РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Ловкие пальчики»
рабочая программа (3 класс)
С каждым годом увеличивается количество детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством, вследствие чего необходима своевременная коррекция психоэмоционального состояния и эмоциональных нарушений. Программа направлена на развитие моторики и творческих способностей младших школьников, их мыслительной деятельности и способность нестандартно решать поставленные задачи, а также развивает умение формировать новые учебные цели. Осуществляется воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lovkie_palchiki.docx | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Москвы
«Школа №….»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор …… ____________ …. Приказ № …. от ….г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Ловкие пальчики»
для учеников начального общего образования
3 класса
Рабочую программу составил:
учитель начальных классов, Болдарева А.С.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы курса «Ловкие пальчики» базируется на анализе детского и родительского опроса на дополнительные образовательные услуги и педагогическом опыте. С каждым годом увеличивается количество детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством, вследствие чего необходима своевременная коррекция психоэмоционального состояния и эмоциональных нарушений. Программа направлена на развитие моторики и творческих способностей младших школьников, их мыслительной деятельности и способность нестандартно решать поставленные задачи, а также развивает умение формировать новые учебные цели. Осуществляется воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Новизна программы состоит в том, что таким предметом могут стать обыкновенные пуговицы, которые в ежедневной коррекционной и развивающей работе с детьми становятся инструментом для проведения кинезиологических упражнений, коррекционных игр, массажа. Нельзя также недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы. Кроме того, пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки.
Таким образом, программа курса «Ловкие пальчики» во внеурочной деятельности положительно действует на улучшение психомоторных движений, психического здоровья школьников, снижение уровня агрессивности, устранение фобий, налаживание контактов с педагогами, одноклассниками и семьей.
При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, требования ФГОС к организации внеурочной деятельности, анализ социального заказа, рекомендации специалистов в области коррекционно-развивающего обучения. Программа разработана в соответствии с планом работы образовательного учреждения и особенностями учеников класса.
Основная цель программы - способствовать развитию психомоторных движений, мелкой моторики рук, координации движений, речи у детей младшего школьного возраста через творческую деятельность.
Задачи:
§ формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
§ формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
§ развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
§ совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
§ развитие речи детей;
§ воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
§ воспитывать и развивать художественный вкус; усидчивость, целенаправленность.
Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.
Содержание курса объединено в тематические модули. Все занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на трех основных направлениях работы: познавательно-развлекательном; практическом; исследовательском
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии и других мероприятия, способствующих формированию психомоторных движений младших школьников.
В практическом направление большое внимание уделяется выполнению различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность.
Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные.
Виды занятий: пальчиковые гимнастики, аппликации, ниткографика, пальчиковые игры, рисование, лепка (работа с солёным тестом, пластилином и др)
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8-11 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год обучения, 2 занятия в неделю, в начале и в конце учебной недели (~52 часов в год). Сроки реализации регулируются в зависимости от возрастных критериев.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Ловкие пальчики»
Личностные:
- определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривание последовательности действий;
- высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией;
