Простейшие механизмы LEGO
рабочая программа (1 класс)
Программа и КТП кружка "Простейшие механизмы LEGO"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_prosteyshie_mehanizmy_lego.docx | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО МБОУ СОШ №6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6»
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания ШМО учителей начальной школы от «_____» ________2019 г. Руководитель ШМО _____________Г.В. Баранова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______Шарапова С.Е. | УТВЕРЖДЕНО Решением педагогического совета Протокол №9 от «30» августа 2019 г. Приказом № 194/2 от «31» августа 2019 г Директор МБОУ СОШ №6 ________________________ ___________Л.А.Кузнецова. |
Рабочая программа кружка
«Простейшие механизмы LEGO»
для обучающихся 1 класса
(срок реализации программы -1 год)
Составитель:
Куроптева Наталья Борисовна,
учитель начальных классов.
2019 г.
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа дополнительного образования «Легоконструирование» относится к технической направленности и предназначена для детей 7-11 лет. Данная программа имеет модульную структуру. Весь курс состоит из трех модулей, каждый из которых рассчитан на один учебный год. Первый модуль («Лего-кубики») адресован детям 7 - 9 лет. Второй модуль («Простые механизмы») адресован детям 8 - 10 лет. Третий модуль («Первые шаги в робототехнику») адресован детям 9 - 11 лет. Дети соответствующего возраста могут быть приняты на любой из модулей курса. Для каждого модуля программы сформулирована цель и определены задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели.
В нашей школе программа проходит в режиме апробации по первому модулю.
Актуальность
Программа курса «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Растет востребованность инженерных профессий. Данная программа позволяет детям младшего школьного возраста приобщиться к техническому творчеству и конструированию. Дети на занятиях овладевают умением решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, развитие речи. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Конструктор Лего позволяет ребенку увидеть результат своей умственной деятельности в модели, созданной своими руками. Материал по курсу «Лего-конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Робототехника позволяет обнаруживать и развивать навыки учащихся в таких направлениях, как мехатроника и программирование. В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Данная программа позволяет детскому увлечению перерасти в профессию.
Новизна
Интеграция основного и дополнительного образования при реализации новых ФГОС в начальной школе. Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Лего-конструирования с применением компьютерных технологий. Педагогическая целесообразность В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование, как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по Лего-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материальнокультурной среды обитания.
Литературное чтение, русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Технология (труд) - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил.
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Цель курса: развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Цель первого года «Лего-кубики»: развитие у детей творческих способностей, потребности в познании нового, овладении новыми умениями и компетенциями через конструирование лего-моделей.
Задачи первого модуля «Лего-кубики»
Обучающие:
∙ Обучить детей правилам безопасной работы с конструктором и правилам поведения;
∙ Обучить разным видам скрепления деталей;
∙ Обучить детей передавать форму несложного объекта деталями конструктора Лего;
∙ Ознакомить с основными принципами архитектурного строительства;
∙ Ознакомить с основными видами архитектурных сооружений;
∙ Обучить принципам конструирования прочных и устойчивых сооружений;
∙ Научить оперировать понятиями расположения в пространстве, в соответствии со схемами, чертежами, планами.
Развивающие:
∙ Развивать умения составлять план действий;
∙ Развивать навыки совместной выработки идей и командной работы;
∙ Развивать умения излагать мысли, отстаивать свою точку зрения;
∙ Развивать мелкую моторику;
∙ Развивать монологическую и диалогическую речь детей; ∙ Создать условия для развития воображения и логического мышления. Воспитательные:
∙ Воспитывать дисциплинированность и ответственность;
∙ Формировать умение доводить начатое дело до конца;
∙ Создать условия для формирования у детей навыков сотрудничества и взаимопомощи.
∙ Прививать нормы межличностного общения;
∙ Прививать навыки бережного отношения к окружающим вещам;
∙ Формировать навыки старательности и усидчивости. Цель второго модуля «Простые механизмы»: создание условий для развития инженерных, конструкторских способностей ребенка через конструирование механических моделей из конструктора Лего.
Задачи второго модуля «Простые механизмы»:
Обучающие:
∙ Ознакомить учеников с основами механики;
∙ Обучить конструированию механических конструкций;
∙ Научить учеников выполнять техническое обоснование при выполнении проектной работы.
Развивающие:
∙ Развивать навыки творческого подхода к решению задач;
∙ Развивать способности к исследовательской деятельности;
∙ Развивать техническую речь учеников и формировать тематический словарный запас;
∙ Создать условия для развития устойчивого интереса к техническому творчеству;
∙ Создать условия для развития лидерских качеств ребенка. Воспитательные:
∙ Создать условия для формирования мотивации на успех;
∙ Прививать умения взаимодействовать с партнерами и достигать компромиссных решений;
∙ Воспитывать в детях организаторские способности;
∙ Воспитывать в детях способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Цель третьего модуля «Первые шаги в робототехнику»: развитие творческих способностей, образного, технического и логического мышления детей на основе овладения навыками начального технического конструирования и программирования.
