Театр Жили-были
материал (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОРНИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Кукольный театр «Жили были»
Направление: художественно-эстетическое
Программа для учащихся 1-2 классов
33 часа, 1 час в неделю
2022-2023учебный год
Учитель: Агилова Т.А
С.Корнилово
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр «В гостях у сказки» для учащихся1-2 классов начальной школы составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и общего образования.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Кукольный театр «В гостях у сказки» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .
Актуальность программы.
Программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками.
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. Более опытные артисты дают не более пяти представлений в год. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве.
Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Цель программы :
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра; воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
-раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
-научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
-научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Кукольный театр «В гостях у сказки».
Формирование Универсальных Учебных Действий
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Ожидаемые предметные результаты:
Первый год обучения.
- Знание начальных сведений о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол, элементарных представлений о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей
- Овладение умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на детей 7 – 8 лет (1 – 2 классы).
Формы занятий
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Содержание программы
При творческом подходе к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.
Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
1. Разновидности театров (беседа).
Виды театров:
- театр картинок;
- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет.
2. Кукольный театр.
Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).
3. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).
Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка.
4. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).
5. Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).
Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбрать любую сказку, сделать режиссёрскую разработку, продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть, расписать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
6. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
7. Отработка чтения каждой роли (за столом).
8. Интонация. Настроение, характер персонажа.
9 . Изготовление кукол.
Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
Календарно-тематическое планирование (первый год обучения)
№ п\п | Дата | Тема.( Содержание). | Формируемые УУД |
1 | Вводное занятие. Театр. Его истоки. (Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий | |
2-3 | Таинственные превращения.( Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание) | Формирование установки на здоровый образ жизни. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
4-5 | Выбор для спектакля пьесы. (Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Рукавичка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения) | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | |
6-7 | Распределение ролей и чтение произведения(.Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции) | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | |
8-9 | Развитие дикции на основе скороговорок. | Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |
9-10 | Работа над ролью за столом.(Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом .Учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | |
10-11 | Работа над ролью за на ширме.(Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок) | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. | |
12-16 | Рождение спектакля.(Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. ) | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
17-18 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Формирование установки на здоровый образ жизни. | |
19 | Генеральная репетиция пьесы. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | |
20 | Представление. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | |
21-22 |
Выбор пьесы: р. н.с. «Маша и медведь» (Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом) | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | |
23-24 | Работа над ролью за столом (Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.) | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | |
25-27 | Рождение спектакля.(Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. ) | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
28 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | |
29-30 | Представление. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | |
31 | Просмотр детских художественных фильмов. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. | |
32 | Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, былей. Анализ произведений. | Умение различать жанры произведений | |
33 | Что узнали. Чему научились.(Рефлексия) Подведение итогов работы кружка | Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
Приложение 1
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Советы здоровья»
Действующие герои: лиса, медведь, ёжик, волк, доктор Айболит.
(Звучит музыка, появляется Лиса и поет песню)
Лиса: Работаю в нашем медпункте сестрою.
Работа мне нравится, детки, не скрою.
Зубы я чищу и лапки я мою.
Кто может сравниться с моей чистотою.
Со мною, со мною, со мно-о-ю?!
Наконец-то убежали эти микробы. Спасибо вам, ребята, что их выгнали!
А вы знаете, что лучшее средство от микробов – это мыло и вода! Нужно чаще мыть руки мылом. Пойду, лапки вымою. (Уходит под музыку напевая)
(Из леса выходит медведь и рычит)
Медведь: Р-р-р!
(На полянку выбегает ежик с корзинкой, а в корзинке овощи)
Ежик: Здравствуй, Мишенька!
Медведь: Здравствуй, Ежик ни головы, ни ножек.
Ежик: Ты чего так рычишь?
Медведь: Я кушать сильно хочу-у-у!
Ежик: На-ка, овощей поешь. У меня вот овощи тут в корзинке есть. Да только смотри,
лапы вымой с мылом.
Медведь: Некогда мне тут лапы мыть, я есть хочу! (С жадностью набрасывается на овощи в корзинке, вытирает морду лапой) Спасибо тебе ежик! (Хлопает себя по животу) Ой! Ой – ой! Ой – ой – ой!
Ежик: Что с тобой, Мишенька?
Медведь: Ой! Ой! Что со мной! Я теперь совсем больной!
У меня живот заболел, что же такое я съел?
Ежик: Я говорил тебе, не ешь грязными лапами, а ты не слушал! Пойдем скорее к врачу!