- работа по предложенному учителем плану;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами обучения являются:
Предметными результатами обучения являются:
Ученик научится:
- Создавать художественный образ своего изделия;
- Использовать различные виды трудовой деятельности;
- Соотносить форму, пропорции
Ученик получит возможность научиться:
- Вырезать, накладывать различные формы и закреплять их на другом материале, принятым за фон; - Использовать правила подготовки материалов для работы, основываясь на правилах техники безопасности;
- Совершенствовать координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память с помощью графических упражнений: графические диктанты, штриховки, рисование по клеточкам, графические игры.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Содержание | Количество часов | Формы организации внеурочной деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
РАЗДЕЛ 1. Вводные основы художественно-эстетического творчества | 2 | 2 | 1 | ||
| Тема 1.1. Вводное (организационное) занятие | 1 | 1 | - | Лекция - беседа |
3. | Тема 1.2. Изготовление изделия «Цветные ладошки» | 1 | 1 | 1 | Беседа Мастер-класс |
4. | РАЗДЕЛ 2. Работа с красками (гуашь, акварель) | 12 | 5 | 7 | |
5. | Тема 2.1. Рисование пальчиками: фантазийные узоры (акварель) | 2 | 1 | 1 | Беседа Мастерская |
6. | Тема 2.2. Рисование пальчиками: бабочки (гуашь) | 2 | 1 | 1 | Беседа Мастерская |
7. | Тема 2.3. С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 2 | 1 | 1 | Беседа Творческая игра – командная работа |
8. | Тема 2.4. Рисование пальчиками: сказочный город (гуашь) | 3 | 1 | 2 | Беседа Мастер-класс, Самостоятельная работа |
9. | Тема 2.5. Рисование пальчиками: цветочная поляна (коллективная работа), (гуашь/акварель) | 3 | 1 | 2 | Мастер-класс Круглый стол, групповая работа |
10. | РАЗДЕЛ 3. «Одежда» | 5 | 2 | 3 | |
11. | Тема 3.1. Пальчиковая гимнастика «Гномики прачки»; «Шьем платье/костюм» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья/костюма | 3 | 1 | 2 | Круглый стол Поисковые исследования (как можно зашнуровать платье) |
12. | Тема 3.2. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками). - Д/игра «Оденем Машу». -Упражнение «Похлопаем» (хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу). | 2 | 1 | 1 | Дебаты Творческий конкурс |
РАЗДЕЛ 4. Лепка из пластилина | 7 | 2 | 5 | ||
13. | Тема 4.1. Вводное занятие. Основные приёмы: раскатывание, сплющивание, вытягивание Изготовление лимона, апельсина, банана, блюда | 2 | 1 | 1 | Беседа Мастер-класс |
14. | Тема 4.2. Лепка из пластилина. Изготовление вазы. Техника барельеф. | 2 | 1 | 1 | Беседа Проект-конкурс |
15. | Тема 4.3. Рисование пластилином. | 1 | - | 1 | Самостоятельная практическая работа, Выставка работ |
16. | Тема 4.4. Лепка из пластилина. «Озеро» Техника горельеф. Изготовление уточки, лебедя, гуся Выставка работ | 2 | - | 2 | Соревнование Выставка работ учащихся |
РАЗДЕЛ 5. Работа с бумагой и картоном | 12 | 4 | 7 | ||
17. | Тема 5.1. Оригами: ворона, зайчик. | 2 | 1 | 1 | Круглый стол Мастер-класс |
18. | Тема 5.2. Обрывная аппликация: цветы. | 2 | 1 | 1 | Круглый стол Мастер-класс |
19. | Тема 5.3. Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. | 2 | - | 2 | Самостоятельная практическая работа |
20. | Тема 5.4. Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1 | - | 1 | Практическая работа |
21. | Тема 5.5. Зимние забавы: цепочки для ели (коллективная работа) | 2 | - | 1 | Групповая творческая работа |
22. | Тема 5.6. Зимние забавы: новогодние снежинки. | 2 | 1 | 1 | Беседа Мастер-класс |
РАЗДЕЛ 6. Дизайн и графика | 4 | 2 | 2 | ||
23. | Тема 6.1. Упражнение «Езда по дорожке» | 4 | 2 | 2 | Лекция – беседа Практической работа |
РАЗДЕЛ 7. Тактильные игры для развития координации движений | 2 | 1 | 1 | ||
24. | Тема 7.1. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Ладонь-ребро-кулак» | 1 | 1 | 1 | Лекция - беседа с самостоятельной практической работой или групповой творческой в формате круглого стола |
РАЗДЕЛ 8. Лепка из солёного теста | 7 | 4 | 3 | ||
25. | Тема 8.1. Его особенности и свойства. Декоративная тарелка «Роза». | 2 | 1 | 1 | Лекция-беседа Мастер-класс |
26. | Тема 8.2. Азбука соленого теста: овощи и фрукты. | 2 | 1 | 1 | Круглый стол, выставка |
27. | Тема 8.3. Декоративная лепка из соленого теста. Рамка для фотографий | 2 | 1 | 1 | Беседа Мастер-класс |
28. | Тема 9. Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Викторина, выставка |
ИТОГО | 52 | 23 | 29 |
РАЗДЕЛ 1. Вводные основы художественно-эстетического творчества
Знакомство с различными материалами, основами художественно-эстетическим творчеством. Творческие задания.
Тема 1. 1.1. Вводное (организационное) занятие.
Лекция-беседа. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по художественно-эстетическому творчеству в текущем году с учётом конкретных условий и интересов обучающихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Тема 1.2. Изготовление изделия «Цветные ладошки».
Мастер-класс, вид-художественное творчество, работа с гуашью.
Теория - Проводится беседа о руках человека («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Беседа о школе, нашей группе, любимых занятиях, играх и развлечениях.
Практика – Мастер-класс. Познакомить с техникой рисования пальцами, ладошками.
РАЗДЕЛ 2. Работа с красками (гуашь, акварель)
Ознакомление с основами и способами рисования, с разновидностями красок (гуашь, акварель,
пастель, масло). Знакомство с инструментами (кисти, карандаши, акварель, палитра, резинка). Основы цветоведения. Техника смешивания красок для создания других цветов. Знакомство с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж. Понятие композиции рисунка, расположение объектов на листе бумаги, чувство формы. Правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Тема 2.1. Рисование пальчиками: фантазийные узоры (акварель)
Теория: Беседа. Знакомить с возможностью создания фантазийных композиции на основе одинаковых элементов.
Практика: Мастер-класс. Создание фантазийных узоров с применением вариативных техник. Рисование по образцу.
Тема 2.2. Рисование пальчиками: бабочки. (гуашь)
Теория: Беседа о разнообразие приемов рисования. Просмотр книжных иллюстраций-бабочек. Разнообразие красоты бабочек.
Практика: Мастерская. Рисование пальчиками происходит в формате мастерской. Дети рисуют одним, двумя, тремя пальцами или даже целые ладошкой. Рисование двумя руками одновременно Учащиеся пробуют свободно использовать для создания образов разнообразные приемы.
Тема 2.3. С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Теория: Проводится беседа о геометрических фигурах, их формах. Чтение фрагмента сказки (краткой версии) – полёт Аладдина за волшебной лампой.
Практика: Творческая игра-командная работа. Деление на команды и раздача заданий (лабиринтов, спиралей, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) разной сложности. Обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. В формате творческой игры ученики соревнуются продолжительным безотрывно в рисование спиралей и по контуру.
Тема 2.4. Рисование пальчиками: сказочный город (гуашь)
Теория: Беседа с детьми о мире сказок. Воспитатель предлагает детям передать в рисунки эпизоды из любимых сказок, добавить туда элементы творчества и воображения.
Практика: Мастер-класс, Самостоятельная работа. Рисование акварелью, гуашью. Рисование пальцами сказочный город из любимых сказок/мультфильмов/город мечты. Уделить внимание конструкции домов, башен, деталям и украшениям.
Тема 2.5. Рисование пальчиками: цветочная поляна (коллективная работа), (гуашь/акварель)
Теория: Круглый стол. Лекция-беседа сопровождается музыкальными аудиозаписями с классической музыкой. Знакомство с картинами русских пейзажей.
Практика: Мастер-класс, групповая работа. Выполнить рисунки цветочной поляны разными способами в процессе коллективной работы, обучение нетрадиционной технике рисования.
РАЗДЕЛ 3. «Одежда» - В данном разделе дети знакомятся с предметами по размеру; последовательности в одевании и раздевании куклы. В раздел входит 2 темы: Тема 3.1. Пальчиковая гимнастика «Гномики прачки»; «Шьем платье» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья; Тема 3.2. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками). Д/игра «Оденем Машу». Упражнение «Похлопаем» (хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу).
Тема 3.1. Пальчиковая гимнастика «Гномики прачки»; «Шьем платье» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья.
Теория – Познакомить с понятием «шнурок», познакомить с понятием «дорожка», обозначить последовательность шнуровки, проговаривая все действия (выглянул – заглянул шнурок, получилась дорожка). Вводный инструктаж на практическую работу. Правила работы с трафаретом.
Практика - Круглый стол, поисковые исследования (как можно зашнуровать платье/костюма). Предлагаем детям исследовать/придумать разные способы шнуровки – дизайн.
Тема 3.2. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками). Д/игра «Оденем Машу». Упражнение «Похлопаем» (хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу).
Теория – Дебаты по теме слушание сказки «Грустный шнурок». (Проговаривание с детьми, что у шнурка есть два конца «хвостик» и «носик». «Носик» всегда бежит вперед, а «хвостик» завязывают в «узелок», который не дает шнурку выскользнуть через отверстие). Способы и приёмы работы по шаблонам и трафаретам.
Практика - Творческий конкурс. Последовательность в одевании и раздевании куклы; Упражнение «Похлопаем» (хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу); Д/игра «Оденем Машу». Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок». Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске.
РАЗДЕЛ 4. Лепка из пластилина - Программное содержание по лепке включает в себя несколько тем. Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы.
Тема 4.1. Вводное занятие. Основные приёмы: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Изготовление лимона, апельсина, банана, блюда.
Теория – Беседа. Разнообразие материалов для лепки (кроме солёного теста есть и пластилин) и способы их приготовления. Общие сведения о пластилине и объемных геометрических фигурах (куб, цилиндр, конус, шар, призма). Рассказать и показать про пропорциональные соотношения изделий и блюда. Выделить основные приёмы формообразования такие как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краёв.
Практика – Мастер-класс. Изготовление из пластилина лимон, апельсин, банан, различные блюда на свой выбор, пользуясь приемами раскатывания, сплющивания, вытягивания. В конце занятия предлагается по желанию дома сделать корзину из пластилина и поместить в неё свои творения.
Тема 4.2. Лепка из пластилина. Изготовление вазы. Техника барельеф.
Теория – Знакомство с техникой лепки в различных декоративно-художественных изделиях; дать понятие барельефа и познакомить с художественными особенностями его изготовления; повторить правила работы с пластилином.
Практика - Проект-конкурс. Учить изготовлять декоративную вазу на основе готовой формы в технике барельефа. Участие в проекте-конкурсе предусматривает самостоятельную работу на лучшую вазу в технике барельеф.
Тема 4.3. Рисование пластилином.
Практика- Самостоятельная практическая работа. Размазывание пальцем пластилина по всему рисунку, использование несколько цветов пластилина, использование вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки, семена, палочки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Выставка работ.
Тема 4.4. Лепка из пластилина. «Озеро» Техника горельеф. Изготовление уточки, лебедя, гуся. Выставка работ
Практика - Соревнование. Изделие «Гусь»: учить лепить гуся путём вытягивания частей из целого куска; передавать форму туловища – сплюснутый овоид; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку; учить стекой делать узор на крыльях гуся.
Изделие «Утка»: учить лепить утку пластическим способом, изображая её характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путём оттягивания пластилина от общего объёма, закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Стекой намечать пёрышки крыльев, делать это ритмично.
Изделие «Лебедь». Композиция по теме. Учить детей передавать характерную форму и пропорции лебедя; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание частей из целого, накладывание и примазывание кусочков пластилина к общему объёму, придание формы туловища).
В процессе практики происходит постоянное поощрении инициативы и самостоятельности учеников в построении композиции. В конце проводится выставка работ. Ученики получают возможность оценить работы друг друга и выделить лучшие в определенных категориях (например, креативно, аккуратность и др.)
РАЗДЕЛ 5 Работа с бумагой и картоном
Работа по изготовлению изделий из бумаги и картона. Выполнение оригами.
Тема 5.1. Оригами: ворона, зайчик.
