Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Леоненко Ольга Васильевна

Рабочая программа «Финансовая грамотность»

составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако-Москва» 2020 год.

Программа «Финансовая грамотность» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Задачи программы:

  1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
  2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
  4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
  5. Развивать культуру экономического мышления.
  6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Финансовая грамотность»

составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако-Москва» 2020 год.

Программа «Финансовая грамотность» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Задачи программы:

  1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
  2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
  4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
  5. Развивать культуру экономического мышления.
  6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
  • разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчетов.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.

1 год обучения

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком.

Тема 2. Что такое деньги?

Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое деньги?», автор Петр Кошель.

Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами.

Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.

Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией.

Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, игра.

Тема 5. Свойства драгоценных металлов.

Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Появление первых монет.

История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Форма организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, проект Газета.

Тема 7. Первые монеты разных государств.

Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 8. Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»

Интерактивная викторина, направленная на закрепление и обобщение полученных ранее знаний о деньгах и истории их возникновения.

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)

Тема 1. Устройство монеты.

Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование.

Тема 2. Изобретение бумажных денег.

Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это связано. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 3. Защита монет и бумажных денег от подделок.

Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. И почему подделки иногда бывают лучше оригинала. Форма организации: беседа, практикум.

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)

Тема 1. Древнерусские товарные деньги.

Знакомство с древнерусскими товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Клады. «Меховые деньги».

Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название меховой денежной системы. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 3. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка». Форма организация: беседа, чтение рассказа «Русский рубль», автор Петр Кошель, решение кроссворда.

Тема 4. Первые русские монеты.

Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Форма организации: беседа, информационный проект «Путешествие Копеечки».

Тема 5. Пословицы и поговорки про деньги.

Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость, лаконичный жизненный совет о том, как принимать решения (в том числе финансовые), какие правила могут стать основой культуры каждого человека и семьи, культуры финансового поведения. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам, впоследствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям. Форма организации: коллективный творческий проект «Картотека: Пословицы и поговорки о деньгах».

Тема 7. Дизайн купюры сказочной страны.

Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)

Тема 1. Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, решение ребусов.

Тема 2. Современные деньги России.

Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. Интересные факты. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Появление безналичных денег.

Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Тема 4. Банк. Функции банкоматов.

Банк, банкомат, банковская карта. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель.

Тема 5. Наличные, безналичные и электронные деньги.

Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль денег? Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.

2 год обучения

Раздел 1. Откуда в семье деньги (12 ч)

Тема 1. Откуда в семье деньги? Клады, лотереи, наследство.

Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Форма организации: беседа, практические задания.

Тема 2. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье».

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование «Основные доходы в семье».

Тема 3. Пенсии, пособия, стипендии.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 4. Аренда и проценты в банке, кредиты.

Кто такой собственник, и как он получает арендную плату и проценты.  Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия получения. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Тема 5. Инсценировка сказки «Заработанный рубль».

Просмотр грузинской видео-сказки «Заработанный рубль», ее инсценировка.

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)

Тема 1. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Форма организации: просмотр видеофрагмента, обсуждение, сюжетно-ролевая игра.

Тема 3. Цена вредных привычек в семейном бюджете.

Подсчет расходов семьи на «вредные привычки», анализ, определение и оценка вариантов повышения личного и семейного доходов. Форма организации: беседа, деловая игра «Семейный бюджет».

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)

Тема 1. Расходы и доходы. Считаем деньги.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические задания.

Тема 2. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Форма организации: беседа, сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами, практические задания.

Тема 3. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».

Что такое управление деньгами. Советы. Форма организации: беседа, игра «Распредели семейный бюджет», практические задания.

Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)

Тема 1. Что такое сбережения?

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические задания.

Тема 2. Куда и как откладывать деньги?

Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Коллекционирование. Форма организации: беседа, просмотр видеофрагмента.

Тема 3. Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».

Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал. Форма организации: беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну Капиталию».

Тема 4. Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».

