Мастер-класс "Очарование коротких строк. Пишем хайку"
проект
Этот мастер-класс подойдёт для любой педагогической аудитории. Из него вы узнаете об истории возникновении хайку, основных представителях этого жанра, ознакомитесь с особенностями создания хайку. В приложении сможете ознакомиться с хайку японских мастеров и выбрать тему для своего хайку. Хайку - это краткая, но ёмкая форма высказывания поэтической мысли. И это не застывшее в веках искусство, хайку является востребованной формой выражения творческой активности, помогает сохранить душевное равновесие и спокойствие человеку, овладевшему даже азами этого искусства. А также служит отличной гимнастикой для ума, остаётся очень популярным жанром поэзии в Японии и по сей день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Это произошло 30 мая 2024 года от рождества Плотника душ человеческих в городе Санкт – Петербурге почти что на берегу реки Фонтанка, в доме номер 11 по улице Ломоносова собралась замечательная компания, чтобы поговорить о ПОЭЗИИ.
Так как до них это делали и другие, то обратим свои устремления в космос и узнаем, что думали и говорили об этом предмете их предшественники.
«Поэтический образ – это всегда трансляция смысла»
Фредерико Гарсиа Лорка
«Поэзия и искусство – это особая форма не только выражения, но и познания» Ян Райнис
«Между учёным и поэтом простирается зелёный луг: перейдёт его учёный – станет мудрецом, перейдёт его поэт – станет пророком»
Халиль Джебран Джебран (выдающийся арабский философ и писатель XX века)
«Поэзия – это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря».
Он же, Халиль Джебран Джебран
Здравствуйте, уважаемые участники мастер – класса! Меня зовут Ирина Клочкина, мой творческий псевдоним Ирина Илатовская. Фамилия мужа не так благозвучна, как моя девичья, поэтому я и оставила её в качестве псевдонима.
Так кто этот человек, взявший на себя смелость научить других.
Когда – то давно родители запретили мне поступать на филфак, вместо этого они отправились вместе со мной, чтобы отдать мои документы на педагогический факультет университета в родном городе. Так увлечение литературой станет моим хобби, а не профессиональным видом деятельности. Стихи я пишу давно и имею в этом, на мой взгляд, некоторые скромные успехи. Мои стихи есть в поэтических альманахах, сборниках современной поэзии.
На поэтическом портале «Поэмбук» трижды занимала призовые места в различных конкурсах, два конкурса организовала сама, так же в двух конкурсах была в составе жюри, несколько моих стихов отмечены особыми наградами этого поэтического портала.
Весной этого года прошла обучение в поэтической мастерской Дмитрия Воденникова «Пишем на крыше». Это был очень интересный опыт.
Прочту с вашего позволения одно небольшое своё произведение, предваряющее наш последующий разговор
Прекрасны древние седые Сиракузы,
И курит Этна двадцать первый век.
В Эгейском море – те же всё медузы,
И, как ни странно, тот же человек.
Он где – то между Сциллой и Харибдой, и узок
Путь его, и сдавлен грузом вех.
Всё тех же помыслов и чаяний обуза,
Ты – сицилиец, римлянин иль грек.
Итак, вопрос, что такое поэзия?
Можно обратиться к залу.
Поэзия – искусство слова в собственном смысле. Возникает вначале в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой основных жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма – эпические поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики.
Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художественной прозы в Новое время, была уникальным инструментом превращения слова в искусство. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфическую природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание – не просто сообщение или теоретическое суждение, а некое самобытное словесное «деяние».
Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках, замечает, что это двустишие само хочет проявиться как действие. Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а СОЗДАЁТ поэтический, художественный факт, или шире – поэтический мир.
Вот, что такое поэзия, друзья. Это способность находить в событиях вокруг, мире: частном или в огромной вселенной, посреди обыденных дел, искры, всполохи подлинного чувства.
Мы с вами ставим сегодня перед собой (амбициозную) дерзновенную задачу: написать стихи по итогу мастер-класса.
Я не рискну предложить вам, уважаемые участники, написать
сонет или элегию. Потому что, писать в силлабо-тонической системе на русском языке – крайне непростая задача, овладеть средствами художественной выразительности за 25 минут, отведённых нам с вами невозможно, оставим эту дерзновенную затею на следующий раз и обратим наши взгляды на восток, где мастера японской поэзии создали хайку – краткое, но ёмкое поэтическое высказывание.
- История возникновения хайку
Хайку возникла как эволюция другой поэтической формы - хокку. Хокку было популярным жанром в Японии, а затем превратилось в хайку, более короткую и сосредоточенную форму. Хайку стала известной благодаря японским поэтам, таким как Мацуо Басё, Кобаяси Исса и Масаока Шики.
2. Знаковые представители хайку:
- Мацуо Басё (1644-1694) считается одним из величайших японских поэтов. Его хайку известны своей простотой и глубиной.
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен... Недвижно
Стою в забытьи.
Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?
Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде.
- Кобаяси Исса (1763-1827) известен своими эмоциональными и наблюдательными стихами о природе и повседневной жизни.
Ах, не топчи траву!
Там светлячки сияли
Вчера ночной порой.
По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.
- Масаока Шики (1867-1902) внёс значительный вклад в развитие хайку, внедрив новые темы и стили.
Устали глаза
любоваться цветением розы —
больной, я выбрался в сад…
У тропки вижу
землянику — и мимо спешу:
вечер уж близок.
