Организация взаимодействия педагогов и семьи учащихся с интеллектуальными нарушениями
опыты и эксперименты
Статья связана с работой образовательного учреждения с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Кузнецова Виктория Александровна
Учитель-логопед, учитель начальных классов
ГБОУ школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга
В деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с особенностями развития, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Взаимодействию с родителями свойственна определенная очередность, постепенность, этапность, что определяет и специфику форм работы, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых мероприятий.
В связи с этим нами была разработана программа, целью которой является сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося путем организации и проведения различных мероприятий, обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи.
Задачи программы:
- Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях обучающегося;
- Психологическая поддержка семьи;
- Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
- Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
- Организацию участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.
Для решения поставленных задач были организованы и проведены следующие мероприятия:
- Выступления на собраниях для родителей и законных представителей учащихся с ОВЗ;
- Индивидуальные и групповые консультации родителей и законных представителей учащихся с интеллектуальными нарушениями;
- Школа для родителей (реализованы встречи на темы: «Семья и педагоги – партнеры в воспитании», «О ребенке внутри семьи и школы. Знаете ли вы своего ребенка?», «Способы организации релаксации для учащихся», «Условия комфортного взаимодействия и способы коррекции поведения и эмоционального состояния детей»);
- Практикумы для педагогов образовательного учреждения («Сенсомоторные истории» (ознакомление с играми, заданиями, совместное изготовление сенсорных игрушек», «Способы саморегуляции и релаксации для взрослых»).
В рамках сотрудничества с семьей участвуют не только учителя и воспитателя классов, но и учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, психиатр, реализующий свою деятельность на базе образовательного учреждения, а также инспектор по делам несовершеннолетних.
Программа рассчитана на протяжении всего периода обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Мероприятия реализуются в течение учебного года.
Таким образом в процессе работы по программе сотрудничества с семьей учащегося с интеллектуальными нарушениями планируется достигнуть таких личностных результатов у родителей (лиц, их заменяющих), как
- принятие собственного ребенка, особенностей его развития и восприятия окружающего мира;
- повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью, структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
- понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
- повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с образовательной организацией, активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами.
Список использованной литературы.
- Программа психолого-педагогического сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) − «Рука в руке» − СПб, 2023.
- Е. Р. Баенская Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / — 2е изд. — М.: Теревинф, 2009. — (Особый ребенок)
- Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, ; 144 с.
- Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.
- Гурли Фюр «Запрещенное» горе» . Минск ОО «БелАПДИиМИ» 2008.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 150 с., илл.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Издательство: Владос, 2010, с. 176.
- Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком» Руководство для родителей. ЛитРес 2016 г.
- Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «издательство ГНОМ и Д», 64 с.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...
Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями» Часть 1.
Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями. Часть 1» представлена в форме буклета, в котором к...
Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями» Часть 2.
Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями. Часть 2» представлена в форме буклета, в котором к...
Формы взаимодействия педагога и семьи
В статье говориться о формах взаимодействия педагога и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....
Консультация для педагогов "Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"
игры для детей с интеллектуальными нарушениями...
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...
Консультация для педагогов "Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"
Игры для детей с интеллектуальными нарушениями...