Теория: Круглый стол. Провести инструктаж по ТБ во время работы, соблюдение порядка на рабочем месте. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Рассказать учащимся об истории оригами, видах бумаги и картона. Объяснить, зачем нужны человеку во время работы помощники. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Практика: Мастер-класс. Изготовление подделок с использованием технологических приемов оригами. Конструирование и моделирование изделий «Ворона и зайчик» из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Тема 5.2. Обрывная аппликация: цветы.
Теория: Круглый стол. История создания обрывной аппликации. Способ изготовление цветка из бумаги способом обрывной аппликации.
Практика: Мастер-класс. создание модульной обрывной аппликацию «цветы» из цветной бумаги своими руками. Конструируют изделие модульной обрывной аппликации «цветы» на основе предложенного плана, ищут и заменяют детали конструкции, выбирают способы сборки. Моделируют и собирают изделие. Самостоятельно анализируют образец, определяют недостающие этапы его изготовления.
Тема 5.3. Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги.
Практика: Самостоятельная практическая работа. Изготовление подделок из мятой бумаги в различных техниках по шаблону.
Тема 5.4. Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)
Практика: Практическая работа. Составление узоров на бумаге. Вырезание и приклеивание разных вариантов каймы: полосы, наклонной линии закруглениями.
Тема 5.5. Зимние забавы: цепочки для ели (коллективная работа)
Практика: Групповая творческая работа. Изготовление гирлянды из бумаги разной сложности.
Тема 5.6. Зимние забавы: новогодние снежинки.
Теория: Беседа о зимних забавах в разных республиках России. Показ узоров снежинок.
Практика: Мастер-класс. Создание новогодних снежинок из бумаги с использованием вариативных техник. Создание снежинок с различными узорами.
РАЗДЕЛ 6 Дизайн и графика
Работа по созданию графических рисунков с использованием различных приемов и материалов. Развитие координации, гибкости, автоматизированности мелкой моторики через движение пальцами и кистями рук в процессе изобразительной деятельности.
Тема 6.1. Упражнение «Езда по дорожке»
Лекция-беседа, практическая работа
Теория: Лекция-беседа. Понятие орнаментальной графики. Графика и орнамент. Язык графики и главные его выразительные средства: линия, штрих, контур, пятно и тон. Разнообразие деталей орнамента для передачи пространственных свойств, изображаемых предметов. Рассматривание примеров графических рисунков. Ручная графика и графические рисунки, созданные при помощи техники.
Практика: Практическая работа. Упражнение «Езда по дорожке». Ориентировка графического изображения на листе бумаги. Работа с различными графическими материалами. Выполнение всех заданий в одном цвете. Изображение деталей орнамента. Составление композиции только из одного элемента. Соединение в одно целое орнамента и графики. Орнаментальная графика в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) Изображение стилизованных предметов, условное обозначение предмета. Графический дизайн с использованием орнамента, как средства заполнения и украшения внутренней части предмета,
РАЗДЕЛ 7. Тактильные игры для развития координации движений
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений через координацию движений в процессе выполнения творческих заданий.
Тема 7.1. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Ладонь-ребро-кулак»
Теория – Лекция-беседа. Точное исполнение заданий во время тактильных игр. Понятие качества предметов и свойства поверхности предметов. Узнавании предметов. Свойства предметов: круглый- квадратный, длинный- короткий, мягкий – твердый. колючий – пушистый, гладкий- шершавый; понятие веса: тяжелый – легкий; термических свойств: холодный – теплый. Из чего изготовлен предмет (деревянный, стеклянный, пластмассовый, железный, резиновый, бумажный).
Практика – Групповая творческая работа в формате круглого стола. Узнавание предмета и его качества. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Ладонь-ребро-кулак»
РАЗДЕЛ 8. Лепка из солёного теста - Предлагаемый раздел по лепке из соленого теста представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий (изготовление простой формы розы, овощи и фрукты, рамка для фотографии). Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элемента. В раздел входит 3 темы: декоративная тарелка «Роза», лепка овощей и фруктов, рамка для фотографии.
