Программа "Мы исследователи"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа разработана для кружковой исследовательской работы работы 1ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для кружка "Мы исследователи" | 402.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 4 |
1.3 | Содержание программы | 4 |
1.4 | Планируемые результаты | 9 |
2. | Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» | 10 |
2.1 | Календарный учебный график | 10 |
2.2 | Условия реализации программы материально-техническое обеспечение | 14 |
2.3 | Формы аттестации | 14 |
2.4 | Оценочные материалы | 14 |
2.5 | Методические материалы | 16 |
3 | Список использованной литературы | 20 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - исследователи» интеллектуальной направленности, базового уровня.
Представленная программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, которые способствуют созданию особенного типа мышления – исследовательского и творческого, приобретению практических умений и навыков, включение обучающихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.
Программа разработана в соответствии с :
- Требованиями Федерального закона от 29.12.12г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 6 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями).
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 внесённых изменений в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы.
- Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с последующими изменениями.
- Учебным планом МОАУ ООШ № 22.
Актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Новизна
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методов проектно-исследовательской деятельности, которые определены, как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Начальное обучение этапам, методам исследования закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных, исследовательских умений, их использование на предметных занятиях, которые способствует эффективному усвоению, формированию компетентностей обучающихся и решению воспитательных задач.
Адресат программы
Возраст детей участвующих в реализации программы 9 - 10 лет.
В младшем школьном возрасте важную роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.
В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе нравственных, эстетических, общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Используя коллективные и индивидуальные формы обучения, программа решает многие воспитательные задачи.
Особенности комплектования учебных групп: одновозрастная группа.
Состав группы: постоянный.
Объем и срок освоения программы - 34 часа в год.
1 полугодие – 16 недель, 14часов.
2 полугодие – 20 недель, 20часов.
Формы обучения – очная.
Уровень программы: Базовый.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная.
Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, возможно и праздничных дней.
Основной формой организации учебного процесса.
По количеству детей, участвующих в занятии программа предусматривает коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Индивидуальная работа – создание рисунков, сообщений, коллажей, макетов, буклетов, подготовка к исследовательской и проектной работе.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
1.2 Цель и задачи программы:
Создание условий для выявления наиболее способных к творчеству обучающихся, развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
- познакомить обучающихся со структурой исследовательской, проектной деятельности;
- мотивировать детей на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской, проектной деятельности;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование разделов и темы | Количество часов | Форма аттестации контроля | |||
Всего | Теория | Прак тика | ||||
Введение (1часа) | ||||||
1 | Введение. Что такое проект? | 1 | 1 | Обсуждение, алгоритм работы над проектом. | ||
Учимся делать проекты (4часа) | ||||||
2-3 | Как мы познаём мир. Источники информации. | 2 | 2 | Беседа, опрос, подготовка к проекту «Осенние изменения». | ||
4-5 | Удивительный вопрос. | 2 | 2 | Презентации. Игра « Угадай о чем спросили? Опыты. | ||
Мы исследователи (29часов) | ||||||
6-8 | Сказки. | 3 | 1 | 2 | Сочинение сказки о животных. | |
9-11 | Растения Амурской области. | 3 | 1 | 2 | Беседа, план исследования. Гербарии. Сообщения. | |
12-14 | Животные Амурской области. | 3 | 1 | 2 | Беседа, опрос, создание буклетов. Сообщения. | |
15-16 | Знаменитые люди нашего края. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, самостоятель-ная работа по подбору и обработки материала. | |
17-18 | Почему мы любим встречать Новый год. | 2 | 1 | 1 | Беседа, изготовление игрушек. | |
19 | Как встречают Новый год в других странах. | 1 | 1 | Беседа, презентация, сообщения. | ||
20-21 | Игры и игрушки наших дедушек и бабушек. | 2 | 1 | 1 | Беседа, выставка игрушек, игры. | |
22-23 | Традиции. Рождество. Крещение. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Традиции. Сообщение. | |
24-25 | Времена года и народные приметы. | 2 | 1 | 1 | Беседа, самостоятель-ная работа: Приметы. | |
26-27 | Реки и водоёмы Амурской области. | 2 | 1 | 1 | Беседа, групповая работа. Презентация. | |
28-29 | Где мы живем. Символы Амурской области и г. Райчихинск: герб, флаг, гимн. | 2 | 2 | Самостоятель- ная работа: буклеты с символикой. | ||
30 | Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя». | 1 | 1 | Сообщение. | ||
31-32 | Исследование «Вода-источник жизни». | 2 | 2 | Буклеты, презентация, опыты. | ||
33-34 | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | 2 | 1 | 1 | Оформление выставки, презентации детей. | |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание предмета «Мы-исследователи»
Что такое проект?
Теория: Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами обучающихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся.
Форма контроля: Обсуждение, алгоритм работы над проектом.
Как мы познаём мир. Источники информации.
Теория: Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами, « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Наблюдение за осенними изменениями в природе.
Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Форма контроля: Беседа, опрос, опыты, подготовка к проекту «Осенние изменения». Игры на внимание.
Удивительный вопрос.
Практика: Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ.
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Форма контроля: Презентации. Игра « Угадай о чем спросили? Опыты.
Проект «Сказки».
Теория: Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Практика: Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Подготовка к сочинению сказки.
Форма контроля: Сочинение сказки о животных.
Проект «Растения Амурской области».
Теория: Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Практика: Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Амурской области.
Форма контроля: Беседа, план исследования. Гербарии. Презентации. Сообщения. Организация выставки « Природа и фантазия».
«Животные Амурской области».
Теория: Обобщение знаний о животных, о роли животных в жизни человека, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Практика: Выбор темы. Животные родного края. Охрана животных в области.
Форма контроля: Беседа, опрос, создание буклетов. Презентации. Сообщения.
«Знаменитые люди Амурской области».
Теория: Найти и обобщить материалы о знаменитых людях области.
Практика: Выбор темы. Знаменитые люди Амурской области.
Форма контроля: Беседа, опрос, самостоятельная работа по подбору и обработки материала. Сообщения.
Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Теория: Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год.
Практика: Как встречают Новый год. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Форма контроля: Беседа, изготовление игрушек.
Проект «Как встречают Новый год в других странах».
Теория: Прививать любовь к традициям, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. Как встречают Новый год в разный странах.
Новогодние подарки.
Форма контроля: Беседа, презентация, сообщения.
Проект «Игры и игрушки наших дедушек и бабушек».
Теория: Игры нашей семьи. Зимние забавы. Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Практика: Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Форма контроля: Беседа, выставка игрушек, игры.
Проект «Традиции. Рождество. Крещение».
Теория: Прививать любовь к традициям, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
Практика: Как празднуют Крещения, традиции, обычаи.
Форма контроля: Беседа, традиции.
Проект «Времена года и народные приметы».
Теория: Исследование связи времен года и народных примет.
Практика: Самостоятельная работа: приметы.
Форма контроля: Беседа, самостоятельная работа: приметы.
Проект «Реки и водоёмы Амурской области».
Теория: Знакомство с реками и водоёмами Амурской области.
Практика: Подбор материала о реках и водоёмах Амурской области.
Форма контроля: Беседа, групповая работа. Презентация.
Проект «Где мы живем. Символы Амурской области и г. Райчихинска: герб, флаг, гимн».
Практика: Знакомство с понятием герба, флага, гимна.
Понятие о символах области и района.
Форма контроля: Самостоятельная работа: буклеты с символикой.
Проект «Исследование названий географических объектов. Исследование:
« Родная улица моя».
Практика: Знакомство с понятием географический объект.
Понятие о названиях улиц посёлка.
Форма контроля: Сообщения.
Проект «Исследование «Вода-источник жизни».
Практика: Знакомство с понятием источник жизни, провести исследование о роли воды. Понятие «источник жизни».
Форма контроля: Буклеты, презентация, опыты.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Теория: Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Практика: Отбор лучших работ.
Форма контроля: Оформление выставки. Презентация работ обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у обучающихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).
