Консультация для педагогов "Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"
консультация
Игры для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для детей с интеллектуальными нарушениями | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей с интеллектуальными нарушениями
Какого цвета не стало?
Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания
Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.
Ласковые лапки
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Рисование на спине
Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.
Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована.
Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине
Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.
Чудесный мешочек
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.
Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.
Вариант «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать
Что изменилось?
Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности
Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.
Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.
Дотронься до...
Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Найди свою половинку
Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары
Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки.
Половинки перемешиваются и раздаются детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку.
В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.
Отличия
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Игру можно проводить в парах детей.
Съедобное – не съедобное
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления
Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)
Открытка, заяц, морковь, дерево, поезд, хлеб, огурец, ромашка, слон, слива, мяч, свекла, трава, школа, горох, елка...
Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п.
Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его.
Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.
Запомни движение
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания
Учитель сначала показывает (или говорит) 3—4 действия, а потом дети повторяют эти действия:
Действие 1. Присесть, поднять руки, встать.
Действие 2. Поднять руки в стороны, опустить руки, поднять руки вверх, опустить руки вдоль туловища.
Действие 3. Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя.
Действие 4. Повернуться вправо, повернуться влево, наклониться вперед, встать.
Какое что бывает?
Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности.
Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку.
Что бывает красным? белым? квадратным? железным? холодным (горячим)?
стеклянным? высоким? круглым?
Укрась слово
Цель: развитие образного вариативного мышления
Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.
Осень (какая она?)… Дом (какой он?)…
Зима (какая она?)… Лето (какое оно?)…
Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)…
Мама (какая она?)… Игра (какая она?)…
Рыба, птица, зверь
Цель: Развитие переключения внимания, памяти, мышления
Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
Гимнастика для пальчиков
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики
Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный
Бирюльки
в песке (орешках)
Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности, свойств внимания
Ребенок должен наощупь найти в песке (или орешках) 2 одинаковые фигурки. Во время поиска глаза закрыты или тазик с песком накрывается тканью.
Вариант «Найди такой же». Перед ребенком стоит фигурка, его задача – найти и достать такую же в песке (или орешках)
Профессия – действие
Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.
Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают.
После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.
Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д.
Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д.
Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д.
Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д.
Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.
Три предмета
Цель: закрепление умения классифицировать.
Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.
В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)
Кто лучше слышит
Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща
Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п.
Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали
Запомни хлопки
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя
Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:
На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
На два – объединиться в пары
На три – встать на одну ногу
На четыре – образовать круг и взяться за руки
Овощи, мебель, цветы
Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя
Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз.
Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети.
Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.
Закончи предложение
Цель: развитие словесно – логического мышления
Учитель бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.
Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья...
Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо...
Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина...
Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона...
Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь...
Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в...
Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец...
Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач...
У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…
Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…
Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…
Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди…
Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани…
Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…
Что сегодня на обед?
Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам
Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт).
«Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.
Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз.
Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.
Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд).
Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.
Кляксы
Цель: Развитие воображения, мышления, речи
Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым
Есть или нет?
Цель: развитие внимания, мышления
Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Птица - не птица
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.
Прилетели птицы: Прилетели птицы: Прилетели птицы: Цапли, соловьи, | Прилетели птицы: Прилетели птицы: Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Прилетели птицы: Утки, гуси, совы, |
Сайт психолога ДОУ – Изотовой Раисы Викторовны http://psiholog-ds.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
В.Н. Попова, заместитель директора по УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...
Консультация для педагогов "Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"
игры для детей с интеллектуальными нарушениями...
Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...
Консультация "Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"
quot;Игры для детей с интеллектуальными нарушениями"...