Развитие общекультурной компетентности через уроки историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.
статья по теме

 

Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает курс «ИКННОП».   Курс уроков рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obshchekulturnoy_kompetencii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общекультурной компетентности через уроки историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

                                                                                        МОУ «Чекрушанская СОШ»

                                                                                         Учитель начальных классов

                                                                                          Дубкова М.А. 

                             « Клянусь честью, что ни за что

                                                                              на свете я не хотел бы переменить

                                                                             Отечество, или иметь другую историю,

                                                                             кроме истории наших предков, такой,

                                                                                              какой Бог её дал»

                                                                                                                  А.С. Пушкин.

       Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь её природу – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает курс «ИКННОП».

  Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой её является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.

    Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен детям. Кроме того, с народной медициной, народной кухней дети  встречаются и в повседневной жизни.

   Курс уроков рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире.

 1 год – «Человек и природа в русской культуре» посвящена изучению традиционного народного календаря, обрядов и обычаев, связанных с земледельческим циклом, изучению малых  фольклорных жанров, православных праздников.

 2 год – «Человек и семья в народной культуре». Она посвящена событиям круга человеческой жизни от рождения до кончины. Основным фольклорно-этнографическим материалом этого года является семейно-обрядовая деятельность человека, волшебная сказка, мифы славянского народа, произведения авторов Омского Прииртышья.

  3 год – «Человек и родная земля в народной культуре» знакомит с культурой родного края через произведения древнерусской литературы, устного народного творчества и краеведческий материал.

 Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Народная сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница). А  для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность. Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, необходимо изучение атрибутов, совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке яркость, красоту и обоняние. При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но и как образец служения обществу (“Будь защитником, для вдов, для сирот, малых детушек, для всего народа православного!”).

   При составлении урока руководствуюсь словами В.А. Сухомлинского: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении”. Поэтому я планирую свою и детскую деятельность так , чтобы мог на уроке работать каждый ученик и смог проявить свои способности. Использую следующие виды работ: наблюдение, исследование, информация (телевидение, радио, видео, аудиозапись, компьютер, газеты, журналы), чтение ,анализ произведения, обсуждение, обмен мнениями, игры, проект, соревнование. Стараюсь к теме урока подобрать соответствующие музыкальные произведения и репродукции картин, материал о культурно-историческом наследии нашего края, что помогает целостно воспринимать картину окружающего мира. Привлекает и то, что ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (участие в театральных постановках, рисование, пение, сочинение своих произведений). Выполняют   проекты, творческие работы по краеведению ( «История фамилий жителей нашего села», «История названий рек, озёр, улиц, села, исчезнувших деревень», «Пословицы и поговорки в речи наших бабушек и родителей», «Собирание и описание старинных народных игр», «Нетрадиционная медицина», «Наши любимые праздники»).

 Формы урока: конференция, путешествие, экскурсия, встреча с интересными людьми, музейный урок, праздник и другие.

Приобщение младших школьников к народным традициям и обычаям ведет к иному восприятию мира и эффективному воспитанию нравственных ценностей.

Изучение народной культуры формирует навыки межличностного отношения, способствует :

углублению и расширению знаний о родном крае;

повышению мотивации интереса к окружающему миру;

созданию условий для творческого раскрытия личности ребенка;

воспитанию гордости за свой край, известных людей, тружеников сельского хозяйства;

воспитанию нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способной к открытому восприятию мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.Детство – чудесная с...

Развитие критического мышления через уроки чтения и русского языка

В данной работе идет  речь об особенностях формирования      критического мышления через уроки чтения и русского языка....

Развитие пространственного воображения через уроки информатики

К началу обучения в школе у детей появляются элементы произвольного воображения, которые совершенствуются и развиваются в ходе обучения. В связи с этим одной из основных задач начальной школы является...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...

Развитие младших школьников через воспитание на традициях русского народа

Воспитание учащихся на традициях русского народа - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Таким шагом в воспитании  и развитии детей, приобщении их к культуре...

Развитие коммуникативной компетентности через воспитательную работу в классе

Буклет, подготовленный к заседанию МО классных руководителей...