Выступление на МО "Влияние экологического воспитания на развитие личности школьника"
статья

Чепрасова Светлана Викторовна

Влияние экологического воспитания на развитие личности школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние экологического воспитания на развитие личности школьника

(обмен  опытом)

                                                                                                  Подготовила учитель

 начальных классов

Чепрасова С.В.

г. Саратов, 2024

«Ничто так не обогащает человека,

                                                                                       как общение с природой»

В. А. Сухомлинский

Тема: Влияние экологического воспитания на развитие личности школьника

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание личности подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Экологическое обучение, воспитание ребёнка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Человек и природа – единое целое и всегда взаимосвязаны друг с другом! Природа - очень красива, а красота её натуральна и неповторима! Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для его жизни. Поэтому очень важно ценить это и стараться жить с ней в гармонии, не нарушая баланс. Приучать к любви природы, к окружающему миру надо с раннего детства. Любовь к окружающему миру заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьников. Экологическое воспитание на духовное развитие личности – самое важное в наше время! Учащиеся школы должны понять, что охрана природы – это наша жизнь!

Один из основоположников русской педагогики К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ощущение красоты природы формирует в детях духовно - нравственные качества. Ребята должны сами почувствовать природу всем сердцем. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

В наше время мы видим как человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе. Видя все происходящее вокруг и у детей тоже может сформироваться потребительское отношение к природе, чего ни в коем случае нельзя допустить! Обычный школьник наблюдает множество мусорных свалок, создаваемых взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, в учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении и влиянии подобной деятельности человека на природу, о вреде наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду. Из-за этого проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей школьного возраста стала как никогда очень актуальна.

Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии социальному окружению и к самому себе. Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.

С возрастом, когда у ребёнка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и мышлении каждого. Во время этого процесса ребёнок становится личностью, его мировоззрение, его понимание «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакция на поступки других людей и контроль собственного поведения. Именно поэтому необходимо с детства ориентировать ребёнка на сохранение своей планеты и её ресурсов, как своей жизненной среды.

Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».

Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа, изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди ассоциируют природу и красоту.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия школьника с окружающим миром. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребёнка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьётся чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. Результатом такого воспитания является принятие школьниками ответственности за развитие самого себя и природы в целом.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы. Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.

Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии.

 В начальной школе игровые технологии - очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки непроизвольно. Мы с детьми виртуально ходим на прогулку под общим названием «По тропинке в лес пойдём».  Ребята сами загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя.  Играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать. Зимой мы также  наблюдаем за зимующими птицами, рассматриваем следы на снегу, что интересно и поучительно. Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. В школе на уроках рассматриваем  лекарственные растения.  Дети делятся собственным опытом и знаниями о лекарственных растениях. Проводим интеллектуально – познавательные игры «Тропой туриста», «О больших и маленьких», «Птицы – наши друзья», «Юные экологи», позволяют показать свои знания и узнать много нового.

Викторина - одна из форм экологического воспитания. Вопросы составляю на основе сведений о природных объектах и явлениях. Во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы загадок, рисунков на различные темы. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:

- Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?

- На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?

- После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?

Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

Вместе с ребятами мы разработали «Правила юных друзей природы»:

Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;

Не сбивай грибы, даже несъедобные;

Не обрывай паутину, не убивай паучков;

Не распугивай птичьи стаи;

Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;

Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;

Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.

Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не могут жить без цветов? Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает.

Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:

-узнай и расскажи (детям нужно найти материал о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на мероприятии);

-вести из сада и огорода (одна - две жабы может полностью очистить от слизней огород и т.д.);

-знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук-носорог, сам весом 14 г может тащить груз в 1кг 580 г?)

-знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100 г мёда, должна облететь 1000000 цветков)

-подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).

В классе учащиеся совместно с родителями проводят конкурсы рисунков «День птиц», «Береги планету нашу». А также выполняют  разные поделки из природного материала,  где организовывают выставки. Также проводим выставки комнатных растений, конкурсы стихов и сказок на экологическую тему.

Проводим акции «Кормушка», «Покорми птиц зимой». Затем эти кормушки вместе с детьми вывешиваем на деревья. Конкурс «Домик для птиц», где ребята из пластиковых бутылок делают кормушки. Ребята участвуют в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Посади дерево». В акции «Посади дерево» дети принимают участие вместе с родителями.

Также проводим акцию по уборке территории школы от мусора. Ранней весной мы посещали родник на Кумысной поляне,  чтобы убрать мусор, который находится возле родника.

Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.

В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр телепередач, видеоматериалов; проведение уроков окружающего мира.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются.