Задачи третьего модуля «Первые шаги в робототехнику»:
Обучающие задачи:
∙ Сформировать умение работать с конструктором;
∙ Обучить работе в программной среде Lego We Do;
∙ Сформировать навыки основных приемов сборки и программирования робототехнических моделей;
∙ Обучить основам механики и динамики. Развивающие задачи:
∙ Развивать конструктивное воображение детей;
∙ Развивать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании и т.д.);
∙ Развивать и активизировать речь детей;
∙ Стимулировать смекалку учащихся, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности. Воспитательные задачи:
∙ Способствовать установлению дружественных взаимоотношений в коллективе;
∙ Привить навыки работы с партнером, умения достижения компромиссов при решении спорных вопросов;
∙ Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе. Отличительные особенности курса, категория слушателей, для которых предназначена программа и сроки реализации: Данный курс соответствует требованиям к программам по внеурочной деятельности в школе и программам дополнительного образования. Методической основой курса является деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Организационно-педагогические условия
- Возраст детей
Данная программа предназначена для детей 7-11 лет.
- Срок реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения.
3.Формы и режимы занятий
Занятия проводятся в группе 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Занятия по программе не создают учебных перегрузок для детей, поскольку подобрано оптимальное соотношение между объемом учебного материала и временем, необходимым для его изучения, что способствует сохранению здоровья обучающихся. В ходе каждого занятия предполагается проведение физкультминутки. Занятия проходят в форме практических занятий, занятий- конкурсов, защиты проектов. Работа на занятии может быть организована в индивидуальной, индивидуально-групповой и групповой формах.
Основные формы и приемы работы с учащимися:
∙ Беседа;
∙ Ролевая игра;
∙ Познавательная игра;
∙ Конструирование;
Проектная деятельность.
На занятиях осваиваются следующие виды деятельности:
∙ конструирование по технологическим картам — такой вид конструирования предполагает строгое следование инструкции по шагам, подбор определенных деталей;
∙ конструирование по образцу — когда перед ребенком есть готовая модель того, что нужно построить или изображение модели;
∙ конструирование по условиям — ребенку задаются условия, которым должна соответствовать модель (например: размер домика, вид крыши и т.п.);
∙ конструирование по схеме, чертежу, плану — такой вид конструирования предполагает умение ребенка разобраться в двумерном чертеже (схеме, плане) и на его основе построить объемную модель;
∙ творческое конструирование — ребенок конструирует модель по своему замыслу.
Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Занятия по второму модулю программы предполагают заполнение рабочих карт. Дети сначала делают предположения и выдвигают гипотезы по решению предложенной задачи, затем проводят испытания созданных ими моделей, записывают результаты в рабочие карты и делают выводы. Методы организации учебно-воспитательного процесса
∙ Методы научного прогнозирования, исследования, испытания, эксперименты;
∙ Эмоциональные методы (поощрение, учебно-познавательная игра);
∙ Социальные методы (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах);
Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами освоения первого модуля курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
∙ Соблюдать дисциплину, находить общий язык с товарищами по группе, педагогом;
∙ Участвовать в совместном творческом созидательном процессе;
∙ Бережно относиться к оборудованию, используемому на занятии;
∙ Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. Личностными результатами освоения второго модуля курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
∙ Ценить и уважать труд и достижения других людей;
∙ Слушать и слышать педагога, товарищей по работе в целях достижения лучшего результата совместной творческой деятельности;
∙ Проявлять навыки взаимопомощи;
∙ Проявлять активность и организаторские способности. Личностными результатами освоения третьего модуля курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
∙ Успешно доводить начатое дело до конца;
∙ Осознавать свои трудности и преодолевать их;
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений: различать, что «хорошо», что «плохо»;
∙ Креативно решать поставленные задачи;
∙ Проявлять лидерские качества.
Метапредметными результатами освоения курса «Легоконструирование» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Освоение первого модуля программы предполагает формирование следующих УУД:
Познавательные УУД:
∙ Определять, различать и называть детали конструктора Lego System;
∙ Определять размер, форму моделей;
∙ Получать и перерабатывать информацию из схем, чертежей, планов;
∙ Различать виды архитектурных сооружений и их назначение;
∙ Различать виды транспорта, группировать их по назначению;
∙ Осуществлять контроль своей деятельности и вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
∙ Создавать планы, схемы будущих построек.
∙ Получать и перерабатывать информацию из предложенных инструкций.
