«Организация работы по подготовке обучающихся начальной школы для успешного написания ВПР»
учебно-методический материал (4 класс)

Скворцова Марина Сергеевна

В данной статье перечислины разнообразные  виды работы по подготовке четвероклассников к Всероссийским проверочным работам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы по подготовке обучающихся начальной школы для успешного написания ВПР»

     Тема моего доклада: «Организация работы по подготовке обучающихся начальной школы для успешного написания ВПР».

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе является ВПР. Проводится она в 4-м классе по 3 предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

     Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе. Подготовка к ВПР не должна быть сведена к натаскиванию на тот или иной вид задания. А вот помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе, необходимо.

 Ключевое значение имеет отбор заданий для успешного написания ВПР. Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует.

Стараюсь по возможности на уроках использовать задания из пособия  : Тематический контроль знаний учащихся» В.Т.Голубь. Разнообразные задания по всем пройденным темам, которые позволяют проверить знания терминологии, умение анализировать материал, выявить проблемы в знаниях учащихся, над которыми надо поработать дополнительно. Есть задания и на развитие речи и на логическое мышление.

Что касается ВПР русского языка, то работа разделена на 2 части.

Первая часть ВПР по русскому языку включает в себя написание диктанта.

При подготовке учащихся к диктанту ( уже со 2 класса) используем  следующие виды работ: орфографические минутки ( на которых отрабатывается одна из орфограмм: парные согласные, непроизносимые  согласные, удвоенные согласные и т.д), зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых. 

Всем нам хорошо известен прием « работа в паре» Чаще я его использую при работе над небольшими текстами, тестами.

Но я попробовала поработать в паре и при написании диктанта.  При этом каждый вначале работает над собственным текстом, а затем отдает его на проверку соседу. После проверки соседом я выдаю оригинал на слайд , тем самым проверяет уже себя. Этот приём формирует внимательность, самостоятельность, новые навыки работы с текстом.

2 часть ВПР – работа с текстом

Чаще всего дети испытывают затруднения в заданиях, связанные с работой над текстом. Ребятам сложно определять тему и главную мысль текста, разделить текст на смысловые части, составить план, сформулировать вопрос однокласснику по содержанию приведенного текста.

Учитывая опыт прошлых лет, я также активно организуем работу по формированию читательской компетентности

На уроках я использую такие виды работы с текстом: ( литературное чтение)

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части.

Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение, после чтения пересказывание.

Инсценирование текста или отрывка.

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.

     Очень нравится ученикам составлять самостоятельно подготовленные вопросы по прочитанному тексту и задавать их одноклассникам. Одновременно учитель видит и уровень подготовки класса к уроку т,к. вопросы задают все, и  на сколько ученики осознали и поняли текст.

Работать с лексикой мы начинаем уже с 1 класс  (находить многозначные слова, подбирать синонимы, антонимы, различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, определять значение слова по контексту). Предлагаемые задания:

  • Подчеркни в тексте синоним к слову захватчики.
  • Запиши антоним к слову могучий.
  • Выпиши из текста синоним к слову камень.
  • Что значит слово замолаживать? Ответ подчеркни в тексте. (пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью, замывать)
  • Подчеркни в первом предложении слово, употребленное в переносном значении.
  • Как ты понимаешь слово бесконфликтно. Запиши близкое по значению слово.

В рамках подготовки ВПР по математике мною используются кроме стандартного материала – это демонстрационные материалы с сайта НИКО, «Решу ВПР» « 100бальник» и другие,

На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо версии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен;

Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;

также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.

Но и участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация одной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, что так же помогает учащимся в подготовке к ВПР. Такие сайты и программы, как «Отличник», «Знайка», «Инфоурок», «КОМПЭДУ», «Знаника», «Знанио», «Учи.ру».

Хочется более подробно остановиться на онлайн-платформе «Учи.ру». Сегодня разработан курс по математике для начальной школы. Курс математики разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме. Для каждого ученика система подбирает персональные задачи и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Прохождение базового уровня по математике на платформе Учи.ру помогает закрепить и улучшить полученные знания по математике.

+ Стараюсь по возможности на уроках использовать задания из пособия  : Тематический контроль знаний учащихся по математике» В.Т.Голубь

 Одним их самых сложных ВПР я считаю  ВПР по окружающему миру.Потому что в него входит только малая часть пройденного материала. Дети должны  за 45 минут понять и описать опыт, написать свой , доказывающий то или иное свойство, описать выбранную им профессию, чем она полезна для общества, описать праздник, который отмечается в определенную дату ( Это и День народного единства, и День флага, и День независимости и т. д) Данную информацию в учебнике не найдешь, знакомлю на кружке.При подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру я  используем как групповые, так и индивидуальные формы работы, включаю разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты, творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как защита проектов. При подготовке к защите, они самостоятельно ищут, изучают, а потом преподносят этот материал друг другу

Работу по подготовке к ВПР по окружающему миру я провожу в двух направлениях: отработка программного материала и знакомство с региональными особенностями нашей области.

1 направление- это изучение, отработка и закрепление всего программного материала.

2 направление- это и подготовка небольших сообщение на темы: « Животные Тульской области», « Растения Тульской области», « Достопримечательности, знаменитые люди, промышленность, полезные ископаемые, и т.д» , проектов: « Реки Тульской области,  Тульская область»

На основе этих знаний составляем кроссворды , ребусы.

Такой подход даёт заинтересованность в получении новых знаний, расширяет кругозор.

В помощь ребятам я подготовила карточки с внешним и внутренним строение человек, с континентами и природными зонами.

Ну и, конечно, хочется сказать, что большую помощь и поддержку нам оказывают родители наших учеников. Они всегда готовы прийти на помощь,

, проконтролировать домашнее задание, помочь в его подготовке.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.Сег...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Теоретическая подготовка обучающихся начальной школы по предмету «физическая культура

Исходя из поставленных в Государственном стандарте целей и задач, перед учителем встает вопрос не только о физическом развитии. Обучающихся, но и об освоении ими  системой теоретических знаний о ...

Теоретическая подготовка обучающихся начальной школы по предмету «физическая культура"

Одним из направлений деятельности является организация дистанционной поддержки по различным предметам образовательного цикла. Реализуется путём создания действующих курсов, в том числе и по предмету ...

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....