СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Родительский всеобуч. Развиваемся вместе».
опыты и эксперименты

Социальный проект «Развиваемся вместе» (всеобуч для родителей, имеющих детей с бисенсорными нарушениями). Наша задача, как специалистов, заключается не в том, чтобы сделать из родителей специалистов, и не в том, чтобы взять родительские функции на себя. Наша роль в том, чтобы направлять и поддерживать родителей, показать, как происходит партнерское взаимодействие родителей со специалистами на занятиях с ребенком.  В ходе занятий и индивидуального подхода мы определяем ближайшие цели обучения и разрабатываем индивидуальные программы, учитывающие потребности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_semi.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Родительский всеобуч.

Развиваемся вместе».

Конева С.С., учитель начальных классов, дефектолог.

Губина Е.А., учитель начальных классов, дефектолог.

                                         ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская

школа-интернат им.  С.А. Мартиросяна, реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы».

На базе ГБОУ СО «Верхнепышминской школы-интерната имени С.А.Мартиросяна, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы» с 2018 года работает Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области.  Одним из главных направлений в сопровождении ребенка с ТМНР является работа с семьей, т.к. семья, воспитывающая особого ребенка — это условие развития психофизических возможностей ребенка. Родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи, осуществляемой в следующих основных направлениях: - семейное консультирование, направленное на помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка; - психологическое просвещение (обучение родителей навыкам общения и игры, способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок», информирование родителей о конкретных видах нарушений у детей, правах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, родительском опыте воспитания детей с особыми нуждами, социальных и образовательных учреждениях, фондах, оказывающих разные виды помощи детям с ТМНР и их семьям и т.п.); - методическая поддержка (разработка сопровождающих материалов для родителей – памятки, карточки и т.д.).

Поэтому в 2020 году мы начали реализацию проекта «Развиваемся вместе» (всеобуч для родителей, имеющих детей с бисенсорными нарушениями). Наша задача, как специалистов, заключается не в том, чтобы сделать из родителей специалистов, и не в том, чтобы взять родительские функции на себя. Наша роль в том, чтобы направлять и поддерживать родителей, показать, как происходит партнерское взаимодействие родителей со специалистами на занятиях с ребенком.  В ходе занятий и индивидуального подхода мы определяем ближайшие цели обучения и разрабатываем индивидуальные программы, учитывающие потребности каждого ребенка.

Основная цель проекта «Развиваемся вместе» – создание системы поддержки детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения развития, которая обеспечивает  помощь в развитии и обучении. 

Актуальность проекта:

  1. Информационный вакуум по тематике обучения детей со слепоглухотой.
  2. Ежегодное увеличение количества детей со слепоглухотой и ТМНР.
  3. Отсутствие системы обучения для родителей.
  4. Необходимость организации поддержки родителей.

Задачи проекта:

  1. Разработать курс практических занятий с учетом индивидуальных особенностей детей.
  2. Организовать        индивидуальное консультирование по запросу родителей.
  3. Организовать сетевое взаимодействие.
  4. Создать видеопособие для родителей.

Консультирование семьи имеет определенную организационную структуру: знакомство, определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих; психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка; определение модели воспитания, используемой родителями. Методом изучения семьи чаще всего являются наблюдение. Для изучения личностных особенностей, ценностных ориентаций, воспитательских позиций родителей, понимания родителями перспектив будущего ребенка, используем анкетирование. Во время встречи с семьей проводим беседу-интервью для сбора информации об анамнезе и определении главного запроса семьи. На основе анализа анкетирования были сформулированы запросы родителей: юридическая помощь, вопросы обучения, воспитания и развития слепоглухого ребенка, здоровье и способы психологической разгрузки родителей. Определились такие направления: юридическая грамотность, развивающий уход и формирование навыков самообслуживания, сенсорное развитие, развитие коммуникации, психологическая разгрузка и здоровье. По направлениям пригласили компетентных в каждой теме специалистов, которые проведут мастер-класс или семинар.

По направлению «Юридическая грамотность» прошло три вебинара:

        1 вебинар: "ИППСУ (индивидуальная программа предоставления социальных услуг) и получение бесплатной помощи для ребенка с ОВЗ и инвалидностью". Своим опытом и знаниями поделилась Алексеева Наталья Владимировна, мама особого ребёнка, которая основательно изучила эту тему.  

      2 вебинар: «Юридическая грамотность родителей слепоглухих детей: защита прав слепо-глухих, социальное обеспечение, технические средства реабилитации», провела юрист Свердловского областного правления ВОС Позднякова Ольга Николаевна, она ответила на все интересующие слушателей вопросы.