Регулятивные УУД:
∙ Соблюдать в процессе деятельности правила техники безопасности;
∙ Уметь работать по предложенным инструкциям;
∙ Уметь излагать мысли в четкой логической последовательности. Коммуникативные УУД:
∙ Уметь работать в паре, в коллективе;
∙ Уметь слушать и слышать педагога;
∙ Рассказывать о постройке сверстникам и педагогу;
Освоение второго модуля программы предполагает формирование следующих УУД:
Познавательные УУД:
∙ Определять, различать и называть детали конструктора Лего Простые механизмы;
∙ Различать виды простых механизмов, знать их назначение;
∙ Уметь осуществлять учебно-исследовательскую работу;
∙ Выполнять техническое обоснование при выполнении проектной работы;
∙ Применять инженерную смекалку для решения повседневных задач. Регулятивные УУД:
∙ Уметь работать со сложными инструкциями при конструировании механических моделей;
∙ Выстраивать план действий и придерживаться его при реализации собственного творческого замысла или коллективного проекта;
∙ Уметь подбирать и анализировать специальную литературу;
∙ Осуществлять контроль своей работы и при необходимости вносить коррективы для достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД:
∙ Достигать компромиссных решений с партнерами в работе над проектом;
∙ Проявлять организаторские способности, распределять роли в работе над проектом;
∙ Контролировать действия друг друга и оказывать, при необходимости, поддержку;
∙ Защищать проектные работы перед большой аудиторией.
Освоение третьего модуля программы предполагает формирование следующих УУД:
Познавательные УУД:
∙ Определять, различать и называть детали конструктора;
∙ Различать виды простых механизмов, знать их назначение;
∙ Уметь осуществлять учебно-исследовательскую работу;
∙ Выполнять техническое обоснование при выполнении проектной работы;
∙ Применять инженерную смекалку для решения повседневных задач. Регулятивные УУД:
∙ Уметь работать со сложными инструкциями при конструировании механических моделей;
∙ Выстраивать план действий и придерживаться его при реализации собственного творческого замысла или коллективного проекта;
∙ Уметь подбирать и анализировать специальную литературу;
∙ Осуществлять контроль своей работы и при необходимости вносить коррективы для достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД:
∙ Достигать компромиссных решений с партнерами в работе над проектом;
∙ Проявлять организаторские способности, распределять роли в работе над проектом;
∙ Контролировать действия друг друга и оказывать, при необходимости, поддержку;
∙ Защищать проектные работы перед большой аудиторией.
Предметными результатами освоения первого модуля курса «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
∙ Правила техники безопасности, правила поведения на занятии;
∙ Название деталей конструктора Lego System;
∙ Виды скрепления деталей;
Уметь:
∙ Выбирать нужные детали для конструирования;
∙ Правильно скреплять детали;
∙ Передавать форму несложного объекта деталями конструктора Лего. Предметными результатами освоения второго модуля курса «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений: Знать:
Названия деталей конструктора Лего Простые механизмы;
∙ Основы механики;
∙ Принципы работы простых механизмов;
∙ Техническую терминологию.
Уметь:
∙ Конструировать модели на основе простых механизмов по инструкции, по своему замыслу
∙ Разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям; ∙ Проводить исследования, включающие в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Предметными результатами освоения третьего модуля курса «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
∙ Техническую терминологию.
Уметь:
∙ Конструировать и программировать модели на основе простых механизмов по инструкции, по своему замыслу
∙ Разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям; ∙ Проводить исследования, включающие в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ. Методы отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение. Диагностика результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лего-конструирование» Диагностика включает в себя комплексную оценку показателей результативности программы по следующим параметрам:
∙ Мотивация к знаниям;
∙ Творческая активность;
∙ Знания. Умения. Навыки;
∙ Достижения;
∙ Личностные качества. Для характеристики каждого показателя определены критерии по четырем уровням:
∙ Подготовительный;
∙ Начальный;
∙ Уровень освоения;
∙ Уровень совершенствования.
Критерии параметра «Мотивация к занятиям»
Подготовительный уровень
Неосознанный интерес, на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный.
Начальный уровень
Интерес поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связана с результативной стороной процесса.
Уровень освоения
Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация.
Уровень совершенствования
Четко выраженные потребности. Стремление заниматься серьёзно, возможно применение в будущей профессии.
Критерии параметра «Творческая активность»
Подготовительный уровень
Интерес, инициативу проявляет редко или не проявляет. Нет навыка деятельного решения проблем.
Начальный Уровень
Инициативу проявляет редко. Добросовестно выполняет задания. Проблемы решает при помощи педагога.
Уровень освоения
Проявляет инициативу. Положительный отклик на успехи свои и коллектива.
Уровень совершенствования
Вносит интересные предложения. Увлекается творческой деятельностью. Оригинальное гибкое мышление, богатое воображение, развитая интуиция.
Критерии параметра «Достижения»
Подготовительный уровень
Пассивное участие в подготовке работ к выставкам, конкурсам.
Начальный Уровень
Активное участие в работе над конкурсными моделями, проектами.
Уровень освоения
Значительные результаты, достижения на местном уровне
Уровень совершенствования
Значительные результаты, достижения на уровне района и выше.
Критерии параметра «Знания. Умения. Навыки»
Подготовительный уровень
Слабо справляется с заданием.
Начальный Уровень
С заданием справляется, но иногда допускает ошибки. Обращается за помощью к педагогу, к товарищам.