Тема 8.1. Его особенности и свойства. Декоративная тарелка «Роза».
Теория – Лекция-беседа. Знакомство с приёмами работы, деление теста на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем). Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Практика – Мастер-класс. Деление куска на части. Рассматривание картинок различных цветов по презентации. Лепка базовых (простых) форм розы и тарелки, раскрашивание готовых работ.
Тема 8.2. Азбука солѐного теста: овощи и фрукты.
Теория – Круглый стол. Беседа на тему: «осень-время урожая». Просмотр журналов, книг. Знакомство с основными приемами лепки. Этапы изготовления помидора и груши.
Практика – Круглый стол, выставка. Лепка овощей, фруктов, игрушечной еды (на выбор детей, не идёт привязка к помидору и груше). Применяются все приемы лепки – шар, капелька, лепешка, колбаска. Сушка. Художественное оформление.
Тема 8.3. Декоративная лепка из соленого теста. Рамка для фотографий.
Теория – Беседа про плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Порядок выполнения работы с помощью шаблона. Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой.
Практика - Мастер-класс. Изготовление шаблонов, лепка рамочек, украшение мелкими деталями, раскрашивание. Украшения. Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с различными узорами и орнаментами. Материалы, используемые для крепежа украшений.
Тема 8 – Итоговое занятие - Подведение итогов и анализ работы за год. План работы на следующий год обучения. Обговаривание, где и как можно использовать поделки, создаваемые детьми (для игр детей, для украшения интерьера, в качестве подарков). Викторина по пройденному материалу. Выставка самых любимых работ.
Раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Ловкие пальчики»»
Дидактическое обеспечение курса. Включает в себя дидактические карточки, раздаточный материал, трафарет, познавательные игры (лабиринты, спирали и др), образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами узоров (фигур, вещей), лепки, иллюстраций, альбомы с последовательным выполнением изделий из графического и пластического (пластилин, солёное тесто и др) материала, музыкальные диски с театрализованными эффектами и шумами; инструкционные карты сборки изделий; пояснительные плакаты, схемы; тематическая литература; папки с развёртками, чертежами, шаблонами и трафаретами; папки с методическими разработками; демонстрационные модели.
К материально-техническому оснащению, необходимому для реализации программы «Волшебные пальчики» относится:
Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, форточка для проветривания, столы для учеников (парты) и стол преподавателя, шкафы для хранения инструментов и поделочного материала, полки для выставки готовых работ, зеркало, мусорное ведро.
Технические средства обучения: Мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивные кубы IMO-LEARN, ПК; аудио-видеоаппаратура, принтер для копирования и распечатки индивидуальных комплектов заданий;
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- Инструментами (кисти, палитра, резинка, ножницы, клей, ёмкость для воды, подставка для натуры);
- Линейки различной длины;
- Трафареты/шаблоны пейзажа, животных, платьев;
- Краски акварельные, гуашь, карандаши цветные;
- Пластилин, солёное тесто;
- Бумага и картон цветная и белая;
- Разнообразных мелких предметов (шнурки, косточки, перышки, горошки, семена, палочки и т. д.); наборов детских кукл для шнуровки и дизайна;
- Учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
- Требования к специальной одежде – фартук, сменная обувь, нарукавники, шапочка (при работе с красками).
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах: различные виды мозаики, конструкторов; пазлы; простые и цветные карандаши; игрушки-шнуровки; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.
Список литературы для детей
- Сазонов Н. И. Волшебное тесто. - Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1999.
- Фирсова А. Чудеса из соленого теста. -Айрис-Пресс, 2008.
- Шеремет Е. Лучшие поделки из соленого теста. - Фактор, 2008.
- Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками.- М., 2006.
- Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
- Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых - Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Список литературы для педагогов
- Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи младших школьников: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
- Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики
- Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.
- О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство- Пресс
- Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под/ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы. - М., «Просвещение», 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы
Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Я – пешеход и пассажир»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКиселёвой Галины Николаевныучителя начальных классовпо внеурочной деятельностикурс «Я – пешеход и пассажир»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...