3  вебинар:  «Нормативно-правовой аспект обучения детей с ОВЗ», провела Ларина Александра Валерьевна, методист Регионального ресурсного центра по работе с детьми с ТМНР, учитель-логопед,  дефектолог ВКК (врачебно-консультационной комиссии), она  рассказала о законодательных основах организации получения образования детьми с ОВЗ, познакомила с организациями для развития и обучения детей с ОВЗ на территории Свердловской области.

Следующее направление «Развивающий уход и формирование навыков самообслуживания». 

Быт-часть физической и социальной жизни человека, он занимает большую часть самостоятельной жизни и состоит из определённых навыков самообслуживания.  Поэтому, попросили осветить эту тему специалиста по развивающему уходу, социального реабилитолога, внештатного сотрудника БАНО (Благотворительной Автономной Некоммерческой Организации) "Яснева Поляна" г. Москва  Зябреву Светлану Анатольевну, она провела вебинар  «Развивающий уход и социальная адаптация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития" и мастер –класс  «Развитие навыков самообслуживания у слепоглухого ребенка» Светлана Анатольевна рассказала слушателям о приёмах, этапах и особенностях формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР, ответила на все интересующие родителей вопросы, а их было много, так как тема очень востребована.  

Получение сенсорной информации важная часть жизни, и поэтому необходимо развивать сохранные анализаторы, через которые поступает информация об окружающем мире.  

Направление «Сенсорное развитие» осветила Ларина Александра Валерьевна,  методист Регионального ресурсного центра по работе с детьми с ТМНР, учитель-логопед,  дефектолог ВКК (врачебно-консультационной комиссии)  провела вебинар «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития», на котором   рассказала о развитии сенсорной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на начальных этапах коррекционно  - развивающей работы.

Следующее направление «Развитие коммуникации»

Роль общения в развитии детей является первостепенной и играет основополагающее значение для их общего развития и благополучия. Эффективная коммуникация не только позволяет им выражать свои потребности, желания и эмоции, но и играет важную роль в понимании и интерпретации предоставляемой им информации. Ребёнок имеет особенности в развитии, и способность выражать свои чувства и желания при помощи слов ему не доступна. Поэтому важно предоставить ему другие альтернативные средства для обозначения действий и окружающих предметов.

Специалист Регионального ресурсного центра по работе со слепоглухими детьми Конева Светлана Сергеевна провела вебинар «Способы коммуникации со слепоглухими детьми и с детьми с ТМНР", на вебинаре были рассмотрены способы коммуникации на начальном этапе взаимодействия со слепоглухим ребенком. Руководитель регионального отделения Свердловской области «Сообщества семей слепоглухих» Мурашкина Екатерина Анатольевна рассказала об особенностях проекта «Печатаем глазами», который реализуется на территории Свердловской области.

         Формирование коммуникативных навыков зависит от развития слухового восприятия, поэтому учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната №117 им. Татьяны Сергеевны Зыковой города Самара, Сторчевая Полина Владимировна провела вебинар "Развитие слухового восприятия", на котором рассказала о формировании коммуникативных навыков и развитии слухового восприятия.

Ориентировка и мобильность – это жизненно необходимые навыки для незрячего человека и для родных и близких, которые живут с ним и его сопровождают, поэтому тифлопедагог, инструктор по ориентировке и мобильности  Замятина Анастасия Владимировна провела  5 занятий - практикумов по ориентировке и мобильности, на которых  родителям слепоглухих детей были освещены   теоретические вопросы ориентировки с показом основных приемов ориентировки в пространстве, практические упражнения  в парах (сопровождающий – сопровождаемый), практическое занятие передвижения с тростью и  основные приемы защиты. Также Анастасия Владимировна провела индивидуальные занятия родитель -  ребенок с целью правильного сопровождения своего ребенка и привития ребенку правильных приемов защиты и ориентировки в пространстве.

Следующее направление «Психологическая разгрузка и здоровье».

    Поддержать свое здоровье и уметь расслабиться, избежать эмоционального выгорания - очень важно для родителей особого ребенка.

Психолог Суворина Надежда Павловна на вебинаре познакомила родителей особого ребенка со способами и упражнениями для релаксации по предупреждению эмоционального выгорания.

Костюхина Нина Александровна, педагог – хореограф, провела с   родителями мастер - класс «Каошики»-йогический танец», который оказывает благотворное воздействие на организм, является источником энергии и силы.

