Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе
статья

Калистратова Александра Сергеевна

Статья на тему "Контроль и оценка знаний и умений в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_i_otsenka_v_nachalnoy_shkole.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль и оценка знаний и умений  в начальной школе.

                                         Оценка – это правильное

                                                                                  кровообращение,

                                                без неё неизбежны застой

                                                                                              и болезненные явления.

                                                                                                          Н.Островский

        

В условиях реформирования начального образования изменяется вся система обучения, все её компоненты. Чтобы обучение стало развивающим, совершенствуется не только то, чему будут учить младших школьников, но и то, как будет определяться продвижение детей в развитии. Очевидно, что новое содержание начального обучения требует новых подходов к контролю и оценке результатов учебной деятельности.

        Мы, учителя начальной школы хорошо понимаем что обучение и воспитание в начальной школе возможно лишь на основе индивидуального подхода, бережного гуманного отношения к детям. Между тем наблюдения показывают, что в практике работы школы очень часто эти принципы нарушаются, живучими оказываются традиционные представления об учебно-воспитательном процессе, и продолжает преобладать авторитарный подход. В этих условиях, даже при наличии новых программ и учебников, не удаётся реализовать развивающее обучение.

        Проблема контроля и оценки, тем более школьной отметки, волновала всех передовых педагогов – от Толстого до Занкова и Амонашвили. При всех различиях их объединяет гуманистическая позиция по отношению к детям. Критикуя приверженность учителей к отметке, стремление к их «накоплению», они вообще отвергали текущие отметки, отдавая предпочтение оценке: максимум оценок- минимум отметок (А.А.Леонтьев).

форме словесных суждений или отметки. В литературе оценку и отметку нее всегда разводят и называют одним словом «оценка».

        Таким образом, процессуально это можно представить в такой последовательности:

Оценочная деятельность – контроль – оценка- отметка

         На нынешнем этапе времени в начальной школе необходимо новое видение оценочной деятельности, различных её сторон. Лучше всего  оно осознаётся при прямом сопоставлении с традиционным подходом. Остановимся на некоторых требованиях к оцениванию в начальной школе.

  1. Прерывность-непрерывность.

Традиционно обучение рассматривается как прерывный процесс, состоящий из этапов, который каждый раз заканчивается итоговой оценкой  конечного результата.

Новый подход: обучение – непрерывный процесс, в ходе которого ребёнок только учится, постепенно продвигаясь в познании. При этом педагогическая оценка ориентируется лишь на относительные показатели детской успешности, которые обнаруживаются при сравнении сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями. Оценивается не конечный результат обучения, а процесс движения к нему.

        Разумеется, ребёнок в ходе обучения ошибается и исправляется, и следует признать право ребёнка на ошибку и стимулировать стремление к исправлению. Самостоятельное исправление ошибки может быть более значимым, чем безошибочная работа, ибо это показатель самоконтроля. С этой точки зрения суть педагогической оценки – не демонстрация ошибки, а её предупреждение.

К этому следует добавить: необходимым условием является то, Принцип непрерывности в оценочной деятельности должен действовать не только в рамках начального обучения, но и при переходе на следующую ступень образования. Ученик не должен ощущать резкого расхождения в системе оценивания в начальной и средней школе.

  1. Количественность – качественность.
  2. Традиционно преобладает количественный подход – отметка, которая оценивает  главным образом предметные ЗУНы.

 При контроле, проверке качества обучения  преобладают числовые показатели: количество ошибок в письменных работах, в устных  ответах, скорость выполнения задания.

Так, при оценке качества чтения главным по-прежнему считается темп, а другие показатели – понимание текста, правильность, выразительность, способ чтения – отодвигаются на второй план. Хотя давно известно, что погоня за скоростью приучает детей к поверхностному чтению, к тому же дезориентирует родителей.

Новый подход – направленность на качество. Качественная оценка значительно богаче, она охватывает такие важные характеристики как:

- индивидуальность мышления, реальные поисковые и творческие умения;

- уровень прилагаемых усилий;

- отношение к предмету, учению в целом;

- коммуникативность, умение работать в команде и т.д.

