Что скрыто между строк
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Мастер-класс по литературному чтению позволяет познакомить с творческим наследием японской культуры. Знакомит с формированием умения анализировать различные произведения искусства, способствует эмоциональному восприятию произведений искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Master_klass_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по литературному чтению
4 класс
Тема: Что скрыто между строк
Цель:
1. Ознакомление с творческим наследием японской литературы и живописи.
2. Обучение видеть все существенные детали изображаемого.
3. Формирование умения анализировать разные произведения искусства, способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства, развивать чувства прекрасного.
4. Формирование коммуникативных качеств, связанных с необходимостью преобразовывать и передавать информацию.
5. Развитие когнитивных качеств: умение чувствовать окружающий мир.
1. Организационный момент.
- О – хаё! Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на моём мастер - классе, тема, которого «Что скрыто между строк». Я хочу показать разные приёмы и методы работы с различными произведениями искусства.
2. Подготовка к восприятию, сообщение темы.
(флаг Японии)
а)
- Разгадайте секрет этого рисунка? Что на нём?
- Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную загадочную страну восходящего солнца Японию.
б)
- Прочитайте стихи.
Тсс… Хоть на миг Первый снег.
Замолчите, сверчки луговые, Я бы насыпал его на поднос,
Начинается дождь. Всё бы глядел да глядел.
Кобаяси Исса Кикаку
- Кто знает, как называются такие стихи? (хокку)
- Что такое хокку? Прочитайте в словаре.
(особое искусство сказать многое в немногих словах, создать поэтическую картину одним – двумя штрихами)
- Какова тема этих хокку?
в)
- Весь наш план урока можно выразить словами японского поэта Татибана Акэми.
Как хорошо,
Когда на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин.
- Чем мы будем заниматься?
- Я предлагаю вам постараться понять, почему японские стихи, странные, необычные, вызывали и до сих пор вызывают неподдельный интерес у европейцев?
Как говорил И.Гёте «Кто хочет понять поэта. Должен идти в страну поэта». Отправляемся в Японию
3. Знакомство с новой темой.
а)
- Что вы знаете о Японии?
Культура Японии для нас во многом удивительна. Японцы во всем стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Именно им принадлежит искусство выращивания карликовых деревьев – бонсай.
Японцы выработали умение создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку – икебана.
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенных определённым образом бумаги – оригами.
Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держаться в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад.
Многие едут в Японию лишь для того, чтобы полюбоваться на Сад камней. В саду камней вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно весь сад – это 15 камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется в полном беспорядке. Созерцание каменного пейзажа действует на людей умиротворяющее. Почему? Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них не смотри, камней всегда будет 14, последний пятнадцатый остается скрытым.
- В чем философский смысл сада камней?
(Сколько бы человек не постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное).
б) Чтение первого хокку.
- Представьте себе, что мы находимся во дворе японского дома. На пороге сидят два японца и ведут беседу. Старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своем ночном впечатлении.
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен!
- Что вы представили, читая это произведение?
- Какое настроение вы почувствовали? Выберите из словаря настроений.
- Почему автор говорит о лунной ночи как о празднике?
- Автор воспринимает лунную ночь как картину волшебного преображения всей природы в результате того, что взошла луна. В лунном свете все кажется более ярким, нарядным, праздничным. На этот праздник приглашены цветы, деревья, даже маленький кустик – желанный гость.
- Прочитайте еще раз.
в) Чтение второго хокку.
- Мы снова возвращаемся в японский дворик. Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку.
Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.
- Назовите основную мысль этого хокку. (бережное отношение к природе)
г) Сравнение хокку.
- Какое восприятие мира вам кажется более поэтичным?
- Картины, изображенные и в первом и во втором хокку поэтичны. Но во втором хокку лирический герой начинает выражать свое восприятие мира более буднично: «Ах, не топчи траву!». Но причина, по которой нельзя топтать траву очень глубокая. Герой предлагает не просто любоваться природой, но и беречь и сохранять красоту этой природы.
- Есть ли в хокку недоговоренность?
- Автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает.
Прочитайте хокку, передавая чувства лирического героя. (выразительное чтение)
4. Творческая работа.
- А вы как думаете, сложно ли писать хокку? Почему?
- Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Писатель Ихара Сайку в течении одного дня написал 20000 хокку. Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками. Японцы бережно относятся к словам, не бросаются ими.
- Давайте прочитаем правила написания хокку.
1. Хокку должно состоять из трёх строк. Это правило нарушать нельзя.
2. В трёх строках должно быть 17 слогов: 5 – 7 – 5. Это правило можно смело нарушать. Разные языки требуют разного употребления.
3. Хокку не должно звучать сквозным законченным предложением. Это всегда предложение – и обрывок, кусочек.
Две первые строки – фраза, третья – обрывок; или первая – словосочетание, а вторая и третья – фраза.