Практикующий дерматолог, косметолог и ароматерапевт с 20-ти летним опытом работы Спасова Татьяна Ивановна провела мастер – класс, «Ароматерапия», на котором рассказала, как заменить гору лекарств и укрепить иммунитет ребёнка с помощью эфирного масла.

Завершился проект общим родительским форумом: «Слепоглухота: путь к успеху!» (представление положительного успешного опыта развития слепоглухих) с приглашением на форум кандидата педагогических наук, доцента кафедры тифлопедагогики МГПУ Денискиной Венеры Закировны.  

Все материалы проекта «Родительский всеобуч. Развиваемся вместе» собраны в электронный учебник, их можно посмотреть на сайте нашей школы во вкладке Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области. http://mart-school.ru Проект "Родительский всеобуч".

Так как проект оказался востребованным, мы его продолжаем в рамках государственных работ. Специалисты Регионального ресурсного центра по работе со слепоглухими детьми проводят диагностическое обучение "Школу семьи".

Начать рассказ о проекте «Школа семьи» хотелось бы с цитаты родителя особого ребёнка, которую мы увидели в Сети Интернет.

Когда уже слёзы на подходе, а нервы на исходе. Когда сложно контролировать интонации в отношении двух –трёх людей в день, надо принимать меры.  

Специалисты нашего РРЦ решили помочь принять эти меры. Мы приглашаем семьи и проводим консультации для родителей с практическим показом работы со слепоглухим ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Проект «Школа семьи» предполагает совместную работу педагогов и родителей, которые являются партнерами в процессе обучения ребенка. Предоставляя родителям необходимые знания по формированию навыков, мы даем им возможность поддерживать и активизировать усилия ребенка по обучению и общению как дома, так и в образовательных учреждениях. Такая совместная работа обеспечивает подход, способствующий общему прогрессу ребенка, позволяет помочь родителям увидеть сильные и слабые стороны ребенка, его предпочтения и выработать стратегии развития и обучения.

Цель этого проекта: организация педагогического сопровождения слепоглухих детей, проживающих в Свердловской, не имеющих возможности каждую неделю посещать занятия;

 предупреждение эмоционального выгорания родителей, имеющих детей с тяжелыми, комплексными нарушениями развития (слепоглухота), и их поддержка; оказание коррекционно – развивающей помощи для детей ТМНР.

Задачи проекта: организация занятий для мам и детей со СГ/ТМНР;

  • проведение тренингов и мастер-классов для родителей (с учетом их пожеланий) для снятия психофизической усталости;
  • привлечение специалистов для проведения тренингов и мастер-классов;
  • организация присмотра и ухода за детьми;
  • подготовка волонтёров для реализации проекта;
  • организация развивающих занятий для детей.

Особенности проекта: два направления работы:

1. Сессия коррекционно-развивающего обучения: консультации родителей, а для ребенка - диагностическое обучение (с кратковременным проживанием в интернате) с родителем. Протяженность: 2 дня.

2. Работа с родителями - организация творческих мастер-классов, тренингов, консультаций с привлечением приглашённых специалистов; -одновременно организуется работа с детьми: коррекционно-развивающие занятия, присмотр и уход (специалисты РРЦ, волонтёры).

Специалисты РРЦ организуют занятия по обучению по системе Брайля, социально – бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, тифлографике, развитию сенсорного восприятия, альтернативной коммуникации. Показ родителям возможностей их детей, оказывают консультативную помощь. И дальнейшее педагогическое сопровождение, онлайн консультирование, разовые посещения РРЦ (по запросу, по возможности)

Пример расписания диагностического обучения.

Дата

Время

Название занятия

Место проведения

Педагог

10:00 – 10:35

Перемена 5 мин

Альтернативная коммуникация

Ауд 23

Баева Т. Г.

10:40 – 11:15

Перемена 10 мин

Основы  СБО (уборка)

Ауд 22

Мишина С. В.

11:25 – 12:00

Перемена 5 мин

Нейроигры

Ауд 23

Конева С. С.

12:05 – 12:40

Основы СБО (приготовление бутерброда)

№213 (здание мастерских)

Губина Е. Н.

Дата

Время

Название занятия

Место проведения

Педагог

10:00 – 10:35

Перемена 5 мин

Сенсорные игры

Ауд 21

Мишина С. В.

Баева Т. Г.

10:40 – 11:15

Перемена 10 мин

Календарь

Ауд 23

Конева С. С.

11:25 – 12:00

Перемена 5 мин

Ориентировка в пространстве

№215 (здание мастерских)

Губина Е. Н.

12:05 – 12:40

Основы СБО (мытье рук, выполнение утреннего туалета)

№213 (здание мастерских)

Баева Т. Г.

