Программа внеурочной деятельности "Я - курянин".
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Я - курянин".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya-kuryanin.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………… 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………….………. 5
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…..….. 8
4. Тематическое планирование……………………………………………………12
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3-4-х классов по курсу «Я - курянин» разработана на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федерального закона №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования».
Письма Министерства Просвещения Российской Федерации«О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от15.08.2022№03–1190.
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28, зарегистрированное в Минюсте России 18.12.2020 г. № 61573).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области».
Программа дает распределение часов по разделам курса и последовательность их изучения. Отражает географические, биологические, исторические, культурные аспекты изучения Курского края.
Цель программы: формирование основ этнического самосознании школьника, расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности, воспитание патриота своей родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота России».
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Задачи программы образовательные: формирование представлении различных сторонах жизни своего края, ознакомление с историей и современной жизнью Курского края;
Программа внеурочной деятельности по курсу "Я -курянин" для 3– 4 класса рассчитана на 68 часов: 3 класс - 34 часа, 4 класс -34 часа. Один час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание курса внеурочной деятельности.
3 класс
Введение
Что изучает краеведение. Цель и смысл изучения краеведения. Что значит быть краеведом.
Раздел 1
Я живу в России
Понятие «родина», «малая родина». Карта России, еѐ изучение. Взаимосвязь понятий – «курянин», «россиянин».
Понятие «Россия», «столица». Значение и значимость Курска, Курской области для страны в целом и каждого человека в отдельности.
Курск – областной центр. Города Курской области. Символика.
Практическая работа с картами России, Курской области.
Семья. Традиции семьи. Понятия «родные», «родственники», «семья», «традиции семьи».
Родословная. Генеалогическое древо. Традиции семьи.
Домашние питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Моя улица. Дорога от дома до школы.
Раздел 2
Без прошлого нет настоящего
История школы, формирование интереса к истории школы. Школы города, их особенности. Формирование устойчивой позиции ученика.
История возникновения Курска.
Знаменский собор – исторический центр и духовный символ нашего города.
История обретения иконы Божьей Матери «Знамение».
История местечка Коренная пустынь. Курская Коренская ярмарка.
Музеи Курска. Краеведческий музей. Музей Курской битвы.
Формирование понятий «музей», «краеведческий музей». Значение музеев. Правила поведения в музее.
Раздел 3
Природные богатства Курского края
Зеленые насаждения на улицах города, его окрестностях, их роль.
Парки, лесопарки, леса нашего края. Растения ядовитые и неядовитые.
Собственная и экологическая безопасность. Экологические проблемы края.
Птицы города и его окрестностей. Распознавание птиц, их повадки.
Бережное отношение к птицам.
Курский соловей – символ нашего края. Музей курского соловья.
Центрально-Чернозѐмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алѐхина. Стрелецкая степь.
Понятие «заповедник», значение заповедников.
Красная книга, еѐ значение. Флора ЦЧЗ. Многообразие растительного мира заповедника.
Фауна ЦЧЗ. Многообразие животного мира заповедника.
Курская ботаническая аномалия. Понятия «чернозѐм», «реликты», «живые ископаемые».
Раздел 4
Край, которым я горжусь
Семь чудес Курской области: природные и культурно-исторические достопримечательности Курской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озѐра, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин). Край, которым горжусь!
4 класс
Введение
Краеведение, цели, задачи изучения курса. Курские краеведы.
Курское областное краеведческое общество(президент обществаЮ.А. Бугров)
Раздел 1
Без прошлого нет настоящего
История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года.
История города: от основания до 19 века.
Летопись семьи. Анализ первоисточников. Понятия «летопись»,
«генеалогия», «генеалогическое древо», «архив».
Особенности современного жилища. Старинные здания нашего города. История некоторых памятников архитектуры города (по выбору учителя, обучающихся).
Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве.
Внутреннее устройство дома, символика. Особенности убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари.
Русский народный костюм, его составляющие. Курский костюм.
Отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме.
Традиционные ремѐсла края.
Курское ковроткачество. Курскийковѐр. Особенности курских ковров. История и география гончарного ремесла в нашем крае. Суджанская и Кожлянская народные игрушки, их отличия.
История курских старинных усадеб(усадьба Нелидовыхс. Моква, усадьба И.Т. Викторова «Дворец для любимой» с.Сафоновка Кореневского района, усадьба А. А. Фета с. Воробьѐвка Золотухинского района, усадьба Марьино, дворец Барятинских, усадьба Мазепы с. Ивановское Рыльского района. Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священномученики Дамиан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.) Знакомство с историей возникновения монастыря Коренная пустынь.
Исторические события, происходившие в Курске в 20 веке.
Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.
Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.
Раздел 2
Художественная культура Курского края
Фольклор – духовное богатство курян. Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. Особенности курского говора.
Народные таланты Курского края.
Курск литературный. Биографии поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчество(А.Гайдар, Е.Носов, К.Воробьѐв, А.Фет, В.Чемальский, В.Корнеев и др..).
