Статья на тему:«Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе»
статья (1 класс)

Фомина Инна Алексеевна

В статье подробно разобраны методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432
Колпинского района

Санкт-Петербурга

ИНН/КПП

7817033743/781701001

196653, г. Санкт-Петербург, г. Колпино,

ул. Павловская, д. 21, литер. А

Тел./факс (812) 573-97-51

E-mail: school432_spb@mail.ru

sc432.kolp.gov.spb.ru





          _______________№______________





Статья на тему: «Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе».

Составила: учитель Фомина И.А.

Санкт-Петербург

2024 г

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить его так, как он умеет» (Игнасио Эстрада) и «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» (Владимир Иванович Лубовский). Я считаю, что в этих словах определены основные задачи, которые педагоги должны ставить перед собой, если в классе есть обучающиеся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности) у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать обучающийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
 

Что же такое деятельность?  Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.

В результате введения деятельностного подхода отношение школьников

 к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:

-         невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

-         вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее. У деятельностного метода обучения есть свои преимущества

-         он может применяться при изучении любого предмета;

-         главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

-         деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;

-         обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. «Метод» в переводе с греческого означает «путь».

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В педагогике существует достаточно большое количество классификаций методов обучения, в своей работе я опираюсь на классификацию К.Ю.Бабанского.

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• 
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• 
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

  • Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  • Доступное объяснение учебного материала
  • Обязательное использование занимательной наглядности
  • Дидактические игры
  • Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  • Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
  • Словесная поддержка педагога.
  • Установка на позитивное решение проблемы 

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.

При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату. Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства,; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
2. Дифференциация индивидуальных заданий.

3.Задания на развитие различных психических процессов.

4. Задания на развитие мелкой моторики:

-штриховка;

-конструирование из геометрических фигур;

- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);

- раскрашивание;

- работа с моделями (наждачные буквы)

6. Здоровье сберегающие технологии:

- пальчиковые гимнастики;

- дыхательные гимнастики;

- физминутки и динамические паузы.

6. Использование информационных технологий.

         Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями являются:

— игровые ситуации;

— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

— релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;

  • Постоянной мотивации к обучению;
  • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
  • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
  • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.



Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений.

Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход

В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента.

2. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении Мотив – это причина, которая толкает на действие. Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо.

Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу. 

Задачи:

  1. Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
  2. Применять индивидуальный поход.
  3. Постановка интересных цепочек целей.

Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами.

Правила постановки цели:

  1. Формулировка в настоящем времени.
  2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
  3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
  4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
  5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
  6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
  7. Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.

Методы и приемы обучения детей с ОВЗ.

Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся (умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи). Наиболее приемлемые методы в работе с учащимися ОВЗ:

  • объяснительно –иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично поисковый;
  • коммуникативный;
  • информационно – коммуникационный;
  • методы контроля;
  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
  • рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья. С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий . Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ. Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Игровые приемы обучения детей с ЗПР в начальной школе

Презентация предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...

Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"

Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обу...