Медведь: Ой! Нет! Я боюсь! Я лучше под елочкой полежу.
Ежик: (к зрителям) Пусть полежит, а я за медсестрой сбегаю. (Убегает)
(Медведь лежит, стонет, выходит волк с повязкой на зубах и воет)
Волк: У-у-у!
Медведь: Что с тобой, волк?
Волк: Плохо стало жить мне вдруг, разболелся сильно зуб.
Нету мочи никакой, надо зуб лечить больной.
Медведь: А у меня живот болит! (Оба лежат и стонут)
(Выходит ежик и ведет Лису)
Лиса: Так, что у вас тут случилось?
Волк: У меня зуб болит, а у медведя живот!
Лиса: А ты зубы чистишь?
Волк: Нет. А зачем?
Лиса: Ребята, скажите волку, зачем нам зубы чистить нужно? (Ответы) Да, придется
Доктора Айболита звать. Доктор Айболит! (Выходит Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, зверята, что случилось у вас?
Лиса: Вот медведь ел грязными лапами и у него живот заболел, а волк не чистит никогда зубы, вот они у него и разболелись.
Д.А: Я помогу вам, зверята, но пообещайте мне, что будете соблюдать правила гигиены.
Любой воспитанный человек или зверек должен соблюдать все правила гигиены.
Волк и Медведь: Обещаем.
Д.А: Вот вам микстура, пейте (пьют) Для Мишки – мыло, не забывай мыть лапы.
А тебе, Волк – зубная щетка. Чисть зубы два раза в день.
Волк и Медведь: Спасибо!
Д.А: А вам желаю я, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой!
Зубы чистить не забудьте утречком и перед сном.
И опрятными вы будьте, убирайте чисто дом!
Вы зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно закаляйтесь – это так поможет вам!
Медведь: До свидания, ребята!
Ежик: Приходите в гости к нам
Волк: Вместе с нами все зверята
Лиса: Будут очень рады вам!
Все: До свидания!
(Все звери машут лапами и уходят)
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Красная книга»
Действующие лица: Петрушка, дед, баба, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
Вед: А сказка наша не простая,
Хоть всем известная такая
Дед: Вишь, дымок с трубы идет?
То старуха колобок
Мне сегодня испечет.
Баба: Все, Готово, Испекла.
Остудить теперь нужда.
Посидит пусть на окошке
И остудится немножко.
Вед: Колобок сидеть устал
По дорожке побежал.
Колобок: (поет) Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Я от бабушки и дедушки ушел!
Вед: Через поле и лесок
Покатился колобок.
И у леса на полянке
Повстречался с серым зайкой.
Колобок: Зайка, что с тобой случилось?
Заяц: со мной беда вдруг приключилась.
Не могу поднять я лапку.
Я поранил сильно пятку.
Кто-то мусор не убрал
По полянке раскидал.
Я на склянку наступил.
Себе лапку повредил.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.
Я скорей домой пойду,
Подорожник приложу.
Вед: Покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему волк.
Колобок: Здравствуй, Серый!
Аль не рад?
Ели ты волочишь ноги.
Довели тебя тревог
Волк: Это верно, колобок.
Круглый и румяный бок.
Я в своем лесу родном
Не сгорел чуть, брат, живьем.
Шел грибник, окурок бросил.
Ума нет, чтоб затушить!
Вспыхнул лес, огонь меж сосен
Где же звери будут жить?
Ну, счастливо, Колобок!
Не скучай и будь здоров!
Вед: Покатился колобок
Дальше по дороге.
А навстречу колобку
Мишка из берлоги.
Колобок: Здравствуй, Мишка-генерал!
Тоже, что ли захворал?
Медведь: Жиру много я набрал, и уже почти что спал.
Тут охотники, собаки, ружья, палки и рогатки.
Ну, давай меня будить и в берлоге тормошить.
Что за люди не пойму? Сеют лишь одну беду.
Колобок: Ты ложись, медведь, и спи.
Засыпай и не грусти.
Вед: Покатился колобок.
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится,
Глянь, сюда бежит лисица.
Колобок: Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня ты не глядишь?
Не узнала, что ль меня?
Лиса: Я - печеного не ем,
На диете я совсем.
Ты на полянке не бывал,
Куропаток не видал?
В лесу птиц совсем не стало.
А я чуть-чуть оголодала.