3 год обучения

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч)

Тема 1. Откуда деньги в семье?

Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.

Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 3. Основной источник дохода современного человека.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 7. Денежный займ.

При нехватке денег их можно взять взаймы.

Тема 8. Имущество. Аренда.

Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.

Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.

Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма организации: беседа, игра.

Тема 10. Мошенничество.

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества. Просмотр видеосюжета

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)

Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.

Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.

Тема 4. Сбережения.

Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации: Игра

Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации: беседа.

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)

 

Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.

Тема 2. Учет доходов и расходов.

Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.

Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами.Форма организации: просмотр видеосюжета, огбсуждение.

Тема 4. Способы экономии.

Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.

Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)

Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.

Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма организации: просмотр видеосюжета.

Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.

Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма организации:беседа.

Тема 4. Ценные бумаги.

Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина.

Тема 5. Акции. Дивиденды.

Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма организации: беседа, кроссворд

Тема 6. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

4 год обучения

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? (11ч)

Тема 1. История появления денег. Товарные деньги.

Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Форма организации: чтение рассказа, обсуждение.

Тема 3. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

Тема 4. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Форма организации: просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 5. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Тема 6. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти разницу. Какими картами пользуются чаще и почему. Форма организации: деловая игра.

Тема 7. Исследование «Деньги современности».

Тема 8. Валюты. Валютный курс.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Тема 9. Интерактивная викторина «Деньги».

Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение полученных знаний

Тема 10. Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? (5ч)

Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Форма организации: беседа.

Тема 2. Как заработать деньги?

Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Форма организации: сообщения детей, обсуждение.

Тема 3. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

Тема 4. Вот я вырасту и стану…

Написание проекта кем я стану, когда вырасту. Форма организации: проект.

Раздел 3.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7ч)

Тема 1. На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр.

Тема 2. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

Дать определение ежемесячным и ежегодным расходам. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Тема 3. Обязательные расходы. Желательные расходы.

Чем обязательные расходы отличаются от желательных. Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

Тема 4. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы, примеры и классификация. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 5. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

 Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждение воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Форма организации: экскурсия, обсуждение.

Тема 6. Составление собственного плана расходов.

Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (11ч)

 

Тема 1. Как правильно планировать семейный бюджет?

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Из чего состоит семейный бюджет. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Как тратить с умом?

Тема 3. Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».

Практическое занятие: рассчитываем, сколько денежных средств понадобится школьнику на неделю/месяц.

Тема 4. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Как сэкономить, чтобы появились дополнительные денежные средства. На что их можно потратить, а можно отложить, на что то важное. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 5. Если расходы превышают доходы, образуются долги.

Что необходимо сделать, чтобы не было долгов, метомы и приемы. Форма организации: беса, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Игра «Древо решений».

Тема 7. Товары и услуги.

Товары и услуги в маркетинге. Уровни товара, виды товара. Виды услуг. Форма организации: просмотр видеосюжета, деловая игра «Услуги, товары»

Тема 8. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия».

Тема 9. Творческий проект «Мое предприятие».

Тема 10. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Заключительное занятие по ступенькам финансовой грамотности.

 

Тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)

1.

Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».

1

 

1

2.

Что такое деньги?

1

 

1

3.

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1

 

1

4.

Появление первых денег – товары с высокой ликвидацией.

1

 

1

5.

Свойства драгоценных металлов.

1

 

1

6.

Появление первых монет.

1

1

2

7.

Первые монеты разных государств.

1

1

2

8.

Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»

 

1

1

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)

1.

Устройство монеты.

1

1

2

2.

Изобретение бумажных денег.

1

1

2

3.

Защита монет и бумажных денег от подделок.

1

1

2

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)

1.

Древнерусские товарные деньги.

1

 

1

2.

Клады. «Меховые деньги».

1

 

1

3.

Происхождение слов «деньги», «рубль». «копейка».

1

1

2

4.

Первые русские монеты.

1

1

2

5.