Уровень освоения
Работает самостоятельно, соблюдает требования.
Уровень совершенствования
Работает самостоятельно, быстро. Помогает другим.
Критерии параметра «Личностные качества»
Подготовительный уровень
Избегает участия в коллективной работе. Может спровоцировать конфликт, не всегда способен контролировать свое поведение. Не хватает терпения закончить работу до конца.
Начальный Уровень
Почти всегда способен довести работу до конца. Участвует в совместной работе при побуждении педагога. Старается избегать конфликтов. Оказывает помощь другим по просьбе педагога.
Уровень освоения
С желанием работает в паре, в группе. Способен на сотрудничество с партнерами по работе. Старается контролировать себя на занятиях. Периодически сам оказывает помощь товарищам.
Уровень совершенствования
Контролирует себя. Инициативен в коллективной работе. Способен контролировать работу других в совместной деятельности, оказывает помощь. Улаживает конфликты.
По итогам диагностического контроля заполняются диагностические карты с указанием уровней для каждого обучающегося по перечисленным показателям по каждому году обучения. Отследить на сколько вырос уровень конструирования и развились творческие способности детей за учебный год можно, также, в электронном альбоме группы, где собраны фотографии большинства моделей, сконструированных учениками за год.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Представление собственных моделей, проведение конкурсов работ, организация выставок лучших работ, защита проектных работ.
Оценивание творческих работ происходит по следующим критериям:
∙ Оригинальность и привлекательность созданной модели;
∙ Сложность исполнения;
∙ Дизайн конструкции;
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения
1 модуль
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
1 | Введение | |||||||||
1.ТБ. Виды деталей конструктора Лего. Способы скрепления деталей. Башня дружбы. | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
2.Прочные и устойчивые сооружения. Размеры построек. Спонтанная игра. | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
3.Лего-азбука | 2 | 1 | 1 | Беседа, викторина | ||||||
2 | Строительство и архитектура | |||||||||
1.Конструирование мебели | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
2.Творческая работа «Моя комната» | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
3.Понятие плана. Проектирование квартиры. | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
4.Строительство модели дома по изображению | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
5.Конструирование по плану. Модель «Наша дача» | 3 | 1 | 2 | Беседа, выставка работ | ||||||
6.Понятие чертежа. Модель дома по образцу и чертежу | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
7.Модель башни по чертежу | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
8.Творческая работа «Сказочный домик» | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа, выставка работ | ||||||
9.Модель многоэтажного дома по изображению и схеме | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
10. Конструирование мостов | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
11.Спортивные сооружения | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
12.Творческая работа «Парк отдыха» | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
13.Новогодняя елка | 3 | 1 | 2 | Готовая работа | ||||||
Итого | 34 часа | |||||||||
2 модуль | ||||||||||
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
2 | Строительство и архитектура | |||||||||
1. Коллективная работа «База отдыха» | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
2. Историческая часть города: башни, крепости. Конструирование по плану | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа | ||||||
3.Историческая часть города. Рыцарский замок | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа | ||||||
4.Конкурс работ «Город моей мечты» | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа | ||||||
5.Лего – турнир «Уникум» | 2 | 0 | 2 | Викторина, конкурс | ||||||
3. | 6.Композиция из Лего «Наши защитники» | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа, конкурс | |||||
7. Творческая работа «Модель дома для мамы». | 2 | 1 | 1 | Беседа, выставка творческих работ | ||||||
8.Композиция из Лего «8 Марта» | 3 | 1 | 2 | Беседа, готовая работа, викторина | ||||||
4. | Транспорт. | |||||||||
1.Виды городского транспорта | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
2. Виды городского транспорта | 2 | 0 | 2 | Викторина, конкурс | ||||||
3.Водный транспорт | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
4.Воздушный транспорт | 2 | 1 | 1 | Беседа, готовая работа | ||||||
5.Космический транспорт | 2 | 1 | 1 | Викторина, готовая работа | ||||||
6.Творческая работа «Корабль инопланетян» | 1 | 0 | 1 | Выставка творческих работ | ||||||
7.Виды транспорта | 1 | 0 | 1 | Викторина | ||||||
5 | Животные | |||||||||
1.Разнообразие животных Дикие и домашние животные. | 2 | 1 | 1 | Выставка творческих работ | ||||||
2.Древние животные. Конструирование динозавра. | 2 | 1 | 1 | Выставка творческих работ | ||||||
3.Животные нашего края. Конструирование животных по своему замыслу. | 2 | 1 | 1 | Выставка творческих работ | ||||||
4.Творческая работа « Самое удивительное животное» Конкурс работ. | 2 | 0 | 2 | Выставка творческих работ | ||||||
Итого | 41час | |||||||||
Итого за год | 75час | |||||||||