Календарный учебный график
№ п/п | Ме-сяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 7 | 12.35-13.20 | Тради-ционное | 1 | Введение. Что такое проект? | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Обсужде-ние, алгоритм работы над проектом. |
2 | 09 | 14 | 12.35-13.20 | Тради-ционное | 1 | Как мы познаём мир. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, опрос. |
3 | 09 | 21 | 12.35-13.20 | Тради-ционное | 1 | Источники информации. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Подго-ка к проекту «Осенние изме-ния». |
4 | 09 | 28 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Удивитель- ный вопрос | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Презента- ции. Игра «Уга- дай о чем спросили? |
5 | 10 | 5 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Удивитель- ный вопрос | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Презента- ции. Опыты. |
6 | 10 | 19 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Сказки. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Сочинение сказки о животных. |
7 | 10 | 26 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Сказки. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Сочинение сказки о животных. |
8 | 11 | 2 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Сказки. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Сочинение сказки о животных. |
9 | 11 | 9 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Растения Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, план исследова-ния. |
10 | 11 | 16 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Растения Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | План исследова-ния. Гербарии. |
11 | 11 | 30 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Растения Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Гербарии. Сообще-ния. |
12 | 12 | 7 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Животные Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, опрос. |
13 | 12 | 14 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Животные Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Создание буклетов. |
14 | 12 | 21 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Животные Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Сообще-ния. |
15 | 12 | 28 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Знаменитые люди нашего края. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, опрос. |
16 | 01 | 11 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Знаменитые люди нашего края. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Самостоя-тельная работа по подбору и обработки материала. |
17 | 01 | 18 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Почему мы любим встречать Новый год. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, изготовле-ние игрушек. |
18 | 01 | 25 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Почему мы любим встречать Новый год. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, изготовле-ние игрушек. |
19 | 02 | 1 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Как встречают Новый год в других странах. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа. Презента-ция. |
20 | 02 | 8 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Игры и игрушки наших дедушек и бабушек. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа. |
21 | 02 | 22 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Игры и игрушки наших дедушек и бабушек. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Выставка игрушек, игры. |
22 | 03 | 1 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Традиции. Рождество. Крещение. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа. |
23 | 03 | 15 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Традиции. Рождество. Крещение. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Традиции. |
24 | 03 | 22 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Времена года и народные приметы. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа. |
25 | 04 | 5 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Времена года и народные приметы. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Самостоя-тельная работа: Приметы. |
26 | 04 | 12 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Реки и водоёмы Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Беседа, групповая работа. |
27 | 04 | 19 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Реки и водоёмы Амурской области. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Презента-ция. |
28 | 04 | 26 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Где мы живем. Символы Амурской области: герб, флаг, гимн. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Самостоя-тельная работа: буклеты с символи-кой. |
29 | 05 | 3 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Символы г. Райчихинск: герб, флаг, гимн. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Самостоя-тельная работа: буклеты с символи-кой. |
30 | 05 | 10 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя». | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Сообще-ние. |
31 | 05 | 17 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Исследование «Вода-источник жизни». | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Буклеты, презента-ция, опыты. |
32 | 05 | 24 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Исследование «Вода-источник жизни». | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Буклеты, презента-ция, опыты. |
33 | 05 | 31 | 12.35-13.20 | Тради-ционное занятие | 1 | Что мы узнали и чему научились за год. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Оформле-ние выставки, презента-ции детей. |
34 | 05 | 31 | 12.35-13.20 | Практическая работа | 1 | Моя лучшая работа. | МОАУ ООШ №22, кабинет 7 | Оформле-ние выставки, презента-ции детей. |
Год | Начало | Оконча ние | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Режим занятий |
1 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 34 | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 1 |
2.2 Условия реализации программы материально-техническое обеспечение
- Кабинет для занятий.
- Шкафы для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.
- Бумага для принтера, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.
- Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
- Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).
- Информационный материал к темам программы.
- Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).
- Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники.
Информационное обеспечение
сканер, принтер, компьютер с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 7, Мiсгоsoft Оffice 2007. Компьютерные презентации по темам программы.
Кадровое обеспечение
По данной программе работает педагог начальной школы, учитель начальных классов, 1 квалификационной категории.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседы, защита исследовательской работы, проектов, опросы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: круглый стол, групповая, практическая и самостоятельная работа.
