Урок по финансовой грамотности "Что такое деньги?"
план-конспект урока (4 класс)
Результативность урока "Что такое деньги?" в 4 классе достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в парах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dengi.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хузангаевская средняя общеобразовательная школа Алькеевского муниципального района РТ
Тема урока: Что такое деньги?
Выполнила работу: учитель начальных классов
МБОУ «Хузангаевская СОШ»
Алькеевского мунципального района РТ
Мукусева Любовь Юрьевна
2020
Тема урока: Что такое деньги?
Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы
Задачи:
1. Формирование у учащихся представления о деньгах, как средств приобретения товаров и осуществления платежа.
2. Развивать у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.
3. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Метапредметные:
Регулятивные – умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные - учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.
Тип урока: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).
Технология: элементы скрам технологии.
Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.
Учебно-наглядный комплекс:
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся 4 класса общеобразоват. орг./ Г.Д. Гловели, Е.Е. Гоппе - М. : «ВАКО», 2018 г. – 112 с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 120 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
- Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
- Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
- Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов – М.: АСТ, 2018 г.
Ход урока
I. Организация класса.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
- Тогда вперед!
II. Актуализация знаний, целеполагание.
- Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок по финансовой грамотности.
Тему нашего урока нам поможет определить черный ящик.
( звучит музыка из передачи « Поле чудес»)
- В черном ящике находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но в то же время загадочный и даже волшебный. Потому, что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний.
- Кто догадался, о каком предмете идет речь?
Давайте отгадаем ребус и будем знать точно, что же спрятано в черном ящике.
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. На уроке вам предстоит узнать о законах денежного мира, которые необходимо знать каждому.
Сегодня будем работать на основе командной деятельности. Поэтому мы с вами разбились на две группы.
Первая группа «Финансисты»
Вторая группа «Банкиры»
Третья группа «Экономисты»
- Вспомним, как работать в группе. (Сообща, слушать капитана, не кричать и не ссориться, помогать друг другу, не смеяться над товарищами.)
III. Работа по теме урока
На столах у каждой группы имеется наглядный и теоретический материал, просмотрев который вы должны определиться с задачами и записать их на стикерах.
Первая группа «Финансисты»
Задачи:
Что такое деньги?
Какие бывают деньги?
Как проверить подлинность купюры?
Вторая группа «Банкиры»
Задачи:
Что такое банк?
Банкоматы
Банковские карты
Третья группа «Экономисты»
Задачи:
Что такое бюджет?
Как планировать семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Капитаны групп прикрепите, пожалуйста, на доске в графе надо сделать ваши стикеры. Ту задачу, которую вы будете выполнять первой, переклейте в графу в работе.
(Ребята работают над оформлением страничек детского журнала о финансах, на работу отводится 15 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования: учебник финансовой грамотности, дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии, словари).
А теперь задачи на стикерах переходят из графы в работе в графу проверка.
Заслушаем сообщения.
Первая группа «Финансисты»
1 выступающий:
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений.
(С.И.Ожегов)
Слово «деньги» появилось в конце XIV века, во времена Дмитрия Донского, когда русские князья стали чеканить серебряные монеты. Образцом были восточные монеты «тенга» или «таньге». По-тюркски это значит «звенящий». Отсюда название русской монеты – «денга». Со временем в слове «денга» появился мягкий знак, и стали говорить «деньга» или «деньги».
Денга, копейка, полушка, гривенник, двугривенный, полтинник, алтын, пятак, червонец – названия старинных русских монет.
А первые бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине Второй. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками (так называют изображение на бумаге, которое видно, если посмотреть на просвет).
По сравнению с монетами бумажные деньги легче хранить, ими удобно расплачиваться. Правда, срок службы купюры составляет в среднем всего три года. Но старые банкноты можно легко заменить на новые.
2 выступающий:
В современной экономике используются деньги наличные и безналичные.
Наличность – деньги, которые передаются из рук в руки. Другими словами, это металлические монеты и бумажные купюры (банкноты).
