Методическая разработка "Игровые технологии на занятиях по экологии"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Александровна Чернова

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинг

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на занятиях по экологии

Чернова Наталья Александровна,

методист, ПДО МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинг

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Концептуальные основы игровых технологий.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Спектр целевых ориентаций

- Дидактические:

- Воспитывающие:

- Развивающие:

- Социализирующие:

Классификационные параметры игровых технологий

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По типу управления: все виды - от системы консультаций

до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

По уровню применения: все уровни.

Функции игровой деятельности

Развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как на полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Классификация педагогических игр

По виду деятельности.

По характеру педагогического процесса.

По характеру игровой методики.

По предметной области.

По игровой среде.

Игра как феномен:

Дает возможность: без опаски выражать эмоции; понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы; осваивать новые способы поведения; быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности; оперативно анализировать собственные реакции.

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

- Цель игры – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.

- Должны преобладать элементы занимательности и соревновательности.

- Игра призвана обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.

- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.

Правила игры – просты и понятны всем.

- Во время – игры – дисциплина и порядок.

- Проводить игру нужно в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.

- Педагог – активный участник игры – должен умело регулировать ее ход.

- Подведение итогов обязательно.

- Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы

Первый этап – подготовка:

Второй этап – проведение игры.

Третий этап – анализ и обобщение.

Преимущества игровых технологий:

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

На занятиях по экологии проводятся: дидактические игры с яркими карточками, подвижные игры на прогулке и в помещении (для детей 5-7 лет), квесты, брейн-ринги, соревновательные викторины и тесты и др.

Использованные ресурсы

https://ioe.hse.ru/igrteh

http://psylist.net/pedagogika/ipt.htm

http://festival.1september.ru/articles/596556/

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node29.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для занятий по экологии в начальной школе "Приключение медвежонка Фомки"

Данная методическая разработка "Приключение медвежонка Фомки" будет интересна педагогам начальной школы, преподавателям экологии, кружководам в направлении "Экология". Стихотворение "Приключение медве...

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"

Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»

Методическая разработка содержит  материалы по использованию здоровьесберегательных  приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста....

Сообщение на методическом объединении: «Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности»

Выявить возможности применения медиа технологий на занятиях изодеятельностью и декоративно-прикладным искусством. Различные формы применения компьютера на занятиях в объединении:...

Методическая статья: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в хоровой студии"

Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности.В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она  воздействует на многие сферы жизнед...

Методическая разработка занятия "Страна экологии"

Занятие направлено на  формирование чувства заботы и бережного отношения к окружающему миру, содействие осознанию ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры....