Простые механизмы. Рычаг
методическая разработка (3, 4 класс)

Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Простые механизмы. Рычаг» является частью образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательной программы «Город мастеров». Программа имеет техническую направленность и предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся к изучению четырёх направлений отдела техники: начальное техническое творчество, автомоделирование, ракетомоделирование и робототехника. Занятия по робототехнике, как часть программы предназначены для формирования первичных навыков моделирования и программирования роботов из учебного конструктора. Обучение робототехнике обогащает навыки алгоритмического мышления, критического мышления и нахождения решений, работы в команде и сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rychag.docx140.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

 «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

«Отдел техники»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 (занятия)

Тема занятия: «Простые механизмы. Рычаг»

Адресат: учащиеся 9-10 л.

Разработчик:

Грубяк С.В.,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Простые механизмы. Рычаг» является частью образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательной программы «Город мастеров». Программа имеет техническую направленность и предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся к изучению четырёх направлений отдела техники: начальное техническое творчество, автомоделирование, ракетомоделирование и робототехника. Занятия по робототехнике, как часть программы предназначены для формирования первичных навыков моделирования и программирования роботов из учебного конструктора. Обучение робототехнике обогащает навыки алгоритмического мышления, критического мышления и нахождения решений, работы в команде и сотрудничества.

Целевая группа пользователей: учащиеся 9-10 лет, проявляющие интерес к техническому творчеству, без специальной подготовки.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель занятия: формирование знаний о рычаге как простом механизме.  

Задачи занятия:

Для урока робототехники на тему "Рычаг — простой механизм" можно поставить следующие обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

Обучающие задачи:

  • Изучение основных принципов работы рычага.
  • Объяснение различия между рычагами первого, второго и третьего рода.
  • Практическое задание по сборке модели рычага с использованием учебного конструктора.

Развивающие задачи:

  • Развитие логического мышления через решение задач для достижения максимального эффекта применения рычага.
  • Стимулирование творческих способностей учащихся путём создания собственных проектов роботов, использующих рычаги для выполнения задач.

Воспитательные задачи:

  • Формирование уважения к достижениям инженерии и понимания важности механики в повседневной жизни.
  • Воспитание ответственности и аккуратности при работе с робототехническими моделями и инструментами.

Тип занятия: комбинированное занятие (лекция, экспериментальная часть).

Эффективные формы и методы организации занятия: беседа, индивидуальная работа за компьютером

  - эвристический метод

 - исследовательский метод (частично)

 - фронтальное обсуждение вопросов в ходе всего занятия.

Педагогические технологии и методики, используемые на занятии:

− моделирование исследовательской ситуации для организации интенсивного погружения ребят в учебную деятельность;

- игровая технология обучения: используется в исследовательской части занятия. В процессе деятельности, учащиеся запоминают термины, усваивают физические явления и процессы.

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ): развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности. Технология обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса.

Основные содержательные блоки занятия и их значение:

 − вводная часть: мотивирует учащихся на работу, раскрывает цель и задачи занятия.

 − основная часть: включает теоретическую и исследовательскую часть занятия (опыты с разновидностями рычага), совместное обсуждение: активный диалог о физических процессах, который позволяет выявить у учащихся базовые знания по данному вопросу.

 − заключительная часть занятия: подведения итогов занятия, рефлексия.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • проектор;
  • экран;
  • учебная доска;
  • стулья, парты по количеству детей;
  • ноутбуки по количеству детей;
  • учебные конструкторские наборы по количеству детей;

Ход учебного занятия

по теме «Устройство шлюпки»

 

Этап

Хронометраж

Цель этапа

Действия педагога

Действия учащихся

1.

Вводная часть

(мотивация к деятельности)

10 мин

Приветствие и эмоциональный настрой, мотивация учащихся к обучению. Предлагает к просмотру презентацию, способствовующую выявлению отсутствующих знаний.

Сообщение темы, цели и задач учебного занятия. Задает наводящий вопрос: - Все ли рычаги работают одинаково?

-Чем они отличаются?

Монолог:

- приветствие: Здравствуйте, ребята! 

- вступление, постановка целей и задач занятия:

Сегодня наше занятие будет посвящено теме «Простые механизмы. Рычаг.». На занятии мы узнаем, что простые механизмы лежат в основе всевозможных устройств. Какие приспособления (простые механизмы) применяет человек, чтобы увеличить свою силу. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности. Проведем исследование по выявлению различий между разновидностями рычага и использовании их на практике.

Приветствуют педагога, включаются в просмотр презентации, демонстрируют понимание проблемы, высказывают свое мнение о том, какие механизмы используются в повседневной жизни.

2.

Основная часть

5 мин

Введение новых и понятий, необходимых для раскрытия темы занятия, проведение исследования.

Объяснение педагога для понимания учащихся. Объяснение физических явлений и процессов. Проведение исследовательской части учебного занятия.

Знакомство с физическими процессами и явлениями, Сборка моделей рычагов из деталей конструктора LEGO по изображению.

Рассмотреть примеры использования рычагов в устройствах, которые встречаются в жизни.

2.1

Теоретическая часть

10 мин

Вовлечение учащихся в деятельность. Введение новых терминов. Используя изображения разных видов рычагов, собрать модели рычагов, изучить их работу. Обучение принципам физических процессов и явлений.

Объяснение учебного материала по теме с объяснением новых терминов и понятий.

- Что такое рычаг 1,2,3 рода?

Ответ: это 

Условия равновесия рычага — формула, правило

Условия равновесия рычага — формула, правило

Условия равновесия рычага — формула, правило

Организация работы группы при подготовке к исследовательской части учебного занятия.

Знакомство с новыми терминами, понятиями, физическими процессами и явлениями. Обсуждение физических процессов.

     

         

 2.2

Исследовательская  часть

30 мин

Проведение исследования для наглядного понимания введенных в теоретической части учебного занятия понятий, физических явлений и процессов. Закрепление полученных знаний на практике.

Проведение построения и испытания моделей рычагов построенных из учебного конструкторского набора.

Построение моделей рычагов. Закрепление на практике знаний.

Обсуждение использования этих конструкций в жизни.

3.

Заключительная часть

5 мин

Подведение итогов занятия.

Определение значимости, обозначение перспектив.

Рефлексия.

 

Совместное обсуждение проделанной работы.

Анализ значимости полученного опыта, знаний и навыков деятельности.

3.1

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

5 мин

Получение обратной связи.

Оценивание полученных знаний на занятии.

Выявление удовлетворенности выполненной работы, эмоционального состояния учащихся.

Получение обратной связи от учащихся:

- оценка полученных на учебном занятии знаний.

Подведем небольшие итоги занятия. Я надеюсь, что мы неплохо поработали и узнали много нового. Что нового Вы узнали? С какими видами рычагов познакомились? Как эти знания пригодятся Вам в дальнейшем обучении?

- оценка психоэмоционального состояния учащихся на учебном занятии (небольшой опрос учащихся в конце занятия, педагогическое наблюдение).

 

Ответы на вопросы педагога. Определение вариантов применения знаний и навыков на практике. Закрепление материала.

    

Перечень развиваемых компетенций:

- коммуникативная (сочетание навыков общения и взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и его информацией, выполнение различных социальных ролей в группе и коллективе, знание культурных норм общения, этикета, воспитанность);

 - критическое мышление (умение ориентироваться в потоках информации, способность анализировать, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы);

- информационная (поиск, сбор, обработка и анализ новой информации, умение фиксировать и представлять
её в наглядном и понятном виде, а также уметь передать другим без искажений и упущений с использованием разных видов медиа и технологий);

Эффективность достижения образовательных результатов:

Планируемые результаты:

Предметные:

- получат опыт использование инструкций по сборке модели механизма из деталей учебного конструктора;

- получат представление по основам физических процессов, а также практические навыки их применения.

Метапредметные:

- сформируют элементы технического и творческого мышления;

- разовьют навыки работы с информацией;

- разовьют «мягкие» компетенций. 

Личностные:

- разовьют самостоятельность в решении творческих задач;

- разовьют коммуникативные навыки.

В заключительной части учебного занятия педагогом подводятся итоги работы, проводится опрос учащихся по пройденному материалу для проверки знаний полученных в ходе занятия учащихся и рефлексия.

                При подведении итогов деятельности на учебном занятии педагог должен убедиться, что все основные понятия и действия усвоены. Учащиеся знают три вида рычагов, умеют находить им применение на практике. Педагог оценивает продуктивность деятельности учащихся на занятии (педагогическое наблюдение), а также указывает на типичные недостатки или неправильные действия, которые допускались учащимися (при их наличии).

Помимо достижения образовательных результатов учебного занятия, педагогу необходимо получить обратную связь от учащихся. Провести самоанализ и рефлексию детей и ответить на ряд вопросов:

  •  понравилось ли занятие учащимся?
  •  какие эмоции испытывал учащийся на занятии?
  •  удовлетворен ли учащийся результатом своей деятельности?
  •  что нужно изменить или дополнить в занятии?

Для определения уровня эмоционально-личностного реагирования педагогом проводится небольшой опрос учащихся в конце учебного занятия, а на протяжении всего времени использует метод педагогического наблюдения.

Информационные источники:

  1. Перышкин А.В.  Физика. 7 класс: Учеб. для общеобразоват.  учеб. заведений. М.: Дрофа.
  2. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике. – М.; Просвещение
  3. М.Ю. Бухарин, А.С. Яковлев, Основы робототехники, Издательство: БХВ-Петербург.

Интернет-источники:

  1. Очень большая штука - Смешарики. ПИН - код - URL: https://www.youtube.com/watch?v=MqDGgNWkMAU (дата обращения: 02.06.2024).
  2. "Механизмы и машины: теория и практика" - URL: https://www.21mm.ru/search/index.php?q=%D1%80%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3&s=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA(дата обращения: 02.06.2024).
  3. Закон рычага. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2RPuG362_mI (дата    обращения 02.06.09.2024).
  4. Рычаги вокруг нас? Примеры и практика - URL:  https://www.youtube.com/watch?v=5B0ShE0mdTA (дата обращения 01.0.2024)
  5. Умные шестеренки - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZDNqlXXGwdo (дата обращения 01.0.2024)
  6. Педагогическое сообщество «Урок» - URL:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23d9544f-a7ae-4e69-9646-90178fbfe6d1/Mechanika_Arhimeds.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

М/м презентации по теме "Скелет человека", "Живые рычаги"

Презентации могут быть использованы при изучении темы "Скелет человека" на уроках окружающего мира в 4 классе. Презентации составлены по учебнику "Окружающий мир" в 4 классе Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Ка...

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Равновесие. Простые механизмы.

Предлагаю ряд экспериментов, которые можно проводить с детьми как на уроках Окружающего мира, так и во внеурочное время....

Простейшие механизмы LEGO

Программа и КТП  кружка "Простейшие механизмы LEGO"...

Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник»

Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник» на базе конструктора Lego WeDo...

Родительское собрание – рычаг содружества семьи и школы

В данной лекции изложен материал, помогающий молодым педагогам подготовить родительское собрание....