Народные игры Омского прииртышья.
материал (3 класс)
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спон-танность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В течение столетий русский народ был основной движущей силой
развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.
Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая
народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.
Народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_narodov_omskogo_priirtyshya.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры — неотъемлемая часть повседневной жизни любого народа. Игры отражают менталитет, в них ярко проявляется самобытная культура. На протяжении многих веков русские народные игры для детей были частью праздников и элементом воспитания подрастающего поколения. Игры развивали в детях не только быстроту, ловкость, силу, но и учили их соблюдению определенных норм и правил поведения. На Руси существовала много игр: в педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Она может быть средством самопознания, отдыха, развлечения, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры несут в себе огромную ценность, являясь частью человеческой культуры. Их разнообразие очень велико. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:
1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.
2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.
3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.
4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.
5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.
6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.
7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.
8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.
9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.
Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае учитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки у боковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть педагога) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Учитель должен стоять на видном месте боком или, в крайнем случае, лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.
Объяснение игры.
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.
Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
− название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
− роли играющих и их расположение на площадке;
− содержание игры;
− цель игры;
− правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили.
Игры – неотъемлемая часть повседневной жизни любого народа.
В играх ярко проявляется самобытная культура народов России. На протяжении многих веков народные игры для детей были частью праздников и элементом воспитания подрастающего поколения. Игры развивали в детях не только быстроту, ловкость, силу, но и учили их соблюдению определенных норм и правил поведения. На Руси существовала много игр хороводных, с прибаутками, с песнями и плясками. Часть этих игр остаются популярными и в наши дни. Но и в культурах других народов, много места занимают народные игры, которые учат детей добру, взаимодействию друг с другом.
ИГРЫ НАРОДОВ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
Татарские народные игры
«Тимербай» (хороводная)
В хороводных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт,
труд, национальные устои. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встаёт в центре круга. Дети идут по кругу со словами:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали.
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так.
Водящий в центре выполняет движения, дети в кругу должны повторить его. Затем водящий выбирает одного из детей в кругу. Выбранный ребенок занимает место водящего в центре.
«Разбей горшок»
Горшок (в нашем случае мягкий кубик) положить на пол. Водящему
завязать глаза платком и дать палку. Задача разбить горшок (попасть по нему). Чтоб усложнить игру входящего можно раскрутить перед ударом.
Немецкие народные игры
«Эстафета с яйцом»
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде выдаётся по
ложке с варёным яйцом. Участникам необходимо добежать до места Х, обогнуть его и вернуться обратно, не потеряв яйцо. Кто быстрее – тот
выигрывает.
«Сельдь»
Эту игру проводят на улице или в помещении мальчики и девочки
от 6–13 лет. Количество играющих обычно от 4 до 15 человек, но может
быть и больше.
Ход игры: по жребию выбирают водящего – «сельдь». На площадке
на расстоянии 8-20 м (в зависимости от возраста и количества играющих) чертят два кона (две линии). На одном кону спиной к играющим становится сельдь, на другом – остальные игроки. Сельдь громко считает до трех. Во время счета играющие, прыгая, стараются как можно ближе по-дойти к «сельди». По окончании счета сельдь оглядывается, в этот момент все прыгающие должны стоять неподвижно. Кому не удалось замереть, должен идти на первоначальное место. Теперь сельдь считает снова, все опять прыгают, сельдь оглядывается и т. Д. Кто первым окажется на линии, где стоит сельдь, тот становится новой сельдью. Игра повторяется с новым водящим.
Правила игры:
1. Игроки должны приближаться к территории сельди только прыжками. Кто приближается иначе, должен возвратиться на первоначальное
место.
2. Нельзя после остановки двигаться вперед, пока сельдь не начнет
считать. Кто начал двигаться раньше, возвращается на начальную линию.
«Белочка»
В игре участвуют дети младшего или среднего школьного возраста,
обычно 10–12 человек. Играющим требуется маленький или волейбольный мяч.
Ход игры: чертится площадка размером примерно 10 на 4 м. Участники располагаются за лицевыми линиями (на двух противоположных коротких сторонах площадки). Выбирается из наиболее ловких игроков водящий – белочка. Он становится в середине площадки между линии-
ми. По сигналу руководителя (вожака) игроки бросают мяч с одной стороны площадки на другую так, чтобы хотя бы один раз он отскочил от земли и после отскока попал в белочку, которая бегает, прыгает по площадке. Кому удастся попасть в белочку. Меняется с ней ролью.