Работая с младшими школьниками по проблеме экологического воспитания, стараюсь использовать разнообразные формы и методы:

циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в в разное время года;

экологические беседы-15-ти минутки на уроках окружающего мира :

«Раненая земля»./ Энциклопедия «Почемучка», с.31./

«Ядовитые дожди и тающие льды»./ «Почемучка», с.32/.

«Вижу дым». / «Почемучка», с.87/.

«Дымоловка»./ «Почемучка», 113/.

«Сказка о «нефтяной рыбке»»./ «Почемучка», с.123/.

«Разноцветная речка»./ «Почемучка», с.124/.

«Что хочу, то и ворочу» или «Можно ли повернуть северные реки?» /Энциклопедия «Почемучка», с 145/.

«Запертая река»./ «Почемучка», с.146/.

«Мать сыра земля в опасности»./ «Почемучка», с.151/.

«Семь раз примерь - один раз отрежь». /«Почемучка», с 152/

«Шмель жужжит о помощи»./ «Почемучка», с 195/.

«Почему нельзя рвать ландыши?»/ «Почемучка», с.196/.

«Бедняга цветок на асфальте»./ «Почемучка», с.227/.

«Грузовик на … батарейках»./ «Почемучка», с.228/.

«Травопогубители»./ «Почемучка», с.321/.

«Долой вредную капусту!» / «Почемучка», с.322/.

Обсуждение страниц энциклопедии «Почемучка» под рубрикой «Экологическая тревога», статей с текстами нравственно-экологического содержания.

Уверена, что педагогический процесс при участии одного учителя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием младших школьников занимались и родители, и руководители кружков. Учитель должен быть хорошо подготовлен теоретически, много читать и знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме, учитывая педагогические возрастные особенности воспитанников.

 Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

В рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО в классе ведётся работа по формированию у детей бережного отношения к природе, воспитанию нравственной культуры, обогащению представлений о добре и зле, формированию опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоению новых знаний об оказании помощи природе. Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребёнка, т.е. предполагает наличие познавательных, познавательно-развлекательных, исследовательских, благотворительных, и практических мероприятий. В работу включён материал, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В своих садах и огородах ребята помогают ухаживать за культурными плодовыми деревьями и кустарниками.

Все виды деятельности, которые я использую, развивают коммуникативные универсальные учебные действия: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, а также регулятивные ууд - начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется через систему внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную работу с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети становятся более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Поэтому, уже начиная с начальной школы, надо формировать у учеников первичные знания о природе и навыки её охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, любознательность. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром!

 Успех экологического воспитания во многом зависит от учёта ряда педагогических требований. При реализации требований экологического воспитания необходимый комплекс таких методических средств и приёмов, чтобы изучение природы, любое общение с ней оставляло в памяти детей глубокий след, обязательно влияло бы на чувства и сознание. Именно такое влияние оказывают игры, викторины, экскурсии, народные приметы, экологические исследования, поэтому их рассматривают как важное условие эффективного формирования экологической культуры у учащихся младших классов. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Если формирование экологического сознания идёт на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

В своей работе я использую такие формы работы, как:

– экскурсии;

– минуты доброты (наблюдение,  труд в уголке природы,  и т.д.);

– минуты мышления (викторины,  КВН и т.д.);

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант; 

– коллекционирование (сбор природного материала);

– экологические праздники;

–экологические игры (дидактические, имитационные,  игры-путешествия);

конкурсы рисунков, поделок, стихов;

– экологические сказки.

Таким образом, экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития. На сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребёнок правильно воспримет бережное отношение к природе, будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений моей работы.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Совместная работа родителей и педагога-воспитателя учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, и на бережное отношение к ней. Наши  родители принимают активное участие в:

–  фотовыставках; 

– сборе коллекций природного материала;

–  изготовлении поделок;

– акциях «Ёлочка своими руками», «Посади дерево!», «Поможем птицам!».

– совместных походах в зелёную зону.

Так шаг за шагом идёт освоение экологической программы, экологической культуры и воспитания. Результатом такого воспитания является принятие школьниками ответственности за развитие самого себя и природы в целом.

Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Поэтому педагогам и родителям необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития. В современном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в школьниках духовность, любовь к окружающему. Мы делаем выводы о том, что экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и духовно-воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идёт на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников"

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников" посредством проведения кружковой работы с детьми 1-4 классов....

План самообразования по теме: "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника"

План самообразования по теме"Влияние экологического воспитания  на духовное развитие личности школьника"  составлен учителем начальных классов. Причиной актуальности экологического...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание в семье, как основа духовно-нравственного развития личности школьника"

материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...

Воспитание социально развитой личности посредством формирования экологического мировоззрения ребенка

Экологическая проблема, в рамках которой осуществляется деятельность по проекту, связана с интенсивным ростом количества мусора, подавляющий объем которого утилизируется. В тоже время в составе утилиз...