2.4 Оценочные материалы
Способы оценивания
Критерии
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод.
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка сформированности компетенций
Ф. И. ученика | Понятия | Причинно-следственные связи | Исследоват. умения | Создание проекта | Примечание | |
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3 - умение полностью сформировано (высокий уровень);
2 - умение сформировано частично (средний уровень);
1 - умение сформировано частично (ниже среднего уровня);
0 - умение не сформировано.
Характеристика оценки
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1 – ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0 – не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом ученик деятельности.
Итоговой формой контроля по программе предполагается выполнение исследовательской работы, проекта по выбранной теме и её публичная защита. Работы могут быть представлены на конференции различных уровней. При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д.
С целью анализа теоретических и практических знаний навыков и умений по программе «Мы - исследователи» на итоговом этапе проводится презентация исследовательской работы, проекта.
2.5 Методические материалы
Методы обучения:
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические программы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Программа «Мы - исследователи» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса во 2 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения;
2) гербарии; коллекции насекомых;
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Основные методические приемы помогают сформировать у детей познавательную самостоятельность и развивать творческие способности.
В программе используются занятия по дидактической цели: получение новых знаний (лекция, экскурсия); закрепление знаний и умений (практикум, собеседование); обобщение и систематизация знаний.
Используемые современные образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
2. Технология развития критического мышления (ТРКМ).
4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
5. Коллективные творческие дела (КТД).
6. Технология проблемного обучения.
7. Обучение в сотрудничестве.
8. Групповые технологии.
9.Технология коллективного взаимодействия.
Основные методы и технологии
Для организации учебного процесса используются такие методы как: Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):
1. Информационно-рецептивные.
2. Объяснительно-иллюстративные.
3. Репродуктивные методы.
4. Частично-поисковые.
5. Проблемные.
6. Исследовательские методы.
Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).
2. Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, наблюдение и т.д.).
3. Практические (создание творческих, научно-исследовательских, проектных работ, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских, проектных работ.
Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем др.
К практическим методам относятся упражнения (имитационные, творческие). Игровые методы и приемы: дидактическая игра, воображаемая ситуация, игры со словом, элементы соревнования, создание игровой ситуации и т.д. Проблемные методы развивают творческое мышление.
Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:
• Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).
• Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
• Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Алгоритм учебного занятия:
Организованная деятельность имеет свою структуру и включает в себя 4 части, направленные на решение задач и несущие определенную нагрузку дошкольников.
1 часть занятия – организационная – занимает 1/4 от всего занятия.
Задача: подготовка детей к работе.
Содержание: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активация внимания.
2 часть занятия – основная – занимает 2/4 от всего занятия. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия. Используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Применяются практические задания, которые сочетаются с объяснением правил.
Содержание: на занятии закрепляются знания и способы действий. Применяются тренировочные задания, которые выполняются самостоятельно детьми. Основная часть занятий по программе проводится в беседы по теме занятия, а так же выполнения практической работы по теме.
3 часть занятия – итоговая – занимает 1/4 от всего занятия.
Задача: анализ и оценка успешности достижения цели и намечается перспектива последующей работы.
4 часть занятия – рефлексия – мобилизация детей на самооценку.
Задача: оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
В ходе изучения курса «Мы - исследователи» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, индивидуально-групповая.
Формы организации занятий: знакомство с исследовательской деятельностью, защита исследовательской работы, проекта, круглый стол, практическая работа, традиционное занятие.
Использование электронных образовательных ресурсов:
Интернет-ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 32
3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem.
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
7. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
8. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д. В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Список использованной литературы
Список использованной литературы для учителя:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Григорьева Д. В., Степанова П. В. «Внеурочная деятельность школьников». Пособие для учителей.
- Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»// “Завуч” 2001г. № 1
- Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
- Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
- Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
Список использованной литературы для обучающихся:
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. № 6. Завуч, 2005.
- https://www.hse.ru/secondary/researchactivities
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А. В. Горячев, Н.И. Иглина" Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа "Я исследователь"(работа из интернета)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...
Программа "Я-исследователь"
ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Программа "Юный исследователь"
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...