Урок по финансовой грамотности "Наличные и безналичные деньги"
учебно-методический материал (4 класс)

Мукусева Любовь Юрьевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по финансовой грамотности. Основными принципами, которой является самостоятельная работа учащихся в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nalichnye_i_beznalichnye_dengi.docx511.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сиктерминская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский МР РТ

Урок по теме:

«Наличные и безналичные деньги»

Выполнила работу: учитель начальных классов

     МБОУ «Сиктерминская  СОШ»

                                                                    Алькеевского МР РТ

                                                                                Мукусева Любовь Юрьевна

2024 г.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о том, что такое наличные и безналичные деньги

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: продолжать формировать понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

• продолжить формировать умение работать в команде;

•  формировать умение извлекать информацию, определять понятия.

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов.

Предметные результаты:

• объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

• усвоение понятие банковская карта и составляющих карты;

• различать виды банковских карт;

• понимать значение слова «Кэшбек».

      В процессе урока учащиеся активно участвуют в процессе, предлагают свои решения и отрабатывают навык. Благодаря этому урок проходит динамично и интересно.

Ключевые слова

Банковская карта - пластиковая, металлическая или виртуальная карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчётным счетам в банке.

Дебетовые карты – (по-другому -  расчетные) позволяют пользоваться только собственными деньгами.

Кредитные карты – банковская карта, позволяющая пользоваться деньгами банка (надо помнить, что при совершении платежа эти деньги автоматически берутся у банка в креди, их требуется вернуть)

Пин-код – секретное число из четырех цифр

Кэшбек - возврат части потраченных денег на банковскую карту

Когда вы оплачиваете покупку, банк возвращает вам деньгами или бонусами часть затрат (обычно от 1 до 11%). Это и есть кешбэк.

Тема: Наличные и безналичные деньги

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о том, что такое наличные и безналичные деньги

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: продолжать формировать понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

• продолжать формировать умение извлекать информацию, определять понятия.

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов.

Предметные результаты:

• объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

• усвоение понятие банковская карта и составляющих карты.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: технология групповой работы

Методы и приемы обучения: работа в группах, дискуссия, беседа

Средства обучения:  интернет, видео, методический материал для учащихся, презентация

Ссылка на фрагмент урока  https://vk.com/wall41584542_1783 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с.
  2. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 120 с.
  3. Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с.
  4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.  Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с.

Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 56 с.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть  и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Тогда вперед!

II. Этап актуализации опорных знаний

Сегодня нас ждет интересное занятие по финансовой грамотности.

- Предлагаю всем посмотреть сценку и определить тему нашего сегодняшнего урока.

Сценка:

Автор: Однажды в селе Сиктерма  встретились две бабушки, Мария Ивановна и Татьяна Петровна и завели разговор о жизни.

Мария Ивановна (ученица 1):

- Вот иду на почту получать пенсию.

Татьяна Петровна (ученица 2):

- Что-то, ты совсем отстала от современности. Я  вот уже не хожу на почту и не стою в очередях, пенсия моя сама приходит ко мне на пластиковую карту.

Учитель:

- Какие деньги получает Мария Ивановна, а какие Татьяна Петровна?

Ученики:

Мария Ивановна – наличные деньги, купюры

Татьяна Петровна – получает пенсию на карточку, безналичные деньги

Учитель:

Как вы думаете, что удобнее – наличные деньги или банковская карта?

(Варианты ответов)

Хорошо ребята. В конце урока, мы посмотрим, чьи утверждения были верными.

И так тема нашего сегодняшнего урока  «Наличные и безналичные деньги»

III. Этап открытия нового знания

Сегодня будем работать на основе командной деятельности. Поэтому мы с вами разбились на четыре  группы.

 Но перед тем как начать обсуждение внутри групп, посмотрите дидактическое видео «Азбука денег. Уроки тетушки Совы»

  1. Просмотр видеофрагмента

https://yandex.ru/video/preview/8067588353964502430?text=видеоурок%20наличные%20и%20безналичные%20деньги&path=yandex_search&parent-reqid=1665591047575350-9041323113590240982-vla1-5772-vla-l7-balancer-8080-BAL-2264&from_type=vast 

  1. Работа в группах. Заполнение информационных карт. Представление информационных карт.

Учитель:

- А теперь поработайте в группах! Каждой группе дается право представить информационную карту, в которой будут отражены плюсы и минусы наличных и безналичных расчетов на листках стикерах.

Для решения проблемы группы получают задания:

Первая группа:

Как  выглядят деньги,  и как выглядит банковская карта?

