Рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа (3 класс)

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

г. Железногорска Курской области

Рассмотрено                        Согласовано                                          Утверждено

на заседании МО                 на научно-методическом совете        Приказ № 1-475        

______/Ефимова Е. А./          _____ /Соболева М.А /                        от «30» августа 2023г                      Протокол № 1                        Протокол № 1                                     Директор лицея № 5

от «25» августа 2023г          от «28» августа 2023г                       ________Шкутова М.Н.

                         

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность » 

начального общего образования

г. Железногорск

 2023 г.

Оглавление

 I.   Аннотация……………………………………………………………………………. 3  6

 II.  Планируемые результаты освоения предмета……………………………………... 7 - 8

 III. Содержание учебного предмета……………………………………………………. 9

 IV. Календарно-тематическое планирование…………………………………………. 10 - 11

I. Аннотация

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе:

Цель и задачи курса

      Цель курса:

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, умение применять полученные знания для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса:

  • способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
  • формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;
  • развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
  • способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности.

 

Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

В основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.

Содержание заданий связано с такими вопросами, как:

а) семейный бюджет и основные принципы его составления;

б) обязательные и желательные расходы;

в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых;

г) основы грамотного поведения покупателя;

д) мошенничество и основные способы защиты от него.

Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников

знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического

благополучия семьи, а именно:

а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности

экономии, рационального отношения к тратам;

б) различий между обязательными и желательными расходами;

в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения;

г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;

д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;

е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать;

ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.

Характер заданий позволяет использовать их на разных этапах урочной деятельности:

а) в начале урока как мотивирующие задания;

б) в середине урока для отработки получаемого знания, для конкретизации объясняемого

материала с помощью обращения к личному опыту младших школьников;

в) в конце урока для проверки понимания полученного знания.

Принципы построения курса

  • принцип продвижения от простого к сложному;
  • принцип опоры на интересы учащихся, родителей, учета и формирования социального заказа школе;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип развития творческой личности.

Форма занятий

  • игра- сказка;
  • практическая работа;
  • творческие игры

                                                             Методы и приёмы
- наблюдение;
- беседа;
- мини-исследования;
- диагностический метод.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Описание места учебного курса

Курс рассчитан на 1 год. На изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» отводится 34 часа (1 час в неделю).

Составитель программы: учитель начальных классов Малышева О. Н.

II.   Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»

    Личностные результаты:

  • формирование элементарных основ экономических явлений в жизни людей;
  • формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов учебной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических.

   

Метапредметные результаты:

     Регулятивные:

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в

           сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,

            выбирать наиболее рациональный;

  • самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха.

     

     Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям); понимать выводы,

            сделанные на основе сравнения;

  • под руководством учителя проводить аналогию и на её основе строить выводы;
  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

            занятия или по рассматриваемому вопросу;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

     Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права  

            каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

            собственное поведение и поведение окружающих.

      Предметные результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их  

            решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

III. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают -  14 часов

Что такое деньги. Когда и как появились деньги. Для чего нужны деньги. Деньги в разных странах. История появления монет. Нумизматы. Бумажные деньги. Валюты разных стран. Безналичные деньги.

Раздел 2. Из чего складываются доходы семьи – 4 часа

Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи.

Клады, лотерея, заработная плата, наследство. Пенсии, пособия, стипендии.

Раздел 3. На что семья тратит деньги – 8 часов

На что семьи тратят деньги. Необходимые и непредвиденные расходы. Хобби. Вредные привычки. Расход и доходы. Составление сметы расходов и доходов.

Раздел 4. Как управлять своим кошельком – 4 часа

Что такое семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет. Что такое карманные деньги. Что такое сбережения. Как распорядиться сбережениями. Как накопить на мечту.

Раздел 5. Осторожно! Мошенники! – 4 часа

Кто такие мошенники. Уловки мошенников. Когда рискуешь деньгами. Кибермошенничество.

IV.  Календарно - тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»

3 класс, 1 час в неделю, 34 часа

п/п

Тема урока

 Дата по плану

Дата по факту

Раздел. Что такое деньги и какими они бывают – 14 часов

1

Как появились деньги. Игра «Обмен товарами».

2

История монет. Коллекция нумизмата.

3

История монет. Решение задач с денежными расчетами.

4

Бумажные деньги.

5

Деньги настоящие и ненастоящие.

6

Для чего нужны деньги. 

7

Валюты, или почему у всех стран разные деньги.

8

Современные деньги России.

9

Викторина «Мир денег»

10

Бумажные деньги Современные купюры России и других стран.

11

Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые карты.)

12

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

13

Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.

14

Игровое занятие «Своя игра».

Раздел. Из чего складываются доходы в семье – 4 часа

15

Откуда в семье берутся деньги. Клады, лотерея, наследство.

16

Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

17

Откуда в семье берутся деньги. Пенсии, пособия, стипендии.

Мини-исследование «Основные доходы в семье»

18

Откуда в семье берутся деньги. Тест.

Раздел. На что семья тратит деньги - 4 часа

19

На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы.

20

На что семьи тратят деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

21

На что семьи тратят деньги. Хобби. Вредные привычки.

22

На что семьи тратят деньги. Расходы и доходы. Составление примерной сметы на неделю.

Раздел. Как управлять своим кошельком - 8 часов

23

Что такое семейный бюджет.

        24

Как правильно планировать семейный бюджет. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

25

Как правильно планировать семейный бюджет. Игра «Распредели семейный бюджет»

26

Как накопить на мечту.

27

Карманные деньги. Как правильно потратить карманные деньги.

28

Что такое сбережения. Зачем семье сбережения.

29

Как распорядиться своими сбережениями.

30

Игровое занятие «Путешествие в страну Финансов».

Раздел.  Осторожно! Мошенники! – 4 часа

31

Кто такие мошенники. Остерегайтесь мошенников. Уловки мошенников.

32

 Когда рискуешь деньгами.

33

Что такое кибермошенничество.

34

Викторина «В мире финансов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

Рабочая программа по финансовой грамотности

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   1-4 классы...

Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...