Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе
статья
Статья на тему "Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenka_v_nachalnoy_shkole.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе.
Оценка – это правильное
кровообращение,
без неё неизбежны застой
и болезненные явления.
Н.Островский
В условиях реформирования начального образования изменяется вся система обучения, все её компоненты. Чтобы обучение стало развивающим, совершенствуется не только то, чему будут учить младших школьников, но и то, как будет определяться продвижение детей в развитии. Очевидно, что новое содержание начального обучения требует новых подходов к контролю и оценке результатов учебной деятельности.
Мы, учителя начальной школы хорошо понимаем что обучение и воспитание в начальной школе возможно лишь на основе индивидуального подхода, бережного гуманного отношения к детям. Между тем наблюдения показывают, что в практике работы школы очень часто эти принципы нарушаются, живучими оказываются традиционные представления об учебно-воспитательном процессе, и продолжает преобладать авторитарный подход. В этих условиях, даже при наличии новых программ и учебников, не удаётся реализовать развивающее обучение.
Проблема контроля и оценки, тем более школьной отметки, волновала всех передовых педагогов – от Толстого до Занкова и Амонашвили. При всех различиях их объединяет гуманистическая позиция по отношению к детям. Критикуя приверженность учителей к отметке, стремление к их «накоплению», они вообще отвергали текущие отметки, отдавая предпочтение оценке: максимум оценок- минимум отметок (А.А.Леонтьев).
форме словесных суждений или отметки. В литературе оценку и отметку нее всегда разводят и называют одним словом «оценка».
Таким образом, процессуально это можно представить в такой последовательности:
Оценочная деятельность – контроль – оценка- отметка
На нынешнем этапе времени в начальной школе необходимо новое видение оценочной деятельности, различных её сторон. Лучше всего оно осознаётся при прямом сопоставлении с традиционным подходом. Остановимся на некоторых требованиях к оцениванию в начальной школе.
- Прерывность-непрерывность.
Традиционно обучение рассматривается как прерывный процесс, состоящий из этапов, который каждый раз заканчивается итоговой оценкой конечного результата.
Новый подход: обучение – непрерывный процесс, в ходе которого ребёнок только учится, постепенно продвигаясь в познании. При этом педагогическая оценка ориентируется лишь на относительные показатели детской успешности, которые обнаруживаются при сравнении сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями. Оценивается не конечный результат обучения, а процесс движения к нему.
Разумеется, ребёнок в ходе обучения ошибается и исправляется, и следует признать право ребёнка на ошибку и стимулировать стремление к исправлению. Самостоятельное исправление ошибки может быть более значимым, чем безошибочная работа, ибо это показатель самоконтроля. С этой точки зрения суть педагогической оценки – не демонстрация ошибки, а её предупреждение.
К этому следует добавить: необходимым условием является то, Принцип непрерывности в оценочной деятельности должен действовать не только в рамках начального обучения, но и при переходе на следующую ступень образования. Ученик не должен ощущать резкого расхождения в системе оценивания в начальной и средней школе.
- Количественность – качественность.
- Традиционно преобладает количественный подход – отметка, которая оценивает главным образом предметные ЗУНы.
При контроле, проверке качества обучения преобладают числовые показатели: количество ошибок в письменных работах, в устных ответах, скорость выполнения задания.
Так, при оценке качества чтения главным по-прежнему считается темп, а другие показатели – понимание текста, правильность, выразительность, способ чтения – отодвигаются на второй план. Хотя давно известно, что погоня за скоростью приучает детей к поверхностному чтению, к тому же дезориентирует родителей.
Новый подход – направленность на качество. Качественная оценка значительно богаче, она охватывает такие важные характеристики как:
- индивидуальность мышления, реальные поисковые и творческие умения;
- уровень прилагаемых усилий;
- отношение к предмету, учению в целом;
- коммуникативность, умение работать в команде и т.д.
Сочетание количественного и качественного компонентов обеспечивает всестороннее видение способностей ребёнка, позволяет оценить его не как объект воздействий, а как субъекта в учении, стимулирует стремление к самоконтролю и самообразованию.
Качественный подход требует от учителя систематических наблюдений, бесед, интервью, анализа учебной деятельности.
- Искусственность - естественность.
Традиционно в большинстве случаев проверка и оценивание результатов обучения протекают в искусственных, трудных для учащихся условиях и носят стрессовый характер. Контрольные и самостоятельные работы, итоговые опросы, проверка умения читать жестко регламентируются временем, проводятся строго в определённых условиях, при усиленном надзоре за учащимися.
В таких условиях многие дети теряются, от волнения не могут собраться с мыслями и продемонстрировать даже то, чем владеют на самом деле.
Особенно плохо чувствуют себя медлительные дети, неуверенные в себе, возбудимые и просто нервные.
Новый подход предполагает организацию проверки в максимально благоприятных, удобных для детей естественных условиях, исключающих экзаменационную обстановку и детские страхи.
Учителя начальных классов используют нетрадиционные формы контроля: беседа, диалог, совместная работа детей в группах, обсуждение в классе. Судить и оценивать уровень усвоения можно по комментариям, которые даёт ученик, по задаваемым вопросам, даже по репликам.
- Оценка - самооценка.
При традиционном подходе довлеет учительская оценка.
Учитель - главный контролёр и судья. При выполнении контрольных и самостоятельных работ не допускается никакое взаимодействие с учителем («думай сам») именно потому, что для объективной учительской оценки нужна самостоятельность.
Новый подход - признаётся и уважается право ребёнка на самооценку, поощряется взаимооценка учащихся. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника. Таким образом, сотрудничество учителя и учащихся в ходе обучения переключается на совместную оценку как естественное продолжение учебного процесса.
Контрольно-оценочные действия преподавателей начальной школы часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления.
Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.
Центром развития учебной самостоятельности ребёнка в начальной школе, её ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Для её воспитания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания. В настоящее время в практику начальной школы активно внедряется безотметочная система оценивания.
Мы, учителя начальной школы, хорошо понимаем, что оценивание невозможно сводить только к отметке. Да и как же надоели отметки! Они надоели всем: ученикам, и родителям и особенно нам – учителям. Как хочется от них избавиться, чтобы, посеяв разумное, доброе, вечное, не возвращаться к началу поля с косилкой, не обрубать на корню едва проклюнувшиеся всходы, а дать им разрастись естественно и привольно.
При безотметочной системе оценивания используются:
- Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение; ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассниками несколько целей одновременно и т.д.);
- Развёрнутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться ещё;
- Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим пред ними работам ребёнка могут видеть его движение по сравнению со всем классом.
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Выставки всех продуктов учебной работы детей;
- Система портфолио, где фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
- Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений;
В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения, поиском новых форм организации процесса обучения, требованиями к результативности, а в целом – к качеству образования. Поэтому ведение портфолио становится необходимым условием для решения обозначенной проблемы.
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Данный способ ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью такого оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Мы делаем первые шаги в апробации этой формы оценивания. Любой путь начинается с отправной точки и этой точкой у нас явились 1-ые классы. В прошлом учебном году учителя первых классов вместе со своими учениками и их родителями начали процесс организации (накопления) продуктов учебно-познавательной деятельности школьника. Это проверочные и тестовые работы ученика по предметам, дневник-тетрадь «Мои достижения», оценочные листы (карты успеха), творческие работы ( с уроков литературного чтения, рисования, трудового обучения, сочинения с уроков русского языка, результаты применения других технологий). Мы лишь убедились в том, что
Портфолио является не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат – способность к повышению качества образования в целом. Данные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...
Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы
В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута Федорова Ольга Юрьевна...
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическое письмо Министерства общего и профессионально образования РФ от 19.11.1998 г. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...
Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"
Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....
Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...