- Сейчас попробуйте стать авторами. Сочините своё хокку по первой строке.
- Тишина кругом
- Ей только девять дней
- По горной тропинке иду
- Зачитайте получившиеся произведения.
- Давайте прочитаем, какие хокку написал японский поэт Басё.
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.
Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна пришла.
По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.
- Почему стало легко герою 3 хокку?
5. Анализ ксилографии японского художника Утагава Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».
- А сейчас мы с вами отправимся на международную выставку «Необычный взгляд на мир» и рассмотрим ксилографию японского художника Утагавы Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Хиросиге знал и любил хокку. Он создал много работ по мотивам японских трёхстиший.
- Что такое ксилография? Найдите объяснение в словаре.
- Ксилография (греч. ксилон – дерево) – изображение, отпечатанное с деревянных досок.
- Вам нравится ксилография?
- Какое настроение она у вас вызывает?
- Что привлекает ваше внимание?
- Рассмотрим ксилографию через 3 разные призмы.
- через впечатление зимнего холода;
- впечатление пустынности и бесприютности;
- впечатление беззащитности красоты.
- Глядя на ксилографию, появилось ощущение зимнего холода? Что помогает это почувствовать? (видим изображение снега)
- Прочитайте в словаре определение слова «бесприютность»?
- Появилось у вас впечатление пустынности и бесприютности? Это сложный вопрос.
(внешний признак пустынности – стоит боком с внутренним состоянием – бесприютности)
- Благодаря чему это создаёт художник?
(холодные краски, голубой цвет, вертикальное изображение, небо и вода сливаются в холодную гамму голубого цвета)
- Есть ли впечатление беззащитности красоты?
- Смысл изображаемого держится на приеме контраста. Впечатление беззащитности появляется благодаря разным контрастам. Найдите их.
(крупная птица, узкое пространство вертикального листа, которое зажимает, вытесняет ее)
- А как сама зимняя природа относится к уточке?
(равнодушно и безжалостно к жизни такого красивого существа)
- Обратите внимание на название ксилографии. Впечатление беззащитности и красоты усиливается еще благодаря чему?
(благодаря сломанному и погнутому тростнику, засыпанному снегом)
- Утагава Хиросиге был современником Кобаяси Иссы и Александра Пушкина, т.е. жил в первой половине 19 века. Хиросиге знал и любил хокку. Он создал много работ по мотивам японских трёхстиший.
- Что вам напоминают сухие стебли тростника? (иероглифы)
- Для японского художника все в жизни взаимосвязано: жизнь культуры (иероглифы) и жизнь природы (тростник) переплетаются в едином изображении.
- Три вертикальные строки иероглифов в левой части работы – это текст хокку.
- Прочитайте перевод этого хокку.
«Дикая уточка кричит. Когда ветер дышит, поверхность воды покрывается рябью…»
- Объясните, как вы понимаете смысл этого хокку.
(беззащитность птицы от явлений природы)
- Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителей Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины – точки равновесия и покоя.
- Обратите внимание на две красные печати в правом нижнем углу. Что вы видите не них?
- В квадратике изображены олень и лошадка (вид сзади). Каждая фигурка отдельно символизирует счастье. Обе вместе обозначают «Бака» - простой, глупый.
Если художник ставил такую печать на свою работу, он тем самым хотел сказать:
«Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!»
В этой фразе художник выразил своё мироощущение.
- В чем заключается счастье для вас?
6.Итог.
- Давайте вспомним вопрос, на который нам надо ответить, почему японские стихи, странные, необычные, вызывали и до сих пор вызывают неподдельный интерес у европейцев?
7. Рефлексия.
Старинная японская мудрость говорит:
Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое - и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Какие главные слова этой мудрости?
Я желаю вам уметь всматриваться в своих учеников и видеть в них неожиданное, красивое, сложное и великое. Гокурасама. Спасибо за помощь. И на память хочу вам подарить иероглифы, которые обозначают счастье и благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная справка для родителей "О скрытой детской манипуляции"
В данной информационной справке говорится о скрытой детской "манипуляции". Родителям предлагаются несколько советов как вовремя выявить детскую манипуляцию не навредив ребенку....
Урок литературного чтения в 4 классе "Японские хокку. Что скрыто между строк"
Урок по системе Л.В.Занкова проводится с целью ознакомления обучающихся с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формирования понятия "японские хокку", представлени...
Презентация "Скрытые опасности для пешехода"
Презентация "Скрытые опасности для пешехода"...
«ЯПОНСКИЕ ХОККУ. ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК»
Познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие "японские хокку"; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и ...
с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство
Тема: «Знакомство с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство.» Тип урока: открытие нового знания;Цели: -познакомить учащ...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...
Урок обучения грамоте. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Урок обучения грамоте в 1 классе " Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки" ....