Колобок: Побывал я на полянке
Там осколки, склянки, банки
Лиса: С каждым днем в лесу все хуже
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке –
Жизни нет зверью нигде
(Выходят заяц, волк, медведь)
Заяц: Всем нужно срочно мир спасать,
В котором мы живем.
Волк: А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
Медведь: А если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!
(Появляется на ширме Красная книга. Под песню О.Газманова «Красная книга» все животные плачут и входят в книгу)
Колобок: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Колосок»
Действующие лица: Петрушка, мышата- Круть и Верть, Петух,
Вед: Жили-были Петя-петушок-золотой гребешок и мышата Круть и Верть.
(Выбегают мышата и выходит петушок, он несет на плече колосок)
Петя: Круть, Верть!
Мыши: Мы здесь!
Петя: Смотрите, какой я нашел колосок!
Круть: А какой колосок?
Верть: И что в нем особенного?
Петя: А вы знаете, сколько трудились люди, чтобы вырос этот и другие колоски?
Мыши: Не-е-ет.
Петя: Люди вспахали поле, посеяли зернышки, поливали все лето, а потом скосили все
колоски. Колосок не любит лентяев. Понятно?
Мыши: Да!
Петя: А теперь колосок обмолотить надо. А кто будет молотить?
Круть: Только не я! Верть: Только не я!
Петя: Ах вы, лентяи! Я пойду. (Петушок уходит)
Круть: Мы не лентяи, мне не лень
Могу крутиться целый день!
Верть: Да, мы не лентяи! Мне не лень,
Могу вертеться целый день.
(Возвращается петушок, него мешок, мышата подбегают к петушку)
Петя: Смотрите, мышата, сколько я зерна намолотил!
Круть: Ах, как много зерна! Верть: Эх, как много зерна!
Петя: А теперь это зерно нужно смолоть. Кто пойдет со мной на мельницу?
Круть: Только не я! Верть: Только не я!
Петя: Какие же вы лентяи. Ладно, я сам смелю. (Уходит)
Круть: Мы не лентяи! Мне не лень,
Могу крутиться целый день!
Верт: Да, мы не лентяи! Мне не лень,
Могу вертеться целый день!
(Идет петушок с мешком)
Петя: Мышата! Смотрите, сколько я муки намолол!
Круть: Ох, как много муки! Верть: Ах, как много муки!
Петя: Ну а теперь можно пироги печь!
Круть: Ура! Можно пироги печь! Верть: Ура! Можно печь!
Петя: А кто пироги есть будет?
Верть: Чур, я первый!
Круть: Нет, я первый!
Петя: А кто колосок нашел?
Мыши: Ты, Петя!
Петя: А кто его обмолотил?
Мыши: Ты, Петя.
Петя: А кто зерно смолол?
Мыши: (тихо) Ты, Петя...
Петя: А вы что делали?
Мыши: (плачут)
Круть: Прости нас, Петя. Верть: Мы будем тебе помогать.
Петя: Ну, что, ребята, поверим мышатам?
Ладно, несите воды, дрова, топите печь!
А я буду пироги печь.
(Звучит музыка, а Мышата и петушок работают.)
Круть: Мы не лентяи, мне не лень
Могу работать целый день!
Верть: Мы не лентяи, мне не лень,
Могу работать целый день.
(поют): Какой чудесный день.
Работать нам не лень.
Со мной мои друзья
И песенка моя!
Петя: Мышата, пироги готовы!
Круть: Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Верть: Ребята, хлеб - всему голова. Берегите хлеб!
Лубяная избушка
- сценарий для кукольного спектакля
Действующие лица; ведущий,лиса, заяц,собака, козлик, петух.
Вед: Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную – из снега и льда, а зайчик лубяную – из прочных веточек да досочек. Стали они жить каждый в своей избушке. Но вот пришла весна-красна. Стало греть солнышко, и у лисы избушка растаяла.
Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!
Как же быть? Где домик мой?
Заяц: Вся изба твоя с крылечком
Убежала в речку.
Очень не переживай,
Ты ко мне переезжай.
Лиса: …(в сторону говорит):
Повезло, скажу, косому
Выгоню его из дому.
Не хочу с ним вместе жить,
Хлеба корочку делить… (обращается к зайцу):
Эй, послушай, милый Зая!
Новость есть!
Заяц: Да ну! Какая?
Лиса: Есть за лесом огород,
Там капуста – круглый год!
Заяц: Неужель уже поспела?
Ну-ка, ну-ка, побегу
И капусту поищу!