     Вторая группа:

            Какие бывают деньги и  банковские  карты (поиск информации), сделать макеты (творческое задание)

     Третья группа:

            Форс-мажор, который может случиться с банковской картой (информационная карта)

Форс – мажор с наличными деньгами

Четвертая группа:

 Что такое кэшбек? (информационная карта)

Учитель:

-  На столах у каждой группы имеется наглядный и теоретический материал, который поможет вам, в работе.

(Ребята работают,  оформляют  информационные карты, на работу отводиться 15 минут)

  1. Представление информационных карт и заполнение общей информационной карты «Плюсы» и «Минусы» с помощью стикеров.

Выступление групп

1 группа:

Деньги бывают металлическими и бумажными

C:\Users\admin\Desktop\руб-евки-русские-57660168.jpg

- занимают много места в кошельке

+ рассчитываясь  наличными деньгами, видишь сколько тратишь

Банковские карты бывают разных видов:

  1. расчетные карты (по-другому – дебетовые) позволяют пользоваться только собственными деньгами.

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\abbmir.jpg

  1. кредитные карты позволяют  пользоваться деньгами банка (надо помнить, что при совершении платежа эти деньги автоматически берутся у банка в кредит, и их требуется вернуть)

C:\Users\admin\Desktop\i.webp C:\Users\admin\Desktop\ak-bars-bank-bonusy-po-karte.png

+  Карта занимает, мала места

- Рассчитываясь картой, не видишь, сколько тратишь, не экономно

2 группа:

- Мы представляем вам макет банковской карты

+   карта защищенаC:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\307fc1826159ef325fb381379ffc6539b8d518ddf8d634331d0963b6ba5c.jpg

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide_02.jpg

+ наличные деньги тоже защищены от подделок

3 группа:

С банковской картой могут случаться разные ситуации:

- потеряли карту

Нужно первым делом заблокировать карту, чтобы ни кто не смог с нее снять деньги.

Потом обратиться в банк. Сотрудники банка выпустят новую карту.

- заблокировали карту

Трижды вели не правильный  пин-код и карта заблокировалась.

Что делать?

Нужно позвонить в банк по телефону, указанному на обратной стороне пластикового прямоугольника.

+ если карта испортилась или потерялась, ее  можно заменить

+ потеряв карту, ее можно заблокировать и сохранить деньги на счете

- если потеряешь деньги, вернуть и найти маловероятно

4 группа

Кэшбек  

Когда вы оплачиваете покупку, банк возвращает вам деньгами или бонусами часть затрат (обычно от 1 до 11%). Это и есть кешбэк. Его размер зависит от условий банка, статуса карты, категории товара или магазина.

Например: карта Тинькоф банк, обслуживание карты бесплатное, кэшбек 15%, 2000 баллов в месяц

 C:\Users\admin\Desktop\KDKsIPEA_bbb.png

+ Оплачивая картой, кэшбек возвращает часть денег.

- С наличными деньгами такой операции сделать не возможно.

После выступления каждая группа прикрепляет стикеры на информационную карту, указывая плюсы и минусы наличных и безналичных денег (на желтых  стикерах минусы, на голубых плюсы)

Давайте вернемся к нашему вопросу  «Что удобнее наличные деньги или банковская карта?»

Ученики:

- Банковская карта удобнее.

Учитель:

    - Но мы должны помнить, что наличные деньги мы легко можем превратить в безналичные. И безналичные деньги в наличные.                                                                                              

IV. Обобщение и систематизация знаний

А сейчас давайте проведем  мини – викторину и закрепим наши знания

Мини-викторина

  1. Как называется финансовая организация, которая проводит операции с деньгами?
  2. Человек, который открывает вклад в банке?
  3. Деньги, которые банк дает людям взаймы, за временное пользование ими банк берет у людей деньги – проценты.
  4. Аппарат, в котором хранятся деньги.

V. Рефлексия

В конце нашего занятия давайте поделимся впечатлениями.

- Какие задания показались вам сложными? Почему?

- Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

Решая,  задачи сегодняшнего урока мы постарались, ответить на самые важные вопросы современной жизни. Надеюсь, информация для всех будет полезной.

 На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, мира и удачи.

Всем спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по финансовой грамотности по теме "Безналичные деньги"

Презентация к занятию по финансовой грамотности в 4 классе по теме "Безналичные деньги"...

Урок по финансовой грамотности "Что такое деньги?"

Результативность  урока "Что такое деньги?" в 4 классе  достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рас...

Конспект урока по финансовой грамотности "Что такое деньги".

vШиринский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9...

Статья и разработка мероприятия "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности по теме «Наличные и безналичные деньги».

Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности  в решении финансовых проблем. Финан...

Презентация "Наличные и безналичные деньги".

Презентация "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности "Наличные и безналичные деньги"...

Технологическая карта урока "Безналичные деньги"

Представленна технологическаая карта урока по финансовой грамотности во 2 классе на уроке математики....

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"...