Урок по финансовой грамотности "Что такое деньги?"
план-конспект урока (4 класс)

Мукусева Любовь Юрьевна

Результативность  урока "Что такое деньги?" в 4 классе  достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в парах). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Хузангаевская  средняя общеобразовательная школа Алькеевского муниципального района  РТ

Тема урока: Что такое деньги?

                                                                                                                     

                                  Выполнила работу: учитель начальных классов

                                                                        МБОУ «Хузангаевская СОШ»

                                                                       Алькеевского мунципального района РТ

                                                                        Мукусева Любовь Юрьевна

2020

Тема урока: Что такое деньги?

Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы

Задачи:

1. Формирование у учащихся представления о деньгах, как средств приобретения товаров и осуществления платежа.

2. Развивать  у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.

3. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

Метапредметные:

Регулятивные – умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные - учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Тип урока: изучение нового материала  (формирование  новых знаний и совершенствование умений).

Технология: элементы скрам технологии.

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  •  Финансовая грамотность: материалы для учащихся 4 класса общеобразоват. орг./  Г.Д. Гловели, Е.Е. Гоппе - М. : «ВАКО», 2018 г. – 112 с.
  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 120 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
  • Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
  • Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
  •  Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов – М.: АСТ, 2018 г.

Ход урока

I. Организация класса.

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

- Тогда вперед!

 II. Актуализация знаний, целеполагание.

- Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок  по финансовой грамотности.

   Тему нашего урока нам поможет определить черный ящик.

( звучит музыка из передачи « Поле чудес»)

- В черном ящике находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но в то же время загадочный и даже волшебный. Потому, что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний.

- Кто догадался, о каком предмете идет речь?

Давайте отгадаем ребус и будем знать точно, что же спрятано в черном ящике.

 C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\деньги.jpg

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

   Деньги – одно из величайших достижений человечества. На уроке вам предстоит  узнать  о законах денежного мира, которые необходимо знать каждому.

      Сегодня будем работать на основе командной деятельности. Поэтому мы с вами разбились на две группы.

Первая группа «Финансисты» 

Вторая группа «Банкиры» 

Третья группа «Экономисты»

 - Вспомним, как работать в группе. (Сообща, слушать капитана, не кричать и не ссориться, помогать друг другу, не смеяться над товарищами.)

III. Работа по теме урока

На столах у каждой группы имеется наглядный и теоретический материал, просмотрев который вы должны определиться с задачами и записать их на стикерах.

Первая группа «Финансисты» 

Задачи:

Что такое деньги?

Какие бывают деньги?

Как проверить  подлинность купюры?

Вторая группа «Банкиры» 

Задачи:

Что такое банк?

Банкоматы

Банковские карты

Третья группа «Экономисты»

Задачи:

Что такое бюджет?

Как планировать семейный бюджет?

Правила составления семейного бюджета

Капитаны групп  прикрепите, пожалуйста, на доске в графе надо сделать ваши стикеры. Ту задачу, которую вы будете выполнять первой, переклейте в графу в работе.  

(Ребята работают над оформлением страничек детского журнала о финансах, на работу отводится 15  минут,  у каждой группы есть необходимый материал для исследования: учебник финансовой грамотности,  дополнительная  литература - энциклопедии, хрестоматии, словари).

А теперь задачи  на стикерах переходят  из графы в работе в графу проверка.

Заслушаем сообщения.

Первая группа «Финансисты» 

1 выступающий:

Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений.

                                                                                            (С.И.Ожегов)

Слово «деньги» появилось в конце XIV века, во времена Дмитрия Донского, когда русские князья стали чеканить серебряные монеты. Образцом были восточные монеты «тенга» или «таньге». По-тюркски это значит «звенящий». Отсюда название русской монеты – «денга». Со временем в слове «денга» появился мягкий знак, и стали говорить «деньга» или «деньги».

Денга, копейка, полушка, гривенник, двугривенный, полтинник, алтын, пятак, червонец – названия старинных русских монет.

А первые бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине Второй. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками (так называют изображение на бумаге, которое видно, если посмотреть на просвет).

По сравнению с монетами бумажные деньги легче хранить, ими удобно расплачиваться. Правда, срок службы купюры составляет в среднем всего три года. Но старые банкноты можно легко заменить на новые.

2 выступающий:

В современной экономике используются деньги наличные и безналичные.