Рекомендации по итогам диагностического обучения

Мальчик ,  9 лет

Диагноз по слуху: кохлеарное имплантирован, слышит неречевые звуки и громкую речь. Развернутую речь не понимает, но узнает некоторые хорошо знакомые слова в привычном контексте, ориентируясь преимущественно на интонацию.

Диагноз по зрению: ретинопатия недоношенных, реакция на зрительные стимулы отсутствует. Для ориентировки зрением не пользуется.

Другие диагнозы: органическое поражение ЦНС, умственная отсталость неуточненной степени.

Мальчик не пользуется никакими специальными средствами общения, никак не обозначает свои желания. Недовольство выражает специфически, голосовой реакцией, на приятные впечатления реагирует улыбкой. Может показать, что хочет продолжения совместной игры (ищет руку, повторяет действие).

Мальчик с интересом обследует новые предметы и окружающее пространство, все предметы обследует руками, подносит ко рту и обследует языком. Узнает и демонстрирует, как используются некоторые бытовые предметы: чашка, ложка. Имитирует некоторые действия, показанные взрослым, с интересом повторяет упражнения адаптивной физкультуры, быстро обучается пользоваться спортивными снарядами.

Таким образом, по результатам диагностического обучения, можно сделать вывод о достаточном потенциале к обучению (способность подражать, познавательный интерес), но только в условиях выстроенного режима занятий со специалистами, и дома с родителями. В первую очередь необходимо формировать постоянные средства общения с ребёнком (естественные жесты, предметы-символы). Необходимость использования календарного метода.

Направления работы:

1. Формировать естественные жесты (маме представлены опорные моменты на видео и видео курс по коммуникации с детьми с нарушением зрения и слуха), постоянно демонстрировать их мальчику перед началом соответствующих занятий (еда, купание, прогулка и др.)

2. Выстраивать режим дня (календарь): желательно, чтобы все занятия шли примерно в одной и той же последовательности каждый день, так будут легче осваиваться их жестовые обозначения.

3. Все бытовые действия (одевание, умывание, собирание игрушек, мытье посуды, например, ложек) нужно выполнять вместе с мальчиком «рука в руке», постепенно увеличивая степень его участия. Пример: сначала мальчик просто держит руку на руке мамы, пока та моет ложку, затем мама дает ему ложку, включает воду и ждет, пока он вымоет ее сам.

4. Занятия по развитию речевого слуха.

5. Вместе с естественными жестами введение предметов-символов для обозначения бытовых и учебных действий

Предметы -символы – это специально подобранные реальные предметы (на начальном этапе), станут своего рода «ключом» для понимания ребёнком предстоящей ситуации или вида деятельности. Они помогут выразить отказ от предлагаемой ситуации или желание ее продолжить, отвергая или принимая предложенный ему предмет-символ. Например, перед тем как пойти гулять, каждый раз перед выходом из дома предъявлять шапку, чтобы ребёнок со временем начал понимать, если дают шапку, значит пойдет на прогулку. На начальном этапе нужно использовать идентичные реальные предметы, т.е. те предметы, которые ребёнок использует в повседневной жизни. Причём, эти предметы должны быть одинаковые, и дома, и в школе. Все предметы – символы нужно предъявлять со словесным сопровождением и с естественными жестами, обязательно учитывать время обработки информации. Например, даем ребёнку ложку и говорим: «Ложка - будем кушать», и показываем соответствующий жест – «кушать» - это нужно для того, чтобы со временем ребёнок мог использовать жесты или, если есть остаточный слух, понимать слова, конечно, это зависит от возможностей ребёнка.

Предмет-символ

Деятельность

Периодичность предъявления

Ложка (реальный предмет, используемый ребёнком)

Приём пищи

Каждый раз перед приёмом пищи

Полотенце

Умывание

Каждый раз перед умыванием

Шапка (реальный предмет, используемый ребёнком)

Прогулка или любой выход на улицу

Каждый раз перед выходом из дома

Подушка (маленькая подушечка, с которой ляжет спать)

Сон (дневной, ночной)

Каждый раз перед сном.

Рулон туалетной бумаги или памперс

Туалет

Каждый раз перед посещением туалетной комнаты

На начальном этапе запланированных видов деятельности, где используется предмет-символ, не должно быть много, не больше 2-3 видов деятельности, связанных с основными нуждами ребёнка. Чтобы отследить насколько часто предъявляется предмет-символ, можно использовать чек-лист. Заполнять его могут специалисты, которые общаются с ребёнком, и родители.

Дата

Приём пищи (предмет-символ ложка)

Сон (предмет-символ подушечка)

01.02

Завтрак +

Обед +

Перекус –

Ужин -

Дневной +

Ночной-

02.02

Завтрак +

Обед -

Перекус +

Ужин +

Дневной +

Ночной+

Постепенно виды деятельности можно увеличивать.

Дата

Приём пищи (предмет-символ ложка)

Умывание (предмет-символ полотенце)

Туалет (предмет-символ туалетная бумага)

Прогулка (предмет-символ шапка)

Сон (предмет-символ подушечка)

10.02

Завтрак +

Обед -

Перекус +

Ужин -

+

+

-

Дневной+

Ночной -

Предоставляем родителям карточки с алгоритмом выполнения какого-либо действия (рутины). Любое действие должно выполняться в строго определённом порядке, тогда ребёнок быстрее научится выполнять это действие.

Умывание.

  1. Открыть кран с водой.
  2. Намочить руки.
  3. Намылить руки с обеих сторон, между пальцев.
  4. Смыть мыло.
  5. Мыть лицо, начиная со лба до подбородка: лоб, глаза, щеки, рот, подбородок.
  6. Выключить воду.
  7. Вытереть руки и лицо полотенцем.

Чистка зубов.

  1. Выдавливать пасту прямо в рот.
  2. Чистить переднюю поверхность зубов, двигая щеткой вверх-вниз, вправо-влево и кончиком щетки заднюю поверхность зубов.
  3. Прополоскать рот.
  4. Вытереть руки и лицо полотенцем.

Также, в рамках проекта «Школа семьи», провели мероприятия для родителей первоклассников: прошел лекторий «Основы сопровождения людей с глубокими нарушениями зрения», провела его педагог нашей школы, специалист по ориентировке в пространстве Замятина Анастасия Владимировна. А специалисты Ресурсного центра провели для родителей квест "Путешествие в темноте". Родители разделились на пары (сопровождающий – сопровождаемый: роли менялись, т. е. каждый смог часть квеста "путешествовать в темноте" или быть в роли сопровождающего), выполняли различные задания: определяли продукты на вкус и запах, определяли ингредиенты блюд, шнуровали кроссовки, определяли барельефные изображения, готовили перекус (заваривали чай, делали бутерброды), проходили заданный маршрут, применяя правила сопровождения на практике, разбирали и складывали одежду. Оказалось, что выполнение привычных действий, которые делаются ежедневно автоматически, вызывают затруднение, когда их делаешь вслепую. Даже знакомые запахи и продукты на вкус воспринимаются по–другому.

Родители получили именные сертификаты за участие в Проекте.

На этом проект «Родительский всеобуч. Развиваемся вместе» не заканчивается, мы продолжаем по нему работать с родителями и взаимодействовать со специалистами в разных областях.

http://mart-school.ru/news/434/23/den-materi 

http://mart-school.ru/news/704/23/roditelskij-vseobuch-posvyaschennyj-predstoyaschemu-prazdniku-prednovogodnie-posidelki-dlya-slepogluhih-detej-i-ih-mam 

   

http://mart-school.ru/news/741/23/meropriyatiya-v-ramkah-proekta-roditelskij-vseobuch-realizuemogo-regionalnym-resursnym-tsentrom-razvitiya-sistemy-soprovozhdeniya-slepogluhih-detej-na-territorii-sverdlovskoj-oblasti 

http://mart-school.ru/news/889/23/master-klass-v-ramkah-proekta-roditelskij-vseobuch 

Литература:

Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология" / В. В. Ткачева. - Москва : УМК "Психология" : Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 319 с., [2] л. цв. ил. : ил.; 21 см.

 Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. (Специальная психология.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Социальный проект «Мы вместе»

В современном обществе зачастую самыми незащищенными слоями населения становятся пожилые люди, а так же дети, оставшиеся без попечения родителей. В этой связи нами было принято решение о разработке и ...

Социальный проект "Поможем вместе"

На одном из уроков окружающего мира учащимися 2в класса  было принято решение о создании социального проекта, целью которого будет помощь пернатым в условиях холодной погоды. Работая над проектом...

Социальный проект «Сад вместо свалки»

совместно с детьми и родителями класса...

Сборник социальных проектов «Делать добро вместе»

Социальное проектирование в работе классного руководителя.Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно ...

Социальный проект "Продлим жизнь книгам вместе"

Ни для кого не секрет, что в России сегодня значительно снизился интерес к чтению, сократилось число активных читателей, выросло целое поколение - "дети нечитающие". Причиной тому, возможно, пос...