Правила игры:
1. Попадание в белочку засчитывается только в том случае, если мяч
отскочил то земли не более 1 раза.
2. При броске мяча нельзя заходить за линию, иначе попадание не
засчитывается.
3. Белочка, спасаясь, не имеет права заходить за линии играющих.
При нарушении этого правила ее заменяют.
Казахские народные игры
«Такия-тастамак»
Правила игры: в игре принимают участие все дети группы. Все сидят
по-казахски, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге.
«Платок» («Орамал»)
Многие национальные игры (и казахские не исключение) учат детей
самым необходимым навыкам. Речь идет о: быстроте реакции; внимательности; умении работать сообща.
«Орамал», или «Платок», как раз такая игра. Сначала выберите водящего. Он берет платок (носовой или любой другой) и завязывает на нем большой узел: Все игроки выстраиваются в круг, в центре которого стоит водящий. Последний дает платок одному из участников. Игрок, получивший платок, вправе передать его любому другому игроку, но только в момент преследования. Затем дети начинают ходить по кругу, а водящий считает до трех. На «три» участники разбегаются. Водящему надо заметить, куда побежал игрок с платком, догнать его и дотронуться до плеча. После этого он забирает платок и загадывает желание (станцевать, прочитать стихотворение и пр.). Игрок, у которого был платок, занимает место водящего.
«Ястребы и ласточки» («Жапалақтар жене карлығаштар»)
Описывая казахские игры для детей, упомянем об этой. Ее название
переводится как «ястребы и ласточки». Подвижная игра тренирует внимательность. Число участников не ограничивается. Детей необходимо разделить на две группы. Одного игрока делают ведущим. Затем: Команды, не смешиваясь, выстраиваются в две линии (спина к спине). У ведущего две задачи: он должен, прохаживаясь между участниками, произносить только начало названий команд («Яс» или «Лас»). Когда внимание игроков притупляется, ведущий выдает полное название любой команды. Дети, наименование команды которых прозвучало полностью, разбегаются. Участники второй группы их догоняют. Те, кого поймали, становятся членами команды соперников. Игра может завершиться в любой момент. Победителя определяют по численному составу игроков.
Чувашские народные игры
«Луна или солнце» («Уйăх е хĕвел»)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в две колонны – игроки за своими капитанами, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. Правила игры: проигравшей считается команда, капитан которой пере-ступил черту при перетягивании.
«Летучая мышь» («Çара çерçи»)
Для игры нужно изготовить «летучую мышь» – сбить или связать
накрест две тонкие планочки или щепочки (15–20 х 1,5–2 см). Желательно, чтобы они были слегка изогнуты – как пропеллер. Получается вертушка – «летучая мышь». Описание. Игроки делятся на две команды по 5–10 человек в каждой и выбирают капитанов. Те становятся в центре большой площадки, остальные игроки – произвольно. По жребию один из капитанов первым бросает «летучую мышь» высоко вверх и в сторону (в любую). Все игроки, кроме капитанов, стараются поймать «летучую мышь» в воздухе или на земле. Поймавший приносит «летучую мышь» капитану своей команды, который получает право бросить ее. Если предыдущий бросок делал капитан этой же команды, то ей начисляют очко. Играют до заранее условленного количества очков. Правила. Нельзя отнимать «летучую мышь» у игрока, который поймал ее, опередив других. Если игроки противоположных команд одновременно схватились за упавшую «летучую мышь», то этот результат никому не засчитывается, а производится повторное подкидывание.
Белорусские народные игры
«Михасик»
Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь
участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов:
Ты, Михасик, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай! –
звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.
С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается
быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Правила игры: игроки обувают лапти только по окончании музыки.
Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.
«Прела-горела» («Прэла-гарэла»)
Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая
действия словами:
Прела-горела, за море летела,
А как прилетела,
Так где-то и села,
Кто первый найдет,
Тот себе возьмет!
После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные
предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
Правила игры: начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо
быстро.