Курск театральный. История театров Курска, биографии выдающихся актѐров, режиссѐров прошлых лет и современности (М.Щепкин, Н.Светловидов, Ю.Бурэ, И.Селиванов и др.).
Правила поведения в театре.
Курск художественный. Биографии знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчество(К.Трутовский.,Е.Шварц.К.Малевич,А.Дейнека,Е.Зайцев,В.Кизило, В.Парашечкин, В.Клыков, О.Радин и др.)
Курск музыкальный. Биографии знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов,хореографов,танцоров.(А.Абаза,Н.Плевицкая,И.Суржиков,Г.Свиридов,В.Гридин,Л.Винцкевич,сѐстрыТолмачѐвы) история создания музыкальных коллективов прошлых лет и современности(фольклорный ансамбль «Тимоня»,симфонический оркестр Курской филармонии, «Русский камерный оркестр» и др.)
Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями Курска, связанными с музыкой.
Раздел 3
Природные богатства Курского края
Курск географический.
Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.
Биография и открытия Г. Шелихова.
Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области. КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающихся на территории области. Железная руда, еѐ свойства.
Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и Курской области их география, особенности их флоры, фауны.
Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.
Раздел 4
Край, которым я горжусь
Герои-земляки.
Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще. (В.Александрюк, С.Булычев, В.Бочаров, Е.Зеленко, А.Боровых, А.Хмелевской – Герои Советского Союза, Российской Федерации, В.Кирпиченко - советский разведчик, А.Сергеев-герой русско-японской войны, М.Шехавцов-герой отечественной войны 1812 г., А.Шеин-первый русский генералиссимус и др.)
Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке.
Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.
Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.
Почѐтные граждане города. Знакомство с их биографиями.
Курская антоновка – символ нашей области.
Конкурс общественного признания «Курская антоновка».
Курск – город будущего.
Для реализации программы предлагаются следующие формы проведения занятий:
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- экскурсии в школьный музей; наблюдения;
- экскурсий, целевые прогулки;
- чтение стихотворений;
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщение дополнительного материала;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсии различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
В результате обучения по программе «Я - курянин» у младшихшкольников будут сформированы личностные, регулятивные, Познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
ориентироваться в важнейших для региона событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Обучающийсяприобретет:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регулятора морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с культурой Курской области; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступления на школьных научно-практических конференциях;
вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализации проекта (исследования), так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Курской области, города Курска; описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;
- работать с картой; находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
готовить сообщения и выступать с ними;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- уметь брать интервью;
- проводить экскурсии, беседы;
- оформлять полученные материалы в экспозицию и творческие работы;
- уметь представлять свою исследовательскую работу;
- рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая
знания необходимых фактов, дат, терминов;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- показывать на карте Курской области места военных действий, центры промышленности и торговли;
- составлять описание памятников: зданий, предметов быта, произведений
художественной культуры;
- называть характерные, существенные черты: социально-экономического и
политического развития Курского края, положения разных слоев населения,
идеологии и практики общественных движений.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательныересурсы | ||
всего | Контрольные работы | Практическиее работы | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ Что изучает краеведение. | 1 | |||
2 | Я ЖИВУ В РОССИИ Мой край на карте Родины. Малая родина. Города и символика Курской области. Традиции моей семьи. Моя родословная. Братья наши меньшие. Моя улица. | 10 | |||
3 | БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО История моей школы. Где мы живем. Знаменский собор. Коренная пустынь. Краеведческий музей. Музей Курской битвы. Экскурсия в краеведческий музей. | 9 | |||
4 | ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ Зеленые друзья. Экологическая безопасность. Птицы рядом с нами. Курский соловей. Стрелецкая степь. ЦЧЗ имени В. Алехина. Красная книга. Фауна ЦЧЗ. Курская ботаническая аномалия. | 9 | |||
5 | КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ Семь чудес Курской области. Край, которым я горжусь. Обобщающее занятие. | 5 |
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ Курские краеведы. | 1 | |||
2 | БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО Археологический музей. От основания города до XIX века. Летопись моей семьи. Дом, в котором я живу. Старинные здания нашего города. Мир старинного дома. Внутреннее убранство дома. Путешествие в краеведческий музей. Курский народный костюм. Традиционные ремесла края. Курское ковроткачество. Глиняных дел мастера. Старинные усадьбы Курской губернии. Святые места Курского края. Духовный центр России – Коренная пустынь. Курск в XX веке. Суровые годы Великой Отечественной войны. Курская битва. Дети войны. | 17 | |||
3 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КУРСКОГО КРАЯ Фольклор – духовное богатство курян. Неповторимый курский говор.Народные таланты Курского края. Курск литературный. Курск театральный. Курск художественный. Курск музыкальный. | 7 | |||
4 | ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ Курск географический. Топонимика Курского края. Богатство недр Земли курской. КМА. Водное богатство края. | 4 | |||
5 | КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ Герои земляки. Конкурс общественного признания «Курская антоновка». Курск современный. Почетные граждане города. Проверь себя. | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...