые способствуют (помогают) развитию личностных способностей детей:

- мелкой моторики

- фонематического восприятия

- речевого дыхания

- слухового и зрительного внимания

- памяти не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной

- формированию лексико-грамматических категорий

- закрепление звукопроизношения поставленных звуков речи

- укрепление — здоровья.

А также, известно о доминирующей роли руки, развитие артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание ЦНС, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка в целом.

Поэтому необходимо с детьми с ограниченными возможностями здоровья  постоянно быть в поиске новых методов, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и  развитии детей .

На занятиях я использую такие игры, как:

Игры с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловка, одним словом для наших детей. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному).

Игры с прищепками вполне могут занять почетное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у них большой интерес и способствуют их бытового и практического речевого опыта.

«Цвет — звук» - ученику предлагают выбрать карточку с буквой и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Например: буква А — гласная (красная прищепка), буква М — согласная (негласная) синяя прищепка. Затем можно усложнить — карточки со слогом. Например: АМ — красная и синяя прищепка.  

Су-джок

В своей практике я применяю су-джок  -  массажеры  в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать труднодоступные места. Как известно, самомассаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки.

Разноцветные бутылочки

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности — развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.  

Пустые бутылки (из-под воды) с разноцветными колпачками. Ученик открывает определенную бутылку и наполняет мозаику определенного цвета.

Бутылочки-шумелочки»

Бутылочки заполнены различными сыпучими материалами (крупами, фасолью, песком), монетками, макаронами. Различные звуки по громкости, издаваемые бутылочками, шуршание — приводит детей в восторг. Активно эту игру я применяю на занятиях по формированию неречевого слуха.  

Игры на песке

Песочная терапия — это способность общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

-эмоциональное благополучие обучающегося, самоактуализация, коррекция речевых нарушений, мелкой моторики.

Рисование пальчиками, кисточками, ладошками делает занятие интересным, хорошо привлекает внимание ребенка, помогает закреплять и изучать материал, а также вовлекать его в атмосферу сотрудничества.

«Клад букв» - в песке спрятаны буквы, ученик должен найти буквы в песке и назвать какая эта буква. Можно усложнить задание. Логопед произносит слог, слово, а ученик составляет слоги, слова из найденных букв.

«Напиши на песке» - ученик пишет заданные буквы, слоги, слова, а логопед читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ученик читает.

«Полоски» - ученик чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слова.

«Собери букву» - из разноцветных камушек, карандашей, счетных палочек необходимо составить букву, слог.

2.         Внеурочная деятельность по досугово-познавательной деятельности «В мире слов» также проходит один раз в неделю.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения  учебных предметов.  На занятиях по курсу “В мире слов ”  задания направлены на развитие устной  речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка, как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. На занятиях большое внимание уделяется использованию словесно-ролевых игр с опорой на русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки.  Курс “В мире слов” позволяет закреплять в устной и письменной речи коррекцию звукопроизношения, употребление  фонем русского языка, формирование лексико-грамматического строя и развитие связанной  речи.

Содержание и методы обучения курса “В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, речевые рифмовки, считалки, сказки, обучающие компьютерные программы. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

          - занимательность;

          - наглядность;

          - доступность;

          - связь теории с практикой;

          - индивидуальный подход к обучающимся.

          Занятия по внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы.

        Занятия провожу в форме:

- беседы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - игры;                                                                                                                                                                                                            - реализация дополнительных образовательных программ.

Средства обучения, которые я использую — это:                                                                                                                                  - упражнения;                                                                                                                                                                                                                      - творческие задания;                                                                                                                                                                                                                         - развивающие игры;                                                                                                                                                                                                                     - аудиозаписи сказок, стихов, пословиц, поговорок;                                                                                                                                                                        - обучающие компьютерные программы по  темам.

При проведении беседы большое место отводится самостоятельной работе обучающихся. Мне, как учителю, необходимо четко управлять внеклассным занятием, давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности обучающихся, контролировать конечный результат.