Содержание программы первого года обучения. I модуль. 1. Раздел «Введение» 1.1 Тема (2 ак.ч.) : ТБ. Виды деталей конструктора Лего. Способы скрепления деталей. Башня дружбы. Правила техники безопасности при работе с конструктором и правила поведения в классе. Практика (1 ак.ч.):Виды деталей конструктора Лего. Отработка навыка соединения деталей. Коллективная работа «Башня дружбы». 1.2.Тема (2 ак.ч.) Прочные и устойчивые сооружения. Размеры построек. Спонтанная игра. Теория (1 ак.ч.)Понятие прочности и устойчивости. Размеры построек: ширина, длина, высота. Единицы измерения. Практика (1 ак.ч.) Творческая работа на свободную тему. 1.3.Тема(2 ак.ч.) Лего-азбука Теория( 1 ак.ч.) Лего-азбука. Практика (1 ак.ч.) Конструирование букв по изображениям. 2. Раздел « Строительство и архитектура» 2.1 Тема(2 ак.ч.) Конструирование мебели. Теория (1 ак.ч.)Назначение мебели. Виды мебели. Практика (1 ак.ч.)Конструирование по изображению. 2.2.Тема (2 ак.ч.)Творческая работа «Моя комната». Теория (1 ак.ч.)Обсуждение интерьера комнаты. Обучение созданию сюжетной композиции. Практика (1 ак.ч.) Конструирование своей комнаты по замыслу. 2.3.Тема(2 ак.ч.)Понятие плана. Теория(1 ак.ч.)Проектирование квартиры. Расположение предметов в прстранстве. Обсуждение интерьера квартиры, назначения помещений. Практика (1 ак.ч.)Конструирование мебели по схемам. Развитие воображения детей. Развитие умения слушать инструкцию педагога.
Теория(1 ак.ч.) Элементы дома: фундамент, стены, окна, двери. Практика(1 ак.ч.) Развитие воображения детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепление навыков скрепления деталей. Прочность конструкции. 2.5.Тема (3 ак.ч.)Конструирование по плану. Теория 91 ак.ч.)Модель «Наша дача». Практика (2 ак.ч.)Конструирование с использованием плана. Развитие умения получать и перерабатывать информацию из чертежей, планов. 2.6.Тема(2 ак.ч.)Понятие чертежа. Теория(1 ак.ч.)Модель дома по образцу и чертежу. Вид спереди, слева, сверху. Соотнесение размеров постройки на чертеже и образце. Практика (1 ак.ч.)Конструирование объемной модели по чертежу. Индивидуальная работа. 2.7.Тема (2 ак.ч.)Модель башни по чертежу. Теория(1 ак.ч.) Модель башни по чертежу Практика (1 ак.ч.)Конструирование объемной модели по чертежу. Закрепление навыков работы с чертежом. 2.8 Тема(2 ак.ч.)Творческая работа « Сказочный домик» Практика(2 ак.ч.) Обсуждение, как выглядят домики из различных сказок. Просмотр фотоматериалов. Конструирование по своему замыслу. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Обсуждение работ 2.9.Тема(2 ак.ч) Модель дома по чертежу. Теория(1 ак.ч.)Конструирование объемной модели по чертежу. Практика(1 ак.ч.)Закрепление навыков работы с чертежом. 2.10.Тема(2 ак.ч.)Модель многоэтажного дома по изображению и схеме. Теория(1 ак.ч.) Отличие многоэтажного городского дома от загородного дома. Этажи. Балконы. Практика(1 ак.ч.)Конструирование по образцу. Коллективная работа. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. Прочность конструкции. 2.11.Тема(2 ак.ч.)Конструирование мостов. Теория(1 ак.ч.)Виды и конструкции мостов. Прочность постройки. Практика(1 ак.ч.)Конструирование моста по условию. Развитие умения слушать инструкцию педагога. Развитие фантазии и воображения детей. 2.12.Тема(2 ак.ч.)Спортивные сооружения. Теория(1 ак.ч.) Виды спортивных сооружений, их назначение. Практика(1 ак.ч.) Конструирование бассейна, катка, футбольного поля и пр. по своему замыслу. 2.13.Тема(2 ак.ч.)Творческая работа парк отдыха. Теория(1 ак.ч.)Объекты парка отдыха. Практика(1 ак.ч.)Конструирование по условию. Развитие умения слушать инструкцию педагога. Развитие фантазии и воображения детей. 2.14.Тема(2 ак.ч.) Новогодняя елка. Практика(2 ак.ч.)Конструирование модели новогодней ёлки по инструкции. Отработка навыка работы с инструкциями. II модуль. 1.Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение плана работы на второе полугодие. 2. Раздел « Строительство и архитектура» 2.15.Тема(2 ак.ч.)Коллективная работа «База отдыха». Теория(1ак.ч.) Объекты базы отдыха. Практика(1 ак.ч.) Отработка навыка конструирования по плану. Работа в команде. 2.16.Тема(3 ак.ч.)Историческая часть города: башни, крепости. Теория(1 ак.ч.) Конструирование по плану. Беседа об исторических объектах родного города. Показ демонстрационных фотоматериалов. Устойчивость и прочность сооружений. Практика(2 ак.ч.) Конструирование по образцу, плану, схеме. 2.17.Тема(3 ак.ч.) Историческая часть города. Рыцарский замок. Теория(1 ак.ч.) Беседа о старинных крепостях, кремлях разных городов. Показ демонстрационных фотоматериалов. Конструирование по чертежу. 2.18.Тема (3 ак.ч.)Конкурс работ «Город моей мечты». Практика(2 ак.ч.)Творческая работа в группах по 2-4 человека. Теория(1 ак.ч.)Обсуждение работ, выявление наиболее удачных. 2.19 Тема(2 ак.ч.)Лего-турнир «Уникум». Практика(1 ак.ч.) Отборочный этап турнира. Выполнение задания за отведенное время. Теория(1 ак.ч.)Составление рейтинга результатов участников. 2.20.Тема(3 ак.ч.) Композиция из Лего «Наши защитники» Теория (1 ак.ч.)Беседа о защитниках Отечества, о боевой технике. Практика(2 ак.ч.) Конструирование композиции. 2.21.Тема(2 ак.ч.)Модель дома для мамы. Теория(1 ак.ч.) Создание плана дома для мамы. Практика(1 ак.ч.) Конструирование дома по плану. 2.22.Тема(3 ак.ч.) Композиция из Лего «8 марта». Теория(1 ак.ч.) Международный женский день – беседа. Практика(2 ак.ч.) Конструирование по своему замыслу.
