Простые механизмы. Рычаг
методическая разработка (3, 4 класс)
Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Простые механизмы. Рычаг» является частью образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательной программы «Город мастеров». Программа имеет техническую направленность и предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся к изучению четырёх направлений отдела техники: начальное техническое творчество, автомоделирование, ракетомоделирование и робототехника. Занятия по робототехнике, как часть программы предназначены для формирования первичных навыков моделирования и программирования роботов из учебного конструктора. Обучение робототехнике обогащает навыки алгоритмического мышления, критического мышления и нахождения решений, работы в команде и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
«Отдел техники»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(занятия)
Тема занятия: «Простые механизмы. Рычаг»
Адресат: учащиеся 9-10 л.
Разработчик:
Грубяк С.В.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Простые механизмы. Рычаг» является частью образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательной программы «Город мастеров». Программа имеет техническую направленность и предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся к изучению четырёх направлений отдела техники: начальное техническое творчество, автомоделирование, ракетомоделирование и робототехника. Занятия по робототехнике, как часть программы предназначены для формирования первичных навыков моделирования и программирования роботов из учебного конструктора. Обучение робототехнике обогащает навыки алгоритмического мышления, критического мышления и нахождения решений, работы в команде и сотрудничества.
Целевая группа пользователей: учащиеся 9-10 лет, проявляющие интерес к техническому творчеству, без специальной подготовки.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: формирование знаний о рычаге как простом механизме.
Задачи занятия:
Для урока робототехники на тему "Рычаг — простой механизм" можно поставить следующие обучающие, развивающие и воспитательные задачи:
Обучающие задачи:
- Изучение основных принципов работы рычага.
- Объяснение различия между рычагами первого, второго и третьего рода.
- Практическое задание по сборке модели рычага с использованием учебного конструктора.
Развивающие задачи:
- Развитие логического мышления через решение задач для достижения максимального эффекта применения рычага.
- Стимулирование творческих способностей учащихся путём создания собственных проектов роботов, использующих рычаги для выполнения задач.
Воспитательные задачи:
- Формирование уважения к достижениям инженерии и понимания важности механики в повседневной жизни.
- Воспитание ответственности и аккуратности при работе с робототехническими моделями и инструментами.
Тип занятия: комбинированное занятие (лекция, экспериментальная часть).
Эффективные формы и методы организации занятия: беседа, индивидуальная работа за компьютером
- эвристический метод
- исследовательский метод (частично)
- фронтальное обсуждение вопросов в ходе всего занятия.
Педагогические технологии и методики, используемые на занятии:
− моделирование исследовательской ситуации для организации интенсивного погружения ребят в учебную деятельность;
- игровая технология обучения: используется в исследовательской части занятия. В процессе деятельности, учащиеся запоминают термины, усваивают физические явления и процессы.
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ): развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности. Технология обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса.
Основные содержательные блоки занятия и их значение:
− вводная часть: мотивирует учащихся на работу, раскрывает цель и задачи занятия.
− основная часть: включает теоретическую и исследовательскую часть занятия (опыты с разновидностями рычага), совместное обсуждение: активный диалог о физических процессах, который позволяет выявить у учащихся базовые знания по данному вопросу.
− заключительная часть занятия: подведения итогов занятия, рефлексия.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- проектор;
- экран;
- учебная доска;
- стулья, парты по количеству детей;
- ноутбуки по количеству детей;
- учебные конструкторские наборы по количеству детей;
Ход учебного занятия
по теме «Устройство шлюпки»
№ | Этап | Хронометраж | Цель этапа | Действия педагога | Действия учащихся |
1. | Вводная часть (мотивация к деятельности) | 10 мин | Приветствие и эмоциональный настрой, мотивация учащихся к обучению. Предлагает к просмотру презентацию, способствовующую выявлению отсутствующих знаний. Сообщение темы, цели и задач учебного занятия. Задает наводящий вопрос: - Все ли рычаги работают одинаково? -Чем они отличаются? | Монолог: - приветствие: Здравствуйте, ребята! - вступление, постановка целей и задач занятия: Сегодня наше занятие будет посвящено теме «Простые механизмы. Рычаг.». На занятии мы узнаем, что простые механизмы лежат в основе всевозможных устройств. Какие приспособления (простые механизмы) применяет человек, чтобы увеличить свою силу. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности. Проведем исследование по выявлению различий между разновидностями рычага и использовании их на практике. | Приветствуют педагога, включаются в просмотр презентации, демонстрируют понимание проблемы, высказывают свое мнение о том, какие механизмы используются в повседневной жизни. |
2. | Основная часть | 5 мин | Введение новых и понятий, необходимых для раскрытия темы занятия, проведение исследования. | Объяснение педагога для понимания учащихся. Объяснение физических явлений и процессов. Проведение исследовательской части учебного занятия. | Знакомство с физическими процессами и явлениями, Сборка моделей рычагов из деталей конструктора LEGO по изображению. Рассмотреть примеры использования рычагов в устройствах, которые встречаются в жизни. |
2.1 | Теоретическая часть | 10 мин | Вовлечение учащихся в деятельность. Введение новых терминов. Используя изображения разных видов рычагов, собрать модели рычагов, изучить их работу. Обучение принципам физических процессов и явлений. | Объяснение учебного материала по теме с объяснением новых терминов и понятий. - Что такое рычаг 1,2,3 рода? Ответ: это Организация работы группы при подготовке к исследовательской части учебного занятия. | Знакомство с новыми терминами, понятиями, физическими процессами и явлениями. Обсуждение физических процессов.
|
2.2 | Исследовательская часть | 30 мин | Проведение исследования для наглядного понимания введенных в теоретической части учебного занятия понятий, физических явлений и процессов. Закрепление полученных знаний на практике. | Проведение построения и испытания моделей рычагов построенных из учебного конструкторского набора. | Построение моделей рычагов. Закрепление на практике знаний. Обсуждение использования этих конструкций в жизни. |
3. | Заключительная часть | 5 мин | Подведение итогов занятия. Определение значимости, обозначение перспектив. Рефлексия.
| Совместное обсуждение проделанной работы. | Анализ значимости полученного опыта, знаний и навыков деятельности. |
3.1 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 5 мин | Получение обратной связи. Оценивание полученных знаний на занятии. Выявление удовлетворенности выполненной работы, эмоционального состояния учащихся. | Получение обратной связи от учащихся: - оценка полученных на учебном занятии знаний. Подведем небольшие итоги занятия. Я надеюсь, что мы неплохо поработали и узнали много нового. Что нового Вы узнали? С какими видами рычагов познакомились? Как эти знания пригодятся Вам в дальнейшем обучении? - оценка психоэмоционального состояния учащихся на учебном занятии (небольшой опрос учащихся в конце занятия, педагогическое наблюдение).
| Ответы на вопросы педагога. Определение вариантов применения знаний и навыков на практике. Закрепление материала.
|
Перечень развиваемых компетенций:
- коммуникативная (сочетание навыков общения и взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и его информацией, выполнение различных социальных ролей в группе и коллективе, знание культурных норм общения, этикета, воспитанность);
- критическое мышление (умение ориентироваться в потоках информации, способность анализировать, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы);
- информационная (поиск, сбор, обработка и анализ новой информации, умение фиксировать и представлять
её в наглядном и понятном виде, а также уметь передать другим без искажений и упущений с использованием разных видов медиа и технологий);
Эффективность достижения образовательных результатов:
Планируемые результаты:
Предметные:
- получат опыт использование инструкций по сборке модели механизма из деталей учебного конструктора;
- получат представление по основам физических процессов, а также практические навыки их применения.
Метапредметные:
- сформируют элементы технического и творческого мышления;
- разовьют навыки работы с информацией;
- разовьют «мягкие» компетенций.
Личностные:
- разовьют самостоятельность в решении творческих задач;
- разовьют коммуникативные навыки.
В заключительной части учебного занятия педагогом подводятся итоги работы, проводится опрос учащихся по пройденному материалу для проверки знаний полученных в ходе занятия учащихся и рефлексия.
При подведении итогов деятельности на учебном занятии педагог должен убедиться, что все основные понятия и действия усвоены. Учащиеся знают три вида рычагов, умеют находить им применение на практике. Педагог оценивает продуктивность деятельности учащихся на занятии (педагогическое наблюдение), а также указывает на типичные недостатки или неправильные действия, которые допускались учащимися (при их наличии).
Помимо достижения образовательных результатов учебного занятия, педагогу необходимо получить обратную связь от учащихся. Провести самоанализ и рефлексию детей и ответить на ряд вопросов:
- понравилось ли занятие учащимся?
- какие эмоции испытывал учащийся на занятии?
- удовлетворен ли учащийся результатом своей деятельности?
- что нужно изменить или дополнить в занятии?
Для определения уровня эмоционально-личностного реагирования педагогом проводится небольшой опрос учащихся в конце учебного занятия, а на протяжении всего времени использует метод педагогического наблюдения.
Информационные источники:
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа.
- Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике. – М.; Просвещение
- М.Ю. Бухарин, А.С. Яковлев, Основы робототехники, Издательство: БХВ-Петербург.
Интернет-источники:
- Очень большая штука - Смешарики. ПИН - код - URL: https://www.youtube.com/watch?v=MqDGgNWkMAU (дата обращения: 02.06.2024).
- "Механизмы и машины: теория и практика" - URL: https://www.21mm.ru/search/index.php?q=%D1%80%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3&s=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA(дата обращения: 02.06.2024).
- Закон рычага. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2RPuG362_mI (дата обращения 02.06.09.2024).
- Рычаги вокруг нас? Примеры и практика - URL: https://www.youtube.com/watch?v=5B0ShE0mdTA (дата обращения 01.0.2024)
- Умные шестеренки - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZDNqlXXGwdo (дата обращения 01.0.2024)
- Педагогическое сообщество «Урок» - URL:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23d9544f-a7ae-4e69-9646-90178fbfe6d1/Mechanika_Arhimeds.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-74625-1365684847.jpg)
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/02/picture-8332.jpg)
М/м презентации по теме "Скелет человека", "Живые рычаги"
Презентации могут быть использованы при изучении темы "Скелет человека" на уроках окружающего мира в 4 классе. Презентации составлены по учебнику "Окружающий мир" в 4 классе Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Ка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-149597-1353567489.jpg)
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/28/picture-215983-1469679711.png)
Равновесие. Простые механизмы.
Предлагаю ряд экспериментов, которые можно проводить с детьми как на уроках Окружающего мира, так и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-698224-1446488085.jpg)
Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник»
Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник» на базе конструктора Lego WeDo...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-428628-1408106619.jpg)
Родительское собрание – рычаг содружества семьи и школы
В данной лекции изложен материал, помогающий молодым педагогам подготовить родительское собрание....