На занятиях использую такие игры:

1)игры инструментальные – игры, в которых ученики пользуются различными предметами, комментируя свои действия;

2)игры-сопровождение действия словом;

3)игры-соревнования, главная движущая сила – «спортивный интерес»: кто быстрее, точнее, оригинальнее выполнит какое-либо задание;

4)ролевые игры;

5)игры-дискуссии – учитель, используя общую проблему, вызывающую интерес учащихся, побуждает их к развернутым высказываниям, в которых они выражают и отстаивают свою точку зрения;

6)«гибридные» формы игр – ролевая игра/игра-конкурс, ролевая игра/инструментальная игра и т.п.

Пример игры-соревнования. Тема «Знакомство. Представление». «Сколько у человека имен?»

Подготовка к игре. Учащиеся должны знать, от каких русских имен образуются производные (уменьшительные).

Задание. Выберите два полных русских имени: одно мужское, одно женское. Придумайте от них как можно больше производных. На игру дается 3 минуты.

Реализуемый материал. Образование русских уменьшительно-ласкательных имен.

Пример инструментальной игры. Тема «Питание». «Составление меню».

Задание. Составьте меню на завтрак — чай, каша бутерброд, яичница (обычного, праздничного) дня.

Реализуемый материал. Лексика по теме – названия блюд.

Комментарий. Игра ведется в быстром темпе.

Основная задача – научить учащихся пользоваться названиями блюд.

Пример «гибридной» формы игры – ролевая игра и микроэтюд. Тема «Позвольте Вам представить».

Задание. А. В Ваш класс пришел новый ученик. Познакомьте его с учителем.

Б. Вы новый учащийся класса. Один из учеников знакомит Вас с учителем. Представьтесь, ответьте на все вопросы учителя.

Реализуемый материал. Знакомство в ролевых отношениях.

        Такие игры можно составить на любые темы: «Учеба», «Труд», «Отдых», «Мои интересы», «Родной край», «Мои друзья», «Будни и праздники» и т.д.

        При изучении особых курсов программы русского языка я пользуюсь фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими играми.

Пример фонетических игр.

Игра «Догадайся». Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.

Игра «Побольше эмоций». Возьмем одну фразу. Кто сумеет ее произнести с наибольшим количеством интонаций.

Игра «Невидимые буквы»

Пример лексических игр.

Игра «Самый внимательный». Кто назовет больше предметов, изображенных на рисунке. (Рисунок демонстрируется не более одной минуты).

Игра «Сортировка предметов». Предлагается предметные карточки. Их следует рассортировать по  группам. Например: живые, неживые предметы; по цвету; съедобный - несъедобный и т.д.

Игра «Подскажи последнее словечко».

1. Не хотел котенок мыться – убежал он от …

2. Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему…

3. Голосок твой так хорош, очень сладко ты…

4. Наша Маша маленька, на ней шубка…

5. Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку …

6. Нет, напрасно мы решили прокатить кота в …

            Он кататься не привык – опрокинул…

7. Спать пора! Уснул бычок, лег в кроватку на …

8. Целый день поет щегол в клетке на окошке.

   Третий год ему пошел, а он боится …

3.     Следующее направление — художественное творчество «Волшебные краски».

На занятиях по внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы обучающегося, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

     Занятия по художественной деятельности  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

С помощью отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья.

Рисование пальчиками уже немного сложнее, чем ладошкой, но они учатся сосредотачиваться и рисовать различные картины, на которых будут изображены дождик, травка, цветы, солнышко, небо, тучки.

Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира, обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному миру.

   «Точечный рисунок»

    Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка или вырезается предмет. Например: «чайник» или «кошка»

Рисование с помощью трафарета.

Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, густую траву, цветок и т.д.

        Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию.

Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты ,которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу. приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

«Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу.»

Т.А.Ткаченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...