Наличность – деньги, которые передаются из рук в руки. Другими словами, это металлические монеты и бумажные купюры (банкноты).

Безналичные – деньги на банковском счете, используемые для оплаты, а также для взаимных расчетов путем перечисления денег с одного счета на другой без участия наличных денег (монет и купюр).

В наши дни основная доля расчетов приходиться именно на безналичные деньги, то есть осуществляется без использования монет и купюр.

3 выступающий:

Чтобы защитить деньги от подделок, используются специальная бумага, водяные знаки, различные цветосхемы и другие способы. Подделать такие деньги очень сложно, но фальшивомонетчики находились всегда.

Так как же проверить подлинность купюры?

Подлинность купюры, например достоинством 1000 руб., можно определить следующим образом:

  1. Текст «Билет Банка России» и три полоски в левом нижнем углу имеют рельефную поверхность, которую легко воспринять на ощупь.
  2. Герб города Ярославль напечатан краской, меняющей цвет в зависимости от угла зрения.
  3. В составе бумаги, из которой изготовлена банкнота, есть красные, светло – зеленые, двухцветные и серые защитные волокна.
  4. В бумагу введена ныряющая защитная нить. На одной стороне её участки выходят на поверхность бумаги и выглядят блестящими.
  5. На полях имеются водяные знаки, которые видны на просвет. На широком поле  - портрет князя Ярослава Мудрого.
  6. На полях есть изображение «1000» из микроотверстий. Его видно, если посмотреть банкноту на просвет.

Вторая группа «Банкиры» 

1 выступающий:

Банк – это организация, которая работает с деньгами.  Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.

        2 выступающий:

В разных людных местах – в магазинах, гостиницах, аэропортах и на вокзалах – банки устанавливают свои банкоматы.

    Банкомат – аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получить наличные деньги или перевести их другому человеку.

3 выступающий:

Банки придумали банковские карты, с помощью которых удобно рассчитываться за товары и услуги.

Банковские карты бывают разных видов:

  1. Расчетные карты (по другому – дебетовые) позволяют пользоваться только собственными деньгами.
  2. Кредитные карты позволяют пользоваться деньгами банка (надо помнить, что при совершении платежа эти деньги автоматически берутся у банка в кредит, и их требуют вернуть).

Третья группа «Экономисты»

1 выступающий:

Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелек, сумка, кожаный мешок».

Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов.

Бюджет помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться в долгах.

2 выступающий:

Чтобы правильно составить семейный бюджет, надо ответить на три следующих вопроса:

- Сколько денег у семьи имеется?

- Как их правильно потратить?

- Какие покупки надо сделать срочно, а какие отложить?

 Если текущие расходы равны доходам, то семья живет по средствам. Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку никогда не накопить. Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения».

Статья «Накопления» в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги не откладываются на что-то конкретное.

Расходы и подарки для родных и друзей относятся к переменным расходам. Обычно такую статью называют «Разное».

Предусмотреть все невозможно, поэтому надо, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Ведь могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Если средства из статьи непредвиденных расходов за месяц потрачены не были, то эти деньги перейдут в ваши накопления или сбережения.

3 выступающий

Планируя семейный бюджет, выполните перечисленные ниже действия:

  1. Подсчитайте общий доход, то есть все деньги, поступающие в семью.
  2. Подсчитайте все обязательные расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, ведение домашнего хозяйства: оплату жилья, коммунальных услуг, плату за обучение или детский сад.
  3. Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше расходов, продолжайте составлять бюджет.
  4. Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и непредвиденные расходы.
  5. Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные расходы: отдых, развлечения, кино, театры, прием гостей, подарки.

Во время сообщения все  заполняют маршрутные листы.

Подведение итогов

А теперь оцените свою работу на уроке.

- Цель нашего урока достигнута?

Решая, задачи сегодняшнего урока мы постарались, ответить  на самые важные вопросы в современной жизни.  Надеюсь, информация для всех будет полезной.

На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по финансовой грамотности "Что такое деньги".

vШиринский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9...

Урок основ финансовой грамотности по теме «Личная финансовая безопасность»

Данный урок  спроектирован в соответствии с ФГОС НОО. В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принцип...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Что такое акция?" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об акциях в мире экономики.Задачи урокаДидактические:1.Дать представление о акциях и их роли в жизни общества.2.По...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"...