3.Раздел «Транспорт». 3.1.Тема(4 ак.ч.)Виды городского транспорта. Теория(1 ак.ч.) Беседа о видах транспорта и их назначении. Транспорт для перевозки грузов. Пассажирский транспорт. Практика(3 ак.ч.) Конструирование моделей транспорта по образцу и по замыслу. 3.2.Тема(2 ак.ч.)Водный транспорт. Теория(1 ак.ч.)Виды и назначение водного транспорта. Практика(1 ак.ч.)Конструирование по образцу, изображениям, условию. 3.3.Тема(2 ак.ч.)Воздушный транспорт. Теория(1 ак.ч.) Виды и назначение воздушного транспорта. Практика(1 ак.ч.) Конструирование по образцу, изображениям, условию. Виды военной техники. Конструирование военной техники по своему замыслу. Виды и назначение современной военной техники. Развитие фантазии и воображения детей. Конструирование моделей по своему замыслу. 3.4.Тема(3 ак.ч.)Космический транспорт. Теория(1 ак.ч.)Беседа об истории освоения космоса. Практика(2 ак.ч.)Показ демонстрационных фото- и видео-материалов. Конструирование моделей космического корабля и спутника по своему замыслу. 3.5.Тема(1 ак.ч.)Творческая работа «Корабль инопланетян» Практика (1 ак.ч.) Самостоятельное создание инопланетного корабля. 3.6.Тема(1 ак.ч.) Виды транспорта Практика(1 ак.ч.) Викторина. 4. Раздел «Животные» 4.1 Тема(2 ак.ч.)Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Теория(1 ак.ч.) Беседа о животных, местах их обитания, повадках. Показ демонстрационных фотоматериалов. Практика(1 ак.ч.) Конструирование по образцу. 4.2 Тема(2 ак.ч.)Древние животные.Конструирование динозавра. Теория(1 ак.ч.)Беседа о вымерших животных. Показ демонстрационных фотоматериалов. Практика(1 ак.ч.) Конструирование по образцу. 4.3 Тема(2 ак.ч.)Животные нашего края. Теория(1 ак.ч.)Беседа о животных, населяющих наши леса. Показ демонстрационных фотоматериалов. Практика(1 ак.ч.)Конструирование животных по своему замыслу. Самостоятельное конструирование по замыслу. Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора. 4.4 Тема(2 ак.ч.)Творческая работа «Самое удивительное животное». Практика(2 ак.ч.) Конкурс работ. Развитие фантазии и воображения детей. Самостоятельное конструирование. Представление детьми своих моделей: где обитает, чем питается, кличка и т. д. Учебно-тематическое планирование 1 год обучения 1 модуль | ||||||||||
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | ||||
1 полугодие | ||||||||||
Раздел «Введение» | ||||||||||
1 | сентябрь | 04 | 13.50 – 14.30 | 1 | ТБ. Виды деталей конструктора Лего. | Опрос учащихся | ||||
2 | сентябрь | 06 | 13.50 – 14.30 | 1 | Способы скрепления деталей. Башня дружбы. | Готовая работа | ||||
3 | сентябрь | 11 | 13.50 – 14.30 | 1 | Прочные и устойчивые сооружения. | Опрос учащихся | ||||
4 | сентябрь | 13 | 13.50 – 14.30 | 1 | Размеры построек. Спонтанная игра. | Готовая работа | ||||
5 | сентябрь | 18 | 13.50 – 14.30 | 1 | Лего-азбука | Опрос учащихся | ||||
6 | сентябрь | 20 | 13.50 – 14.30 | 1 | Лего-азбука | Опрос учащихся | ||||
Раздел « Строительство и архитектура» | ||||||||||
7 | сентябрь | 25 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование мебели | Опрос учащихся | ||||
8 | сентябрь | 27 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование мебели | Готовая работа | ||||
9 | октябрь | 02 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Моя комната» | Опрос учащихся | ||||
10 | октябрь | 04 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Моя комната» | Готовая работа | ||||
11 | октябрь | 09 | 13.50 – 14.30 | 1 | Понятие плана. Проектирование квартиры | Опрос учащихся | ||||
12 | октябрь | 11 | 13.50 – 14.30 | 1 | Понятие плана. Проектирование квартиры | Готовая работа | ||||
13 | октябрь | 16 | 13.50 – 14.30 | 1 | Строительство модели дома по изображению | Опрос учащихся | ||||
14 | октябрь | 18 | 13.50 – 14.30 | 1 | Строительство модели дома по изображению | Готовая работа | ||||
15 | октябрь | 23 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование по плану. Модель «Наша дача» | Опрос учащихся | ||||
16 | октябрь | 25 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование по плану. Модель «Наша дача» | Готовая работа | ||||
17 | октябрь | 30 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование по плану. Модель «Наша дача» | Выставка творческих работ | ||||
18 | ноябрь | 01 | 13.50 – 14.30 | 1 | Понятие чертежа. Модель дома по образцу и чертежу | Опрос учащихся | ||||
19 | ноябрь | 06 | 13.50 – 14.30 | 1 | Понятие чертежа. Модель дома по образцу и чертежу | Готовая работа | ||||
20 | ноябрь | 08 | 13.50 – 14.30 | 1 | Модель башни по чертежу | Опрос учащихся | ||||
21 | ноябрь | 13 | 13.50 – 14.30 | 1 | Модель башни по чертежу | Готовая работа | ||||
22 | ноябрь | 15 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Сказочный домик» | Опрос учащихся | ||||
23 | ноябрь | 20 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Сказочный домик» | Готовая работа | ||||
24 | ноябрь | 22 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Сказочный домик» | Выставка творческих работ | ||||
25 | ноябрь | 27 | 13.50 – 14.30 | 1 | Модель многоэтажного дома по изображению и схеме | Опрос учащихся | ||||
26 | ноябрь | 29 | 13.50 – 14.30 | 1 | Модель многоэтажного дома по изображению и схеме | Готовая работа | ||||
27 | декабрь | 04 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование мостов | Опрос учащихся | ||||
28 | декабрь | 06 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конструирование мостов | Готовая работа | ||||
29 | декабрь | 11 | 13.50 – 14.30 | 1 | Спортивные сооружения | Опрос учащихся | ||||
30 | декабрь | 13 | 13.50 – 14.30 | 1 | Спортивные сооружения | Готовая работа | ||||
31 | декабрь | 18 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Парк отдыха» | Опрос учащихся | ||||
32 | декабрь | 20 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Парк отдыха» | Готовая работа | ||||
33 | декабрь | 25 | 13.50 – 14.30 | 1 | Новогодняя елка | Готовая работа | ||||
34 | декабрь | 27 | 13.50 – 14.30 | 1 | Новогодняя елка | Выставка творческих работ | ||||
Итого 34 час | ||||||||||
II модуль | ||||||||||
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | ||||
1I полугодие | ||||||||||
Раздел « Строительство и архитектура» | ||||||||||
35 | январь | 08 | 13.50 – 14.30 | 1 | Коллективная работа «База отдыха | Опрос учащихся | ||||
36 | январь | 10 | 13.50 – 14.30 | 1 | Коллективная работа «База отдыха | Готовая работа | ||||
37 | январь | 15 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города: башни, крепости. Конструирование по плану | Опрос учащихся | ||||
38 | январь | 17 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города: башни, крепости. Конструирование по плану | Готовая работа | ||||
39 | январь | 22 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города: башни, крепости. Конструирование по плану | Готовая работа | ||||
40 | январь | 24 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города. Рыцарский замок | Опрос учащихся | ||||
41 | январь | 29 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города. Рыцарский замок | Готовая работа | ||||
42 | январь | 31 | 13.50 – 14.30 | 1 | Историческая часть города. Рыцарский замок | Готовая работа | ||||
43 | февраль | 05 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конкурс работ «Город моей мечты» | Опрос учащихся | ||||
44 | февраль | 07 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конкурс работ «Город моей мечты» | Готовая работа | ||||
45 | февраль | 12 | 13.50 – 14.30 | 1 | Конкурс работ «Город моей мечты» | Готовая работа | ||||
46 | февраль | 14 | 13.50 – 14.30 | 1 | Лего – турнир «Уникум» | викторина | ||||
47 | февраль | 19 | 13.50 – 14.30 | 1 | Лего – турнир «Уникум» | конкурс | ||||
48 | февраль | 21 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «Наши защитники» | Опрос учащихся | ||||
49 | февраль | 26 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «Наши защитники» | Готовая работа | ||||
50 | февраль | 28 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «Наши защитники» | Готовая работа | ||||
51 | март | 04 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Модель дома для мамы». | Опрос учащихся | ||||
52 | март | 06 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Модель дома для мамы». | Выставка творческих работ | ||||
53 | март | 11 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «8 Марта» | Опрос учащихся | ||||
54 | март | 13 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «8 Марта» | Готовая работа | ||||
55 | март | 18 | 13.50 – 14.30 | 1 | Композиция из Лего «8 Марта» | викторина | ||||
Раздел «Транспорт». | ||||||||||
56 | март | 20 | 13.50 – 14.30 | 1 | Виды городского транспорта | Опрос учащихся | ||||
57 | март | 25 | 13.50 – 14.30 | 1 | Виды городского транспорта | Готовая работа | ||||
58 | март | 27 | 13.50 – 14.30 | 1 | Виды городского транспорта | викторина | ||||
59 | апрель | 01 | 13.50 – 14.30 | 1 | Виды городского транспорта | конкурс | ||||
60 | апрель | 03 | 13.50 – 14.30 | 1 | Водный транспорт | Опрос учащихся | ||||
61 | апрель | 08 | 13.50 – 14.30 | 1 | Водный транспорт | Готовая работа | ||||
62 | апрель | 10 | 13.50 – 14.30 | 1 | Воздушный транспорт | Опрос учащихся | ||||
63 | апрель | 15 | 13.50 – 14.30 | 1 | Воздушный транспорт | Готовая работа | ||||
64 | апрель | 17 | 13.50 – 14.30 | 1 | Космический транспорт | Викторина | ||||
65 | апрель | 22 | 13.50 – 14.30 | 1 | Космический транспорт | Готовая работа | ||||
66 | апрель | 24 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа «Корабль инопланетян» | Выставка творческих работ | ||||
67 | апрель | 29 | 13.50 – 14.30 | 1 | Виды транспорта | викторина | ||||
Раздел «Животные» | ||||||||||
68 | май | 06 | 13.50 – 14.30 | 1 | Разнообразие животных Дикие и домашние животные. | Опрос учащихся | ||||
69 | май | 08 | 13.50 – 14.30 | 1 | Разнообразие животных Дикие и домашние животные. | Выставка творческих работ | ||||
70 | май | 13 | 13.50 – 14.30 | 1 | Древние животные. Конструирование динозавра. | Опрос учащихся | ||||
71 | май | 15 | 13.50 – 14.30 | 1 | Древние животные. Конструирование динозавра. | Выставка творческих работ | ||||
72 | май | 20 | 13.50 – 14.30 | 1 | Животные нашего края. Конструирование животных по своему замыслу. | Опрос учащихся | ||||
73 | май | 22 | 13.50 – 14.30 | 1 | Животные нашего края. Конструирование животных по своему замыслу. | Выставка творческих работ | ||||
74 | май | 27 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа « Самое удивительное животное» Конкурс работ. | Готовая работа | ||||
75 | май | 29 | 13.50 – 14.30 | 1 | Творческая работа « Самое удивительное животное» Конкурс работ. | Выставка творческих работ | ||||
Итого 41 час | ||||||||||
Итого за год 75 часов |
Методическое обеспечение программы
Учебно-методические средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия: - технологические карты, планы, схемы, изображения образцов и модели; - мультимедиаобъекты по темам курса;
2. Оборудование: - тематические наборы конструктора Лего: LegoSystem, ЛЕГО ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ, Lego WeDo. - Компьютеры с ПО Lego WeDo; - мультимедийный проектор; - демонстрационный экран;
- цифровой фотоаппарат;
Литература для педагога:
1. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
2. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология, 1991
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010
5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
6. Селезнева Г.А.. Сборник материалов для руководителей ЦРИ. Игры. ЗОУДОУ г.Москвы.- М.:2007.
7. Сборник. Программы начального образования УМК «Школа России».
Литература для учащихся:
1. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001
2. Учебное пособие к конструктору LegoSystem
3. Учебное пособие к конструктору Лего Простые механизмы (набор 9689)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Равновесие. Простые механизмы.
Предлагаю ряд экспериментов, которые можно проводить с детьми как на уроках Окружающего мира, так и во внеурочное время....
Тест "Повторение простого настоящего и простого прошедшего времени"
Данный тест содержит задания, направленные на повторение следующих тем "Present Simple Tense" и "Past Simple Tense", а также множественного числа имен существительных (исключения)....
Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник»
Изучение простейших механизмов «Рычаг» и сборка модели «Непотопляемый парусник» на базе конструктора Lego WeDo...
Изучение механизмов движения на основе конструктора Lego WeDo
В результате исследования механизмов передачи движения мы научились собирать, программировать и испытывать модели ПервоРобота, изменять поведение моделей, изобретать свои конструкции и программы и пре...
Простые механизмы. Рычаг
Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Простые механизмы. Рычаг» является частью образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательной программы «Город ...