Только два лепестка
опало — и как изменилась
форма пиона!..
3. Особенности написания хайку:
Хайку состоит из трех строк, содержащих 5, 7 и 5 слогов соответственно. Оно часто описывает природу или моменты из повседневной жизни, стремясь передать эмоции и восприятие автора.
Мацуо Басё советовал так браться за написание хайку:
- начать с проникновения во внутреннюю жизнь предмета или явления,
- после этого – перенести своё внутреннее состояние на бумагу.
Если сделать это просто и немногословно – это и будет хорошим хайку.
4. Написание хайку
Дорогие друзья, я предлагаю ознакомиться с материалами, которые мы для вас подготовили. В них ещё больше примеров хайку от мастеров этого поэтического жанра. И попробовать самим почувствовать магию коротких строк, заключив в поэтическую форму какую – то красоту момента, подмеченного вами прежде в природе, в бытовой жизни или поразмышлять о вечных ценностях, или об изменчивом и постоянно текущем.
В раздаточном материале есть и белый как лотос (рисовое тесто, снежная вершина горы Фудзи, или начинка печенья Орэо – выбирайте, что вам ближе) лист бумаги, он - к вашим услугам.
Если хотите получить вектор направления мысли, пожалуйста, вот несколько примерных тем для вашего хайку:
- весенний рассвет
- падающие листья осени
- тишина горной вершины
- звёздное небо ночью
- шелест волн на пляже
Или такие темы:
- вдохновение в классе
- рост и познание
- учительская мудрость
- путь знаний
- умиротворение летних каникул
Уважаемые участники, готов ли кто-то поделиться своим хайку, зачитать? Если вы сами не готовы зачитывать своё произведение, можно отсканировать QR – код из раздаточных материалов и откроется чат беседы в Телеграмм-канале, можно туда отправить ваше произведение, я зачитаю.
Подводя итог нашей встречи, хочется сердечно поблагодарить всех собравшихся, - без вас не было бы сегодня нашего праздника поэзии. Я надеюсь, что этот мастер-класс будет вам полезен. В самой Японии хайку очень распространено, это не мёртвое искусство древности, это современный инструмент самопознания и развития, обретения душевного равновесия и незаменимый тренажёр интеллекта.
Раздаточный материал:
Мацуо Басё
На голой ветке
Ворон сидит одиноко…
Осенний вечер!
"Осень уже пришла!"-
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
Все волнения, всю печаль
Своего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.
Какою свежестью веет
От этой дыни в каплях росы,
С налипшей влажной землёю!
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с старым другом своим,-
Какая награда путнику!
Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк.
Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке...
Это ее душа.
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Вот все, чем богат я!
Легкая, словно жизнь моя,
Тыква-горлянка. Кувшин для хранения зерна.
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.
Одеяло для одного.
И ледяная, черная
Зимняя ночь... О, печаль! Поэт Рика скорбит о своей жене.
Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега...
И вдруг - глициний цветы!
Там, куда улетает
Крик предрассветный кукушки,
Что там? - Далекий остров.
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь на пролет. В хижине, крытой тростником
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...
Кобаяси Исса
В темном лесу
звезды светят как свечи -
молчание ночи.
Эй, кукушка,
не стукнись, смотри, головою
об месяца серп.
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
«Дайте-дайте» —
Плача, ручки тянет дитя
К светлой луне.
Порхают бабочки.
Я же по миру влачусь,
Словно пыль по дороге.
За старца глухого
Меня принимает комар -
Звенит у самого уха.
Ночью под снегом
Спят, прижавшись друг к другу,
Горы Синано.
Масаоко Шики
Спит человек,
а светлячок летает
под москитной сеткой…
Родные края.
Если б мама жила здесь нынче!
Моти в лотосовом листе…
Моти (яп. 餅) — японский вид рисового теста.
Рисую розу —
цветок рисовать легко,
а листья трудно…
Протопал малыш
по зелени вешнего луга —
пятки мелькают…
Неожиданный гром —
от испуга и удивленья
поднялся с ложа…
Купил и принес
новую зимнюю шапку —
да что-то в ней не то…
Короткая ночь.
Слышу — будто бы под подушкой
грохочет поезд…
Глициний цветы.
Ведь совсем уж скоро начнутся
затяжные ливни…
Примерные темы хайку:
- весенний рассвет
- падающие листья осени
- тишина горной вершины
- звёздное небо ночью
- шелест волн на пляже
Или такие:
- вдохновение в классе
- рост и познание
- учительская мудрость
- путь знаний
- умиротворение летних каникул
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что скрыто между строк
Мастер-класс по литературному чтению позволяет познакомить с творческим наследием японской культуры. Знакомит с формированием умения анализировать различные произведения искусства, способствует эмоцио...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Урок литературного чтения в 4 классе "Японские хокку. Что скрыто между строк"
Урок по системе Л.В.Занкова проводится с целью ознакомления обучающихся с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формирования понятия "японские хокку", представлени...
"Рабочая строка" 1 класс
Цели деятельности педагога: познакомить с понятием рабочей строки, научить писать верхние и нижние полуовалы на рабочей строке; способствовать развития мелкой моторики, глазомера; воспитывать положите...
с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство
Тема: «Знакомство с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство.» Тип урока: открытие нового знания;Цели: -познакомить учащ...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...
Урок обучения грамоте. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Урок обучения грамоте в 1 классе " Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки" ....