Доклад "Профориентационная работа с младшими школьниками как средство психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР"
материал
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. В процессе обучения ребята нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на всех этапах взросления. Одним из средств психолого-педагогического сопровождения является профориентационная работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16» (ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР) городского округа Подольск Московской области
Доклад
Профориентационная работа с младшими школьниками как средство психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР
Подготовила: Широкова Е.Д.,
учитель начальных классов, логопед
В нашей школе –интернате обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. В процессе обучения ребята нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на всех этапах взросления. Одним из средств психолого-педагогического сопровождения является профориентационная работа.
Цель профориентационной работы с младшими школьниками — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов. Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Формы профориентационной работы в 1-4 классах. В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Профориентационные мероприятия во внеурочной работе могут быть представлены в виде классного часа и встречи с людьми разных профессий, экскурсий на предприятия или в музей, тематических бесед, конкурсов, защиты проектов и ролевых игр, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.
Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить любой учебный предмет и достичь желаемой цели.
На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.
Немного подробнее посмотрим, как на уроках используются элементы профориентации.
В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации подходят многие темы уроков.
Математика.Решение задач. Краткие беседы о профессии, которая упоминается вусловии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (продавец, шофер, садовник, овощевод).
Русский язык.Изучение частей речи. Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее). Изучение словарных слов. В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (корабль, футбол, хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) одновременно кратко знакомим детей с разными видами деятельности.
Окружающий мир.При изучении темы по окружающему миру «Дикие и домашние животные» ребята знакомятся с профессией фермер, ветеринар. «Дикорастущие и культурные растения» - с профессией цветовод, «За покупками в магазин» - продавец, кассир и т.д. Тема «Все профессии важны» дает простор в подборе материала по различным профессиям. Для закрепления изученного по возможности можно организовать экскурсии на предприятия города.
Проект «Наши защитники» Задание детям подготовить рассказы о профессиях военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских.
Тема «Наш край» Рассказ школьникам, кем можно работать в своем населенном пункте.
Тема «Город и село» Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы).
Тема «Откуда берется хлеб» Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, тестоводы, формовщики, пекари, упаковщики).
Тема «Из чего что сделано» Рассказ ученикам о разнообразии профессий в процессе рождения книги, посуды, одежды.
Тема «Счастливого пути!» Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД.
При изучении литературного чтения УМК « Школа России» в течение всего курса младшие школьники знакомятся с многообразием профессий. С первых уроков дети узнают о работе библиотекаря. Знакомство с этой профессией идёт через встречу со специалистом и знакомством с самой библиотекой.
Из раздела устное народное творчество обучающиеся узнают о профессиях сельских жителей. На этих уроках помогает просмотр видеофильмов, презентаций, игры, связанные с профессиями этих людей.
Учебный материал по литературному чтению содержит много пословиц и поговорок, в которых говорится о труде. Это умело можно использовать, чтобы расширять детский кругозор в знакомстве с профессиями. Например, пословица «Пожарному делу учиться, вперед пригодиться». Краткий рассказ о профессии пожарного. Участие в конкурсе «Я бы в пожарные пошел!»
ИЗО. Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, скульптора, модельера.
Музыка. При изучении различных музыкальных произведений,обучающиесязнакомятся с профессией композитора, дирижера.
Внеурочные занятия и мероприятия. Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее.
Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия: классный час «Кем работают мои родители»; коллективнаядискуссия «Кем быть?»
Встречи с представителями разных профессий (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы).
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Большое значение имеют экскурсии на различные предприятия. На слайдах представлены экскурсии на кондитерскую фабрику им.Бабаева, агрокомбинат «Московский», фабрику елочных игрушек, в этномир.
Дети могли познакомиться с рабочим процессом по изготовлению конфет из различного шоколада, выращиванием салата, изготовлением елочных игрушек. В этномире ребята участвовали в мастер- классе по изготовлению оберега.
На экскурсии в контактной деревне ребята не только взаимодействовали с животными, но и познакомились с сельско - хозяйственной техникой.
На каждой экскурсии дети узнают особенности различных профессий.
Проводятся конкурсы:
поделок («Мой дед – мастер на все руки»(изготовление скворечника, кормушки), «Моя бабушка – рукодельница»),
рисунков («Профессии папы и мамы»), «Ярмарка профессий» и подобные.
Защита проектов «Моя семья», « Разнообразие профессий у моих родственников».Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.
Кроме мероприятий в классе, проводятся общешкольные мероприятия, также имеющие профориентационную направленность, это профессиональные праздники: день учителя, день космонавтики, день защитника Отечества.Каждый профессиональный праздник открывает детям особенности и тонкости профессий.
Ежегодно в нашей школе проводятся речевые праздники, на которых ребята начальной школы демонстрируют свои речевые умения. Часто тематикой таких праздников бывает творчество писателей и поэтов. Так, например, при инсценировке произведения «Кошкин дом» Самуила Маршака, была хорошо представлена работа пожарных. На празднике «Давайте жить дружно» ребята познакомились с профессией капитана корабля.
Отдельно хотелось бы сказать об играх. Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяем в качестве метода профориентации в начальной школе. Игры можно использовать как на уроках (элементы), так и во внеклассной работе. Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры: «Продавец» (на математике); «Экскурсовод» (на окружающем мире); «Редактор» (на русском языке); «Библиотекарь» (на литературном чтении). Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя. Отдельного внимания заслуживает целая серия игр «Угадай профессию», которые можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией»; «Профессия на букву ...» (кто назовет больше – тот и победил); «Кто использует в работе?» (назвать виды деятельности, которые предполагают использование заданных материалов либо инструментов: к примеру, ниток, компьютера, молотка); «Ассоциации» (угадать профессию, задавая ассоциативные вопросы: например, «Какой у нее цвет или запах?», «Нужно ли общаться с другими людьми?»).
Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п. Учитель начальных классов должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Так на родительских собраниях нацеливаем родителей на включение школьников в разные кружки и секции. Учащиеся наших классов посещают спортивные секции, театральные кружки, детскую музыкальную школу, различные творческие мастерские и др.
Необходимо отметить, что весь спектр профориентационных мероприятий в нашей школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует развитию речиобучающихся, а особенно ее коммуникативной функции.Готовясь к мероприятиям, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать своих товарищей, доносить необходимую информацию, строить при этом правильные предложения, обогащают активный и пассивный словарь.
В заключение хочется сказать, что грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником
Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...
Организация профориентационной работы с младшими школьниками
Организация профориентационной работы с младшими школьниками...
Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками
В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о професс...
Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»
Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...
Профориентационная работа с младшими школьниками как средство психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР
Цель профориентационной работы: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонносте...