Доклад «Характеристика обучающихся с ТНР»
статья

Широкова Елена Дмитриевна

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Но, часто происходит так, что речь формируется не полноценно, а с различными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_obuchayushchihsya_s_tnr.docx77.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16» (ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР) городского округа Подольск Московской области

Доклад «Характеристика обучающихся с ТНР»

                                                                         

                                                                                  Подготовила: Широкова Е.Д.,

                                                                      учитель начальных классов, логопед

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Но, часто происходит так, что речь формируется не полноценно, а с различными нарушениями.

В логопедии выделяют две основные классификации речевых нарушений: клинико–педагогическую и психолого–педагогическую. Может показаться, что классификации противоречат друг другу, но это не так, они рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения: клинико педагогическая делает акцент на причинах речевых нарушений, а психолого-педагогическая — на проявлениях речевых нарушений, симптомах и методах коррекционной работы.

Клинико–педагогическая классификация речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Дисфония брадилалия тахилалия заикание дислалия ринолалия дизартрия 

Алалия Афазия 

Виды нарушений письменной речи

Дисграфия Дислексия 

Психолого–педагогическая классификация

Психолого–педагогическая классификация речевых нарушений

Психолого – педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Виды нарушений средств общения

  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) 
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) 

 Виды нарушений в применении средств общения

  • Заикание 

Из всего многообразия речевых нарушений выделяют тяжелые нарушения речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения.

 ТНР представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.

В логопедии выделяют следующие виды ТНР:

  • Алалия – системное недоразвитие или полное отсутствие речи у детей, проявляющееся на фоне органических поражений корковых речевых центров головного мозга. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

  • Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,  обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.

  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произношение всех звуков родной речи.
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов. Внешние проявления данного речевого нарушения характеризуются наличием различных по форме и локализации судорог речевого аппарата, нарушением просодической стороны речи, нарушением речевой и общей моторики, наличием непроизвольных сопутствующих движений (тела, мимической мускулатуры). Обучающиеся начинают затрудняться в построении высказывания, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений об окружающем. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные ответы на вопросы. У заикающихся обучающихся отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим искажение точности содержания речи собеседника; слабость волевого напряжения; замедление или опережающее включение в деятельность; неустойчивость внимания; несобранность; сниженная способность регуляции и саморегуляции деятельности.
  • Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).

Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у обучающихся с ТНР отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой функциональной системы.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в возрасте 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда обычные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения. Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) прежде всего для того, чтобы направить ребенка в специализированное коррекционное учреждение, где ему смогут помочь.

Дети с ТНР имеют следующие речевые нарушения:

  • - нарушение звукопроизношения;
  • - нарушение произношения слов сложной слоговой структуры;
  • - несформированность фонематических процессов;
  • - снижение активного и пассивного словаря (словарь на обиходном уровне, бедный кругозор);
  • - неумение пользоваться способами словообразования;
  • - недоразвитие связной речи;
  • - в речи детей встречаются аграмматизмы;
  • - затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста;
  • - текст читают поверхностно, основные усилия, затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято.

Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и регуляторной сферах.

Посмотрим на психолого-педагогические особенности обучающихся с ТНР:

  • - недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)
  • - связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
  • - внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
  • - быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста
  • - восприятие учебной информации происходит в замедленном темпе
  • - нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация и самоконтроль, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками
  • - двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики), характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений; неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ.

Особые образовательные потребности детей с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Итак, из всего сказанного сделаем вывод: обучающиеся с ТНР имеют свои особенности как в формировании всей речевой деятельности, так и в развитии социально адаптированной личности в целом. Для этого они нуждаются в особых образовательных условиях, которые могут реализоваться только в специальных школах для обучающихся с ТНР, таких, как наша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие характеристики обучающихся 2 класса (образцы)

Представлены образцы характеристик обучающихся. Составляла для своих детей...

Характеристика обучающегося для предоставления на ПМК.

Характеристика обучающегося для предоставления на ПМК.      У  Деминой Елизаветы  познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Девочка не...

характеристика обучающегося для предоставления на ПМК.

  Бабунова Кристина Игоревна, 15.11.2000 г.р. поступила в 1 класс Байловской СОШ 1 сентября 2007 года. До школы проходила подготовку на базе данной школы. Для определения готовности ребё...

свидетельство о публикации методического материала "Педагогическая характеристика обучающейся с ОВЗ"

свидетельство о публикации методического материала "Педагогическая характеристика обучающейся с ОВЗ"...

Характеристика обучающегося 4 класса

По окончании начальной школы на каждого обучающегося пишется характеристика и вкладывается в личное дело. Эта характеристика на хорошиста....

Характеристика обучающегося 1 класса на ПМПК

Данный материал предназначен для  оказания помощи учителям  при составлении характеристики обучающегося 1 класса для ПМПК...

Характеристика обучающейся 3 «А» класса ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка Бабаевой Алины Рустамовны

Бабаева Алина обучается в школе с 1 класса. За годы обучения показала себя очень старательной, способной ученицей. К учебе относится положительно. По всем предметам имеет оценки «хорошо» и...