Пословицы и поговорки про деньги.

1

1

2

6.

Дизайн купюры сказочной страны.

1

1

2

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)

1.

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

1

 

1

2.

Современные деньги России.

1

 

1

3.

Появление безналичных денег.

1

1

2

4.

Банк. Функции банкоматов.

1

 

1

5.

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

 

1

6.

Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

 

1

1

Итого:

21

12

33

 

2 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (12 ч)

1.

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство.

1

2

3

2.

Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы семьи».

1

1

2

3.

Пенсии, пособия, стипендии.

1

1

2

4.

Аренда и проценты в банке, кредиты.

1

1

2

5.

Инсценировка сказки «Заработанный рубль».

1

2

3

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)

1.

На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.

1

1

2

2.

Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

1

1

2

3.

Цена вредных привычек в семейном бюджете.

1

1

2

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)

1.

Расходы и доходы. Расходы на самое необходимое.

1

1

2

2.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1

2

3

3.

Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».

1

1

2

Раздел 4. Как делать сбережения? (9 ч)

1.

Что такое сбережения?

1

1

2

2.

Куда и как откладываются деньги?

1

1

2

3.

Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».

1

1

2

4.

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».

1

2

3

Итого:

15

19

34

 

3 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)

1.

Откуда деньги в семье?

1

 

1

2.

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

1

1

2

3.

Основной источник дохода современного человека.

1

 

1

4.

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

1

1

2

5.

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

1

1

2

6.

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1

1

2

7.

Денежный займ.

1

 

1

8.

Имущество. Аренда.

1

 

1

9.

Проценты по вкладам. Кредиты.

1

1

2

10.

Мошенничество.

1

1

2

Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)

1.

Обмен денег на товары и услуги.

1

 

1

2.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

 

1

3.

Обязательные и необязательные расходы.

1

 

1

4.

Сбережения.

 

2

2

5.

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1

 

1

Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч)

1.

Бюджет – план доходов и расходов.

 

1

1

2.

Учет доходов и расходов.

1

 

1

3.

Сравниваем доходы и расходы.

1

 

1

4.

Способы экономии.

1

 

1

5.

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».

 

1

1

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)

1.

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1

 

1

2.

Копилки.

 

1

1

3.

Банковский вклад. Недвижимость.

1

 

1

4.

Ценные бумаги.

 

1

1

5.

Акции. Дивиденды.

 

1

1

6.

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

1

1

2

Итого:

19

15

34

 

4 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? ( 11ч)

1.

История появления денег. Товарные деньги.

1

 

1

2.

История монет.

1

 

1

3.

Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

 

1

1

4.

Бумажные деньги.

1

 

1

5.

Безналичные деньги.

1

 

1

6.

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

 

1

1

7.

Исследование «Деньги современности».

1

1

2

8.

Валюты. Валютный курс.

1

 

1

9.

Интерактивная викторина «Деньги».

 

1

1

10.

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

 

1

1

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? ( 5ч)

1.

Откуда в семье берутся деньги?

1

 

1

2.

Как заработать деньги?

 

1

1

3.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

1

2

4.

Вот я вырасту и стану ...

 

1

1

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать ( 7ч)

1.

На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

1

 

1

2.

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

1

 

1

3.

Обязательные расходы. Желательные расходы.

1

 

1

4.

Переменные расходы. Сезонные расходы.

1

 

1

5.

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

 

1

1

6.

Составление собственного плана расходов.

 

2

2

Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал ( 11ч)

1.

Как правильно планировать семейный бюджет?

1

 

1

2.

Как тратить с умом?

 

1

1

3.

Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».

1

 

1

4.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

1

 

1

5.

Если расходы превышают доходы, образуются долги.

1

 

1

6.

Игра «Дерево решений».

 

1

1

7.

Товары и услуги.

1

 

1

8.

Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия».

 

2

2

9.

Творческий проект «Мое предприятие».

 

1

1

10.

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

 

1

1

Итого:

16

17

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...