Рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа (3 класс)
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
г. Железногорска Курской области
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО на научно-методическом совете Приказ № 1-475
______/Ефимова Е. А./ _____ /Соболева М.А / от «30» августа 2023г Протокол № 1 Протокол № 1 Директор лицея № 5
от «25» августа 2023г от «28» августа 2023г ________Шкутова М.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность »
начального общего образования
г. Железногорск
2023 г.
Оглавление
I. Аннотация……………………………………………………………………………. 3 – 6
II. Планируемые результаты освоения предмета……………………………………... 7 - 8
III. Содержание учебного предмета……………………………………………………. 9
IV. Календарно-тематическое планирование…………………………………………. 10 - 11
I. Аннотация
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе:
- постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" от 28.09.2020 №28;
- порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442;
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №5».
- на основе учебного пособия для начальной школы по финансовой грамотности Л. Е. Рутковской «Введение в финансовую грамотность».
Цель и задачи курса
Цель курса:
формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, умение применять полученные знания для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
- способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
- формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;
- развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
- способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
В основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
Содержание заданий связано с такими вопросами, как:
а) семейный бюджет и основные принципы его составления;
б) обязательные и желательные расходы;
в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых;
г) основы грамотного поведения покупателя;
д) мошенничество и основные способы защиты от него.
Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников
знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического
благополучия семьи, а именно:
а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности
экономии, рационального отношения к тратам;
б) различий между обязательными и желательными расходами;
в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения;
г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;
д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;
е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать;
ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.
Характер заданий позволяет использовать их на разных этапах урочной деятельности:
а) в начале урока как мотивирующие задания;
б) в середине урока для отработки получаемого знания, для конкретизации объясняемого
материала с помощью обращения к личному опыту младших школьников;
в) в конце урока для проверки понимания полученного знания.
Принципы построения курса
- принцип продвижения от простого к сложному;
- принцип опоры на интересы учащихся, родителей, учета и формирования социального заказа школе;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся;
- принцип психологической комфортности;
- принцип развития творческой личности.
Форма занятий
- игра- сказка;
- практическая работа;
- творческие игры
Методы и приёмы
- наблюдение;
- беседа;
- мини-исследования;
- диагностический метод.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Описание места учебного курса
Курс рассчитан на 1 год. На изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» отводится 34 часа (1 час в неделю).
Составитель программы: учитель начальных классов Малышева О. Н.
II. Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные результаты:
- формирование элементарных основ экономических явлений в жизни людей;
- формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,
выбирать наиболее рациональный;
- самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям); понимать выводы,
сделанные на основе сравнения;
- под руководством учителя проводить аналогию и на её основе строить выводы;
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
занятия или по рассматриваемому вопросу;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
III. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают - 14 часов
Что такое деньги. Когда и как появились деньги. Для чего нужны деньги. Деньги в разных странах. История появления монет. Нумизматы. Бумажные деньги. Валюты разных стран. Безналичные деньги.
Раздел 2. Из чего складываются доходы семьи – 4 часа
Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи.
Клады, лотерея, заработная плата, наследство. Пенсии, пособия, стипендии.
Раздел 3. На что семья тратит деньги – 8 часов
На что семьи тратят деньги. Необходимые и непредвиденные расходы. Хобби. Вредные привычки. Расход и доходы. Составление сметы расходов и доходов.
Раздел 4. Как управлять своим кошельком – 4 часа
Что такое семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет. Что такое карманные деньги. Что такое сбережения. Как распорядиться сбережениями. Как накопить на мечту.
Раздел 5. Осторожно! Мошенники! – 4 часа
Кто такие мошенники. Уловки мошенников. Когда рискуешь деньгами. Кибермошенничество.
IV. Календарно - тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»
3 класс, 1 час в неделю, 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по финансовой грамотности
разработка программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы...
Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...