Вед: Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик. Прибежал зайчик, а деверь заперта.
Заяц: Это что? Закрыта дверь.
Лиса: (выглядывает из домика)
Я в избе живу теперь.
Заяц: Да ведь это домик мой!
Лиса: Не пущу тебя, косой!
(заяц отходит, садится рядом плачет)
Вед: Строил себе заяц очень крепкий дом,
Да лисица злая поселилась в нём.
Кто не побоится заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
(появляется собака)
Собака: Гав, гав, гав!
У меня горячий нрав!
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг?
Заяц: Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Собака: Эй, лиса, слышишь лай?
Гав, гав, гав, прочь ступай!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Собака: (трусливо)
Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(собака убегает)
Вед: На пеньке опять сидит
Бедный заинька, грустит.
Что же делать, он не знает,
Лапкой слёзки утирает.
(скачет козлик)
Козлик: Ме-е-е! Ме-е-е!
У меня бодучие рога.
Забодаю, забодаю я.
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг!
Заяц: Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Козлик: Ме-е! Кто там в избе?
Вот достанется тебе!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Козлик: (трусливо)
Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(козлик убегает)
Заяц: Кто не побоится
Заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
(появляется петушок)
Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Я помогу, я помогу!
Ты не плачь, не плачь, косой,
Живо справимся с лисой!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Петух: Как тряхну гребешком –
И развалится весь дом!
У меня есть коса,
Ну-ка, выходи, лиса!
Лиса: Ой, боюсь я петуха!
Ой, подальше от греха!
(лиса выбегает из домика и бежит в лес)
Заяц: Ну, спасибо, Петушок!
Справиться с лисой помог!
Будем вместе в доме жить,
Вместе жить и не тужить!
РУКАВИЧКА
Действующие лица:
Мышка
Зайчик
Лисичка
Волк
Кабан
Медведь
Собака
Рассказчик
На первом плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. Возле деревьев слева лежит рукавичка. На втором плане – зимний лес.
Рассказчик
Люли-люли, тили-тили!
Зайцы по воду ходили,
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка-невеличка
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Из-за деревьев справа появляется Мышка.
Мышка
Я под кустиком сижу
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. На полянке из-за деревьев справа появляется Зайчик.
Зайчик
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
Зайчик подбегает к рукавичке.
Зайчик
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
Мышка выглядывает из рукавички.
Мышка
Это Мышка-поскребушка!
Зайчик
Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Мышка
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Лисичка.
Лисичка
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
Зайчик
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Волк.
Волк
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Лисичка
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Кабан.
Кабан
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Места здесь тебе не хватит!
Кабан
Влезу я уж как-нибудь!
Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Тесно здесь! Ну, просто жуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Из-за деревьев справа выходит Медведь.
Медведь
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк.
Волк
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан.
Кабан
Ну а я кабан-клыкан,
Рукавичку затыкан!
Медведь
Что-то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Кабан
Нет!
Медведь (примирительно)
Да я уж как-нибудь!
Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка.
Лисичка
Негде здесь уже чихнуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка.
Мышка (сердито)
Толстый, а еще туда же!
Мышка прячется в рукавичку.
Рассказчик
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.
Собака
Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу. Собака берет рукавичку и уходит со сцены.
Рассказчик
Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
Приложение 2
Игры на развитие внимания и воображения к разделу
(из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
- Картинки из спичек
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
- Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
- Рисунки на заборе
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
- Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.
- Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
Приложение 3
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
- Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
- С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос | Ответ |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
Тренинг согласных звуков
- Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
- Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ!
Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП – ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 4
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)
- Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
- Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
- Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
- Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весёлые старты для детей и родителей “Жили-были…”
Игру можно проводить внутри одного класса, между разными классами, а так же она подойдёт и для разновозрастных команд. К участию в игре привлекаются родители. ...
Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы"
Урок направлен на повышение интереса к прочтению произведений иностранных авторов, развитие творческих способностей, улучшение информационно-коммуникативных и актерских качеств учащихся....
Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"
Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...
Презентация фольклорного проекта "Жили - были"
Презентация расскажет о проекте "Жили - были", о целях, используемых технологиях, формах и результах проведенной работы....
Жили-были птицы
познавательная беседа для детей школы VIII вида...
Проект по литературному чтению в 1 классе "Жили-были буквы"
В рамках проекта по ФГОС был создан учениками "Музей букв" в котором ученики сами проводили экскурсии по музею....
Театр Жили-были
внеурочка 3-4 класс...