Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы
методическая разработка
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
-формирование универсальных и предметных способов действий
- воспитание основ умения учиться
- способности к самоорганизации
- индивидуальный прогресс в развитии личности
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько она обеспечивает точную обратную связь; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
3. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, способствуют развитию готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
4. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.
Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.
Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.
Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – ...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно приним...
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы - "формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятел...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
Выступление на школьном методсовете. Изложен материал о системе оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организации....

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само...
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация
Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация...