Отчет по самообразованию "Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
методическая разработка
Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интелекта дошкольников играет математика. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные дидактические игры математического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_sam._kukushkina.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
отчет по самообразованию
Тема: «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
(2023 – 2024 учебный год)
Выполнила: воспитатель, Кукушкина С.В.
Срок реализации: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
- Введение
Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика. Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные игры, задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи – шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т д. В дидактических играх закрепляются ранее полученные знаний , формируются новые, дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений, развитию умений, навыков.
Цель
Повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
- Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Создать картотеку дидактических игр математического содержания.
- Основная часть
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
За 2023 – 2024 учебный год реализованы следующие задачи.
- Повышен собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
- Организована совместная деятельность взрослого с детьми.
- Пополнен дидактическими играми уголок «Учимся играя».
- Пополнена картотека дидактических игр математического содержания.
- Была проведена работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.
- Воспитание у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике.
Проведена следующая совместная деятельность взрослого с детьми:
- пополнение уголка «Учимся играя»;
- реализованы такие дидактические игры (Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Умный паровозик», Геометрическое лото, игры на ориентировку в пространстве и времени);
- организация дидактических игр математического содержания;
- конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».
Проведена следующая работа с родителями:
- - анкетирование «Математика вокруг нас»;
- - консультация для родителей «Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти»;
- - папка-передвижка «Развиваем математические способности»;
- - консультация «Математика в детском саду»;
- - папка-передвижка «Организация математических игр дома».
Проведена следующая работа с коллегами:
- Презентация для педагогов «Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме»;
- консультация «Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- мастер-класс для педагогов «Организация математических игр во время режимных моментов»;
- презентация для педагогов «Веселый счет».
Перспективы на следующий год
- Продолжить работу по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания» (согласно возрастной группе).
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
- Изучить новинки методической литературы.
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.
- Обновить картотеку дидактических игр для родителей.
- Заключение.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
- Список литературы.
- В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.
- Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;
- Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред.Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;
- З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
- Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
- Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры с учетом ФГОС
консультация для воспитателей...
Опыт работы «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Опыт работы...
Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, с...