Сочетание количественного и качественного компонентов обеспечивает всестороннее видение способностей ребёнка, позволяет оценить его не как объект воздействий, а как субъекта в учении, стимулирует стремление к самоконтролю и самообразованию.

Качественный подход требует от учителя систематических наблюдений, бесед, интервью, анализа учебной деятельности.

  1.  Искусственность  -  естественность.

Традиционно   в большинстве случаев проверка и оценивание результатов обучения  протекают в искусственных, трудных для учащихся условиях и носят стрессовый характер. Контрольные и самостоятельные работы, итоговые опросы, проверка умения читать жестко регламентируются временем, проводятся строго в определённых условиях, при усиленном надзоре за учащимися.

        В таких условиях многие дети теряются, от волнения не могут собраться с мыслями и продемонстрировать даже то, чем владеют на самом деле.

        Особенно плохо чувствуют себя медлительные дети, неуверенные в себе, возбудимые и просто нервные.

                Новый подход  предполагает организацию проверки в максимально благоприятных, удобных для детей естественных условиях, исключающих экзаменационную обстановку и детские страхи.

        Учителя начальных классов используют нетрадиционные формы контроля: беседа, диалог, совместная работа детей в группах, обсуждение в классе. Судить и оценивать уровень усвоения можно по комментариям, которые даёт ученик, по задаваемым вопросам, даже по репликам.

  1.  Оценка  -  самооценка.

При  традиционном подходе  довлеет учительская оценка.

Учитель - главный контролёр и судья. При выполнении контрольных и самостоятельных работ не допускается никакое взаимодействие с учителем («думай сам») именно потому, что для объективной учительской оценки нужна самостоятельность.

Новый подход - признаётся и уважается право ребёнка на самооценку, поощряется взаимооценка учащихся. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника. Таким образом, сотрудничество учителя и учащихся в ходе обучения переключается на совместную оценку как естественное продолжение учебного процесса.

        Контрольно-оценочные действия преподавателей начальной школы часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления.

        Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.

        Центром развития учебной самостоятельности ребёнка в начальной школе, её ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Для её воспитания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания. В настоящее время в практику начальной школы активно внедряется безотметочная система оценивания.

        Мы, учителя начальной школы, хорошо понимаем, что оценивание невозможно сводить только к отметке. Да и как же надоели отметки! Они надоели всем: ученикам, и родителям и особенно нам – учителям. Как хочется от них избавиться, чтобы, посеяв разумное, доброе, вечное, не возвращаться к началу поля с косилкой, не обрубать на корню едва проклюнувшиеся всходы, а дать им разрастись естественно и привольно.

При безотметочной системе оценивания используются:

  • Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;  ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассниками несколько целей одновременно и т.д.);
  • Развёрнутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться ещё;
  • Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим пред ними работам ребёнка могут видеть его движение по сравнению со всем классом.
  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Выставки всех продуктов учебной работы детей;
  • Система портфолио, где фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
  • Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений;

В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения, поиском новых форм организации процесса обучения, требованиями к результативности, а в целом – к качеству образования. Поэтому ведение портфолио становится необходимым условием для решения обозначенной проблемы.

        Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Данный способ ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью такого оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Мы делаем первые шаги в апробации этой формы оценивания. Любой путь начинается с отправной точки и этой точкой у нас явились 1-ые классы. В прошлом учебном году учителя первых классов вместе со своими учениками и их родителями начали процесс организации (накопления) продуктов учебно-познавательной деятельности школьника. Это проверочные и тестовые работы ученика по предметам, дневник-тетрадь «Мои достижения», оценочные листы (карты успеха), творческие работы ( с уроков литературного чтения, рисования, трудового обучения, сочинения с уроков русского языка, результаты применения других технологий). Мы лишь убедились в том, что

Портфолио является не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат – способность к повышению качества образования в целом. Данные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения.

 

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы

В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...