Статья на тему:«Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе»
статья (1 класс)
В статье подробно разобраны методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_priemy_i_sredstva_obucheniya_detey_s_ovz_v_nachalnoy_shkole.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
_______________№______________ |
Статья на тему: «Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе».
Составила: учитель Фомина И.А.
Санкт-Петербург
2024 г
Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе.
Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить его так, как он умеет» (Игнасио Эстрада) и «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» (Владимир Иванович Лубовский). Я считаю, что в этих словах определены основные задачи, которые педагоги должны ставить перед собой, если в классе есть обучающиеся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности) у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать обучающийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.
В результате введения деятельностного подхода отношение школьников
к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее. У деятельностного метода обучения есть свои преимущества
- он может применяться при изучении любого предмета;
- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;
- деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;
- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. «Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В педагогике существует достаточно большое количество классификаций методов обучения, в своей работе я опираюсь на классификацию К.Ю.Бабанского.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
- Доступное объяснение учебного материала
- Обязательное использование занимательной наглядности
- Дидактические игры
- Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
- Словесная поддержка педагога.
- Установка на позитивное решение проблемы
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.
При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату. Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства,; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
2. Дифференциация индивидуальных заданий.
3.Задания на развитие различных психических процессов.
4. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
- Постоянной мотивации к обучению;
- Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
- Постановке интересных цепочек целей в обучении;
- Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.
Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений.
Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход
В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента.
2. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении Мотив – это причина, которая толкает на действие. Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо.
Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу.
Задачи:
- Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
- Применять индивидуальный поход.
- Постановка интересных цепочек целей.
Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами.
Правила постановки цели:
- Формулировка в настоящем времени.
- Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
- Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
- Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
- Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
- Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
- Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
Методы и приемы обучения детей с ОВЗ.
Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.
В ней выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);
- репродуктивный;
- частично поисковый (эвристический);
- проблемное изложение;
- исследовательский.
Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся (умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи). Наиболее приемлемые методы в работе с учащимися ОВЗ:
- объяснительно –иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично поисковый;
- коммуникативный;
- информационно – коммуникационный;
- методы контроля;
- самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья. С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий . Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Все методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ. Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»
В работе описаны методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие на ...
Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»
«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием, - это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...
Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...
Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта
Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...
Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...
Игровые приемы обучения детей с ЗПР в начальной школе
Презентация предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...
Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"
Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обу...