Родительское собрание – рычаг содружества семьи и школы
статья
В данной лекции изложен материал, помогающий молодым педагогам подготовить родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание – рычаг содружества семьи и школы
Публичная лекция
План
- Просвещение родителей через родительские собрания.
- Родительское собрание – один из органов управления образовательным учреждением.
- Функции родительского собрания.
- Формы проведения родительского собрания.
- Правила проведения родительского собрания.
- Заповеди семейного воспитания через родительские собрания.
Социальные изменения, произошедшие в последние годы в образовании, и ориентация на принятие школами моделей профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако, не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало:
- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
- следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесенным из собственного детства;
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Все перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений. Нельзя забывать, что учитель вместе с родителями делает одно и очень важное дело – образование и воспитание детей. Родительское собрание сегодня, во-первых, одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи, во-вторых, родительское собрание реализует определенное законом право родителей на участие в управлении школой. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собрания (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили.
Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности, при которых главными являются интересы детей. Обсуждение необходимо строить на диагностических основаниях, которые обеспечивают объективность информации и создают предпосылки для выявления подлинных причин событий и явлений.
Таким образом, родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся начальной школы в управление образовательным учреждением. Собрания призваны ознакомить родителей с принятыми в школьном коллективе и заложенными в концепции развития образовательного учреждения ценностями и приоритетами. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают школе утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг.
Функции родительского собрания
на начальной ступени обучения.
- Информационная функция
Реализация этой функции предполагает, прежде всего, просвещение родителей по организации учебного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения, проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации).
- Просветительная функция.
Она состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (её значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация этой функции предполагает такие формы, как семинары, педагогические практикумы, конференции, «круглые столы», дискуссии участников. Целесообразными на этом этапе организации встреч с родителями являются игровые формы взаимодействия: они снимают напряжение участников. Создают предпосылки для свободных высказываний, предполагают вариативность результатов поиска решений.
- Обучающая функция.
Она состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком. Весьма значимой эта функция является для родителей первоклассников. Она предполагает: знакомство родителей со школой, знакомство с образовательной программой и ее ресурсным обеспечением; обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности школы и класса.
- Консультационная функция.
Она предполагает методические и психологические консультации. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящих экстренный, чрезвычайный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей. Для родителей младших школьников особенно важными представляются консультации психолога, которые учителю следует организовать.
- Профилактическая функция.
Эта функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровьем детей. Следует обратить внимание на необходимость бережного и очень осторожного обращения с заявлениями или всем известными затруднениями отдельных родителей. Недопустимы прямые обвинения, нотационные обращения, приказы и требования. На собрание в начальной школе следует выносить вопросы общего характера, а по отдельным проблемам необходимо работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм в видении перспективы ребенка составляют благополучную основу конструктивных контактов со всеми родителями независимо от степени успешности их детей.
- Координационная функция.
Она состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса. На этапе начального обучения эта функция проявляется в основном в координации действий участников на уровне класса.
Формы проведения родительского собрания
традиционные | нетрадиционные (диалогические) |
-лекции -беседы -вечер вопросов и ответов -встречи со специалистами | - семинары-практикумы - тренинги - деловая игра - диспуты - дискуссии - презентации - читательские конференции - семейные клубы и гостиные |
Структура традиционных родительских собраний имеет следующие элементы: объявление цели проведения, выступления, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций. Главная роль за учителем. Структура нетрадиционных собраний отмечается большим разнообразием, но объединяющим признаком при этом является большая активность родителей в процессе поиска решения проблемы. Эта форма родительских собраний мало распространена, но более желательна, прежде всего, с точки зрения продуктивности участников. Диспут, деловая игра, конференция, семинары-практикумы предусматривают высокую активность всех участников собрания.
Диспут, дискуссия, «круглый стол», предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Почему ребенок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?»
На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.
Родительское собрание в форме деловой игры предполагает следующую последовательность:
- разъяснение смысла игры;
- формирование групп участников;
- распределение игровых ролей (например: «родитель», «школьник», «учитель», «директор» или «пессимист», «оптимист», «генератор идей» и т.д.)
- постановка задач группам;
- «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы);
- предъявление результатов;
- выступление экспертов, формирование «конечного продукта» работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям;
- рефлексия участников.
Родительская конференция является формой предъявления результатов семейного воспитания. Она сводится к следующим этапам:
Этап подготовки: определение темы, формулировка вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.
Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей), работа участников по секциям с последующим обобщением информации и принятием рекомендаций.
Собрание в форме семинара-практикума проводится в три этапа:
Первый этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме.
Второй этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций.
Третий этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.
Правила проведения родительского собрания.
- Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе. Вложите в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» все сое обаяние и уважительность. Поздоровались, сделайте паузу, обведите взглядом присутствующих родителей. Произнесено только одно слово, а ведь оно таит огромный смысл «Я тебя вижу, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были мало знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Владимир Солоухин
- Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите «мама Васи Петрова». Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
- На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите персонально и обязательно всех. Найдите несколько слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее чем, кажется на первый взгляд.
- Особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема, для ее решения неплохо бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте.
- Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается, потому что пошаговые, целенаправленные действия всегда дают позитивные результаты. Здесь важно знать, с каким заданием родители справятся легко, какая работа им по силам.
- Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
- Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество.
- Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражения типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних заданий по математике», «отказался отвечать на уроке русского языка», «не смог выполнить фонетический разбор».
- Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.
- Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли ваши ожидания? С каким чувством родители уходят домой?
Однако, все эти правила можно сформулировать гораздо короче: уважайте, доверяйте, помогайте, благодарите, объясняйте, спрашивайте, учитесь.
Очень важно правильно подготовиться к родительскому собранию, продумать все нюансы.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных передач и т.д.
2. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
3. Подготовьте визитки с именами родителей особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
4. Заранее обговорите правила для участников собрания. Например:
- снимать верхнюю одежду обязательно;
- не допускать молчания при обсуждении проблемы;
- отвергая предложение, необходимо вносить встречное;
- называть друг друга по имени и отчеству.
5. Необходимо беречь время людей, приглашенных на собрание.
6. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.
7. Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский и жизненный опыт вы непременно хотите опереться.
Родительское собрание можно совместить с каким-то воспитательным мероприятием: это поможет определить положительный эмоциональный фон собрания и объединить участников.
Почему же некоторые родители уже на начальной ступени обучения своего ребенка не посещают родительские собрания?
Большой ошибкой учителей является одна и также форма проведения родительских собраний: «отчитывание» «провинившихся» учащихся и их родителей, сбор денег на разные нужды, выяснение отношений между родителями, чьи дети обижают друг друга. Большой ошибкой учителей является обращение на собрании к болезненным проблемам и сложным для родителей и детей ситуациям. Такая практика порочна и недопустима. Говорить нужно о проблеме, а не о личностях. При этом очень важно отмечать успехи и резервы и быть оптимистичным в прогнозах в отношении перспективы ребенка.
Весьма целесообразно в качестве логического итога родительского собрания вручать родителям рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, которые они обычно с большой благодарностью принимают.
Нельзя затягивать родительские собрания, ошибочно считая, что чем дольше, тем лучше. И то, что присутствующие не протестуют, вовсе не означает, что они готовы заседать до утра. Учителю необходимо следить за регламентом и укладываться в 1ч-1,5ч.
Таким образом, процесс подготовки к родительскому собранию и его проведение – это творческий поиск, основанный на признании прав родителей на участие в диалоге, на перспективной устремленности упреждающем характере планируемых действий, на психологической комфортности участников. И сколько бы таких собраний не провел классный руководитель в своей жизни, каждое новое – это экзамен на профессионализм и понимание глубинного смысла учительской профессии.
3. Любовь родителя | 1. Вера в успех | |
Желание учиться | ||
4. Приучение к режиму | 2. Положительные установки | |
5. Выполнение установленных правил |
1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается эта буква», «Это какие же надо иметь умелые пальчики, чтобы сделать такую поделку.
2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Необходимо наоборот помочь ребенку поверить в свои силы:
«Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не разу научился делать это хорошо», «Я знаю, что ты стараешься, и очень скоро у тебя все получится».
3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Прижать, обнять, погладить, поцеловать, теплый взгляд, доброе слово «Как хорошо, что ты у меня есть.».
4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.
5. Школьные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, не только ребенок должен знать, но и безукоризненно выполнять.
Наказание | Слово, убеждение | |
Методы воспитания | ||
Одобрение, осуждение | Создание воспитывающих ситуаций | |
Пример взрослых |
Монолог, а не диалог | |||
Унижение достоинства | Окрики, раздраженный тон | ||
Наши ошибки | |||
Вымогание, обещания | Назидания в присутствии товарищей | ||
Безапелляционность (делай так – и точка!) |
Заповеди семейного воспитания.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Никогда не приказывайте по прихоти.
- Никогда не принимайте решения в одиночку.
- Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
- Разговаривая – воспитывайте.
- Не допускайте излишеств в подарках.
- Во всем нужно действовать собственным примером.
- Все делайте сообща.
1 скл. | 2скл. | 3скл. | |
Р.п. | и | и | |
Д.п. | е | и | |
П.п. | е | е | и |
Единственное число | Множественное число | Надо писать |
Кузнечик Сыночек | Кузнечики Сыночки | Кузнечик Сыночек |
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Предлоги |
Именительный | Есть | Кто? Что? | |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | Без, у, от, до, с, из, около, возле, подле |
Дательный | Дать | Кому? Чему? | К, по |
Винительный | Вижу | Кого? Чего? | На, за, под, в, через, про |
Творительный | Доволен | Кем? Чем? | Над, за, под, перед, с, между |
Предложный | Говорить | О ком? О чем? | В, о, об, на, при |
Морфологический разбор
Существительное | Собственное или нарицательное, одушевленное, неодушевленное, род, склонение, употреблено в форме…падежа…числа. |
Глагол | Возвратный, невозвратный, инфинитив, спряжение, число, время, лицо, род |
Прилагательное | Употреблено в форме… падежа, числа, рода (в ед.ч.) |
Числительное | Количественное, порядковое, употреблено в форме… падежа… числа… рода. |
Наречие | Значение |
Местоимение | Лицо (для личных) употреблено в форме… адежа… числа… рода. |
Предлоги | К какому существительному (местоимению) относится, с каким падежом употреблено. |
Союзы | Простой или составной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы
•Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца.••Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха....
Презентация родительского собрания на тему: "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка"
Презентация...
Родительское собрание Тема: Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
Задачи:· показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка;· р...
Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы
доклад на педагогический совет...
Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы
В данной презентации раскрывается значение родительского собрания в процессе воспитания и обучения учащихся младших классов...
Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....
Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...