«Ежик и мыши» («Вожык и мышы»)
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик – в
центре круга. По сигналу все идут вправо, еж – влево. Игроки произносят
слова:
Бежит ежик – тупу-туп
Весь колючий,
остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит
один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу!.. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши
в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).
Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры: Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж
пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу
выходит, из игры.
«Иванка»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: на земле чертят круг диаметром 5–10 м. Это лес, а в середине квадратик – дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные – лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик – поймать лебедей рукой или дотронуться до них пру-тиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится
лесовиком, и игра начинается сначала.
Правила игры: Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди
выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из
леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.
«Заплетись, плетень!» («Запляцися, пляцень!»)
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10–15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы –на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся, зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать
его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз, нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.
Правила игры: побеждает та группа, которая переловит всех зайцев
при меньшем количестве запевов.
Украинские народные игры
«Веточка»
В эту оригинальную игру можно играть большими компаниями.
Единственным инвентарем, который необходим для этой забавы, является веточка вербы или другого дерева. Участники этой игры образовывают неплотный круг, они держат руки за спиной и передают друг другу веточку. В центре этого круга находится тот, кто водит. Его задача – найти веточку и выхватить ее. Когда водящему удается захватить веточку, тот, у кого он ее забрал, становится в круг, и игра начинается снова. С помощью этой игры можно воспитать наблюдательность, быстроту реакции и выдержку.
«Воробышки-попрыгунчики»
Эту веселую игру лучше всего проводить на площадке, на которой
нужно начертить круг около 6–8 метров диаметром. Участники игры становятся за ним, они играют роль «воробьев». Ведущий располагается в кругу, его задача – не дать «воробьям» собрать «зернышки», то есть не позволить им войти в круг. «Воробьи», прыгая на одной ноге (можно также держать согнутую ногу рукой или играть парами) пытаются запрыгнуть в круг. Центральный игрок «клюет» их (касается рукой), тот, кого коснулся водящий, выходит из игры. Цель «воробьев» – как можно дольше пробыть в круге. Водящего можно менять, выбирая самых быстрых и ловких из детей.
Латвийские народные игры
«Решето» («Сиетс»)
Играющие становятся в ряд. Один из участников игры остается вне
ряда – он решето. Решето подходит к стоящему первым в ряду и говорит: «Сей, сей решето!» Тот спрашивает: «Что ты хочешь, решето?» Решето отвечает: «Мелкую муку». Играющий, к которому обратился игрок-решето, произносит: «Беги за ней!» После этого решето бежит за участником игры, стоящим в ряду последним, и старается его поймать. Тот убегает и стремится встать первым в ряду. Если ему это удается, то он спасен. Если же решето поймает убегающего, то они меняются ролями, бывшее решето становится в ряд первым. Правила игры. Нельзя выбегать из ряда прежде, чем будут произнесены все слова.
«Путешественник» («Целётайс»)
Участники игры садятся в круг. Один лишь путешественник остается
в центре круга. Сидящие по кругу тихо, так чтобы путешественник не слышал, выбирают для себя наименования знакомых городов или местностей. Путешественник вслух называет города, откуда и куда он хочет проехать. Например, «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие. Правила игры. Садясь на свободное место, нельзя толкать друг друга.
Русские народные игры
«Колечко»
Правила:
1.Выбрать водящего, остальные садятся на стульчики.
2.Водящий берет в руки «колечко», складывает руки «лодочкой» и
просовывает свои ладони в «лодочки» игроков. Его задача незаметно
положить предмет (колечко).
3.После того, как колечко вложено, водящий вызывает его.
4. Задача игрока с колечком – соскочить со скамьи, выскочить из
круга в центр, чтобы его никто не задел и не задержал.
«Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди.
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой
травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое
время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из
игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний
оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может
ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
«Ручеёк»
Цель игры: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
Ход игры: в игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно, главное, чтобы их число было нечетным (например, от 11 до 21). Все ребятишки, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри, так называемой арки и выбирает одного из участни-ков, взяв за руку и уводя за собой. Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за со-бой. Игра может продолжаться бесконечно.
«Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,
умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению
играть в коллективе.
Ход игры: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица,
бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
«Мы на луг ходили»
Дети стоят в кругу. Поодаль стоит «зайчик». Дети говорят слова и
двигаются по кругу, взявшись за руки:
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так на лугу хоровод водили (2 раза).
Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под
щёки показывают, как он спит:
Задремал на кочке зайчик в холодочке.
Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза).
Дети имитирует игру на дудочках. «Зайчик» спит.
Разбудить хотели, в дудочки дудели:
Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза).
Дети идут по кругу, имитируя игру на барабане:
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза).
Зайчик скачет в середину круга. Все хлопают, а он танцует.
Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся.
Во так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза).
По окончании игры выбирается новый «зайка».
«Золотые ворота»
Правила игры: Два ребенка встают, держась за руки, подняв их
вверх, образуя ворота. Остальные дети, взявшись за руки, проходят через
них, проговаривая слова:
Золотые ворота! Проходите, господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
С этими словами дети-ворота опускают руки, кто попался, остается с
ними и расширяют ворота, и так до тех пор, пока все дети не образуют большие ворота. А когда остается один последний ребенок, (а хитрость есть одна, желательно оставить девочку), он идет задом наперед к хороводу, которую организовывают дети и при этом приговаривают:
«Чай пьем,
Хлеб жуем!
Настю замуж выдаем!»
Кого ребенок выбрал, не глядя, с ним и образуют новые ворота!
Игра очень веселая и направлена на совершенствование бега, развитие
ловкости.
«Ворота»
Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они
берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя ворота. Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети побегут под воротами.
Правила:
1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.
2. Нельзя задевать «ворота»
3. Во время игры можно изменять высоту ворот, постепенно «опуская руки», это значительно усложнит выполнения задания.
«Плетень»
Тень-тень-потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень похвалялися весь день.
Похвалялася лиса – всему свету я краса.
Похвалялся зайка – поди догоняйка.
Похвалялися ежи – у нас шубы хороши.
Похвалялся медведь – могу песни я петь.
Дети берутся за руки и становятся в две шеренги друг против друга.
Под музыку каждая шеренга поочередно двигается навстречу друг другу и кланяется. После поклона, дети возвращаются на прежнее место. С началом плясовой музыки дети выходят из своих шеренг и танцуют. Как только музыка закончилась, каждая из шеренг занимает свое место и быстро, и правильно «заплетает плетень» (взяться за руки крест на крест).
«Гори ясно»
Правила игры: Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло, (хлопают в ладоши)
Глянь на небо, (Поднимают руки к небу)
Птички летят, (показывают, как птички летят)
Колокольчики звенят! (показывают, как колокольчики звенят)
Раз, два, три беги!»
Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям,
взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему, кто первый взял платок, тот и победил.
«Горелки»
Дети встают парами как в игре «Ручеёк», но за руки не держатся.
Водящий встаёт впереди с платочком в руке. Все вместе поют считалочку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три, – БЕГИ!
Пара стоящая вконец, облегает колонну с разных сторон, кто прибежал первый берет платочек и становится водящим. Кто прибежал вторым берет себе в пару ребенка без платочка и вдвоем встают в начало
«ручейка».
«Кошки-мышки»
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой –
«мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей.
Например, через «ворота» пропустив «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку «можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». Игра эта не проста, особенно для кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.
«Красочки»
Правила и ход игры: Выбирается водящий – «монах» и ведущий –
«продавец». Все остальные играющие загадывают, в тайне от «монаха», цвета красок. Цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит:
– Я, монах в синих штанах, пришел к вам за Красочкой.
Продавец:
– За какой?
Монах называет любой цвет, например,
– За голубой.
Если такой краски нет, то продавец говорит:
– Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да
назад принеси!
«Монах» начинает игру с начала. Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь, и игра повторяется.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спон-танность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В течение столетий русский народ был основной движущей силой
развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.
Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая
народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.
Народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общекультурной компетентности через уроки историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.
Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает курс «ИКННОП». Курс уроков рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом ф...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...
Конспект внеурочного занятия по Омскому Прииртышью на тему: Тимофей Максимович Белозеров
Урок литературного краеведения....
Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...
"Народный костюм. Народные игры."
Урок по окружающему миру в 3 классе, УМК "Планета знаний" Башмаков М.И....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Омское Прииртышье" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Омское Прииртышье" составленна с учетом Федерального Государственного стандарта для 1 класса.Программа расчитанна на 33 часа, 1 час в неделю....
Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...