Особенности работы с детьми с ОВЗ
статья

Овсянкина Ольга Владимировна

Как любая педагогика, олигофренопедагогика состоит из нескольких тесно связанных между собой частей: дидактики - теории обучения, теории воспитания, школоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ОВЗ

        Как любая педагогика, олигофренопедагогика состоит из нескольких тесно связанных между собой частей: дидактики - теории обучения, теории воспитания, школоведения.

        Дидактика включает проблемы обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии, т. е. тех, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Именно поэтому для таких лиц необходимо создавать специальные условия, направленные на коррекцию присущих им недостатков, на продвижение в общем развитии и социализации. Дидактика решает следующие задачи: Кого и зачем учить? Чему учить? Как учить? В каких организационных формах должен осуществляться процесс обучения?

        Теория обучения (дидактика) в дефектологии строится на принципах дидактики общеобразовательной школы, но с учётом всех специфических особенностей специальной школы. Одной из основных особенностей является сам предмет олигофренопедагогики - ребёнок с отклонениями в психофизическом развитии.

        Существенная сторона процесса обучения в специальной школе - мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.

        Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее лёгкой степенью умственной отсталости - дебильностью.

        Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей психической деятельности и особенно мышления. Дети-олигофрены в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен.

        Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом Марией Семёновной Певзнер. Исходя из патогенеза она выделяет 4 формы олигофрении.

1. Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным), относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований.

        Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчётливо проявляется при необходимости причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

        Инертность и тугоподвижность мышления играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении данной формы. Ряд коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на преодоление инертности должен сыграть исключительную роль в стимуляции таких детей.

        2. От основной формы олигофрении заметно отличается олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Это быстровозбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

        В процессе обучения детей с преобладающим возбуждением выявляются трудности, возникающие за счёт плохой фиксации детей на предлагаемом задании.

        В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приёмы, направленные на организацию и упорядочение деятельности. Крайне важно выработать у ребёнка заинтересованность и положительное отношение к деятельности. Для этого широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным условием правильной организации деятельности ребёнка является совместная деятельность. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать инструкцию в расчленённом (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребёнка) как фактор, организующий учебную деятельность.

        Специфическими чертами детей-олигофренов с преобладающим торможением являются вялость, медлительность, заторможенность моторики, познавательной деятельности, поведения в целом. Работая с такими детьми целесообразно использовать приёмы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справится, стимулировать деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

        3. Среди детей-олигофренов, обучающихся в специальной школе, есть дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. Жесты, символы.

        Имеются и такие формы олигофрении, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне сложной, ибо складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Коррекционная работа с этими детьми должна вестись в плане развития у них главным образом пространственных представлений и понятий. Покажите правую руку. Похлопайте правой рукой по правой ноге... Что у нас справа? Слева? В верхнем правом углу?..

4. Последнюю группу составляют дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности.

        При исследовании выявляется грубое своеобразное нарушение моторики - движения неуклюжи. Так, при полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно.

         У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стойких мотивов. При полной сохранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к подражанию речи взрослых ("резонёрство").

        Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми коррекционного класса

«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными  или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...

Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...

Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Работа  с детьми  должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу  психолого-педагогических методов...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...