Безналичные – деньги на банковском счете, используемые для оплаты, а также для взаимных расчетов путем перечисления денег с одного счета на другой без участия наличных денег (монет и купюр).
В наши дни основная доля расчетов приходиться именно на безналичные деньги, то есть осуществляется без использования монет и купюр.
3 выступающий:
Чтобы защитить деньги от подделок, используются специальная бумага, водяные знаки, различные цветосхемы и другие способы. Подделать такие деньги очень сложно, но фальшивомонетчики находились всегда.
Так как же проверить подлинность купюры?
Подлинность купюры, например достоинством 1000 руб., можно определить следующим образом:
- Текст «Билет Банка России» и три полоски в левом нижнем углу имеют рельефную поверхность, которую легко воспринять на ощупь.
- Герб города Ярославль напечатан краской, меняющей цвет в зависимости от угла зрения.
- В составе бумаги, из которой изготовлена банкнота, есть красные, светло – зеленые, двухцветные и серые защитные волокна.
- В бумагу введена ныряющая защитная нить. На одной стороне её участки выходят на поверхность бумаги и выглядят блестящими.
- На полях имеются водяные знаки, которые видны на просвет. На широком поле - портрет князя Ярослава Мудрого.
- На полях есть изображение «1000» из микроотверстий. Его видно, если посмотреть банкноту на просвет.
Вторая группа «Банкиры»
1 выступающий:
Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.
2 выступающий:
В разных людных местах – в магазинах, гостиницах, аэропортах и на вокзалах – банки устанавливают свои банкоматы.
Банкомат – аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получить наличные деньги или перевести их другому человеку.
3 выступающий:
Банки придумали банковские карты, с помощью которых удобно рассчитываться за товары и услуги.
Банковские карты бывают разных видов:
- Расчетные карты (по другому – дебетовые) позволяют пользоваться только собственными деньгами.
- Кредитные карты позволяют пользоваться деньгами банка (надо помнить, что при совершении платежа эти деньги автоматически берутся у банка в кредит, и их требуют вернуть).
Третья группа «Экономисты»
1 выступающий:
Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелек, сумка, кожаный мешок».
Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов.
Бюджет помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться в долгах.
2 выступающий:
Чтобы правильно составить семейный бюджет, надо ответить на три следующих вопроса:
- Сколько денег у семьи имеется?
- Как их правильно потратить?
- Какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?
Если текущие расходы равны доходам, то семья живет по средствам. Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку никогда не накопить. Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения».
Статья «Накопления» в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги не откладываются на что-то конкретное.
Расходы и подарки для родных и друзей относятся к переменным расходам. Обычно такую статью называют «Разное».
Предусмотреть все невозможно, поэтому надо, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Ведь могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Если средства из статьи непредвиденных расходов за месяц потрачены не были, то эти деньги перейдут в ваши накопления или сбережения.
3 выступающий
Планируя семейный бюджет, выполните перечисленные ниже действия:
- Подсчитайте общий доход, то есть все деньги, поступающие в семью.
- Подсчитайте все обязательные расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, ведение домашнего хозяйства: оплату жилья, коммунальных услуг, плату за обучение или детский сад.
- Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше расходов, продолжайте составлять бюджет.
- Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и непредвиденные расходы.
- Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные расходы: отдых, развлечения, кино, театры, прием гостей, подарки.
Во время сообщения все заполняют маршрутные листы.
Подведение итогов
А теперь оцените свою работу на уроке.
- Цель нашего урока достигнута?
Решая, задачи сегодняшнего урока мы постарались, ответить на самые важные вопросы в современной жизни. Надеюсь, информация для всех будет полезной.
На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по финансовой грамотности "Что такое деньги".
vШиринский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9...
Урок основ финансовой грамотности по теме «Личная финансовая безопасность»
Данный урок спроектирован в соответствии с ФГОС НОО. В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принцип...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Что такое акция?" 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об акциях в мире экономики.Задачи урокаДидактические:1.Дать представление о акциях и их роли в жизни общества.2.По...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «Введение в финансовую грамотность», 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся. Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...
Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...
Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"
Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"...