Рабочая программа внеурочной деятельности "Подарок к празднику"
рабочая программа

Колесникова Надеждв Владимировна

Программа внеурочной деятельности разработана  на 1 год занятий с детьми   5-6 классов.

Программа рассчитана на 68 часов  (2 часа в неделю).

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России.

Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_podarok_k_prazdniku.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Чернавская школа" Милославского района Рязанской области

«Согласовано»

Зам. директора школы по ВР

___________/

от «____» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ "Чернавская школа"

__________ /

от «____» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ПОДАРОК К ПРАЗДНИКУ»

2023– 2024 учебный год

Срок реализации программы 1 год

Составитель: Колесникова Надежда Владимировна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

Возраст обучающихся 10-13 лет

с. Чернава

2023

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ОО), 2010 г.
  4. Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Чернавская школа» (ООП СОО).
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН ).

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает любознательность и расширяет круг интересов, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческих способностей, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством психического развития ребёнка.

Программа внеурочной деятельности разработана на 1 год занятий с детьми 5-6 классов.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России.

Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. Кроме того формируются и закрепляются практические трудовые навыки. На занятиях создаются условия для развития усидчивости, аккуратности, творческой активности, художественного вкуса.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.

Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.

Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.

Цель:

создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка
  • помощи в его самоопределении;
  • освоению различных техник при работе с бумагой, тканью и нитками.
  • обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;
  • обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;
  • знакомству с историей материалов и техник, используемых на занятиях

Задачи:

Обучающие:

  • формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
  • формировать умения обрабатывать бумагу, текстильные материалы, работать с акриловыми

контурами и бисером с целью создания изделий;

формировать умения работать с различными инструментами и приспособлениями для обработки используемых материалов;

  • познакомить детей с историей техник.

Развивающие:

развивать память, внимание, творческие способности, фантазию, воображение, самостоятельность, абстрактное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;

развивать умение планировать собственную деятельность

  • создать условия для возникновения интереса к познанию;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;
  • воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;
  • помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;
  • учить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.п. При выполнении практических работ дети приобретают навыки экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

Планируемые результаты

Освоение детьми разделов программы «Подарок к празднику» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут создаваться условия для формирования:

  • учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
  • навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;
  • работать с бумагой, тканью, нитками, приобретая навыки создания панно;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой и тканью ;
  • развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,
  • формированию целостной картине мира;
  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.
  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;
  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять совместную продуктивную деятельность;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию.
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
  • прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей;
  • находить оптимальные композиционные решения;
  • разрабатывать эскизы, учитывая закономерности цветовых сочетаний;
  • изготавливать изделия из бумаги, ткани и нитей, используя изученные техники

Требования к уровню подготовки

В результате освоения программы ученик узнает

  • теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний, построения орнамента; историю изученных техник;
  • названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;
  • названия и назначение материалов , их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • основные понятия при работе в новых техниках;
  • простейшие правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
  • приёмы разметки (линейка, шаблон);

Научится

  • правильно организовывать своё рабочее место;
  • пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • создавать правильно оформленные и логически законченные работы
  • делать презентацию своих работ

Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. В программу включена тема по работе с вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение давать вещи «вторую жизнь» и на развитие творческого воображения.

Содержание программы.

Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 40 минут.

  1. Бумагопластика -15 ч
  2. Декупаж – креативная техника для хобби и творчества - 16 ч
  3. Модульное оригами-10 ч
  4. Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий - 10 ч.
  5. Кусудама – 10 ч
  6. Итоговая работа – 7 ч

Раздел «Бумагопластика»

Вводное занятие. Материалы и технологии

Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы». Разнообразие творчества многонационального народа.

Теория и приёмы работы. Материалы для работы.

Изготовление цветов из салфеток

Возможность фантазии, проявление терпения и настойчивости. Виды салфеток: однослойные или трехслойные салфетки. Техника «Роза», «Одуванчик» «Гвоздика».

Принцип изготовления цветка. Способ крепления цветов на основу. Техника безопасности

Раздел «Декупаж» Теоретические сведения История развития искусства «декупаж». Материал и инструменты для декорирования. Особенности работы с многослойными салфетками.

Практическая работа. Самостоятельное выполнение работы. Декорирование цветочных горшков, вазы, яиц в технике декупаж.

Раздел «Модульное оригами»

Теоретические сведения. Модульное оригами. Способы соединения модулей. Изготовление изделия в технике «Модульное оригами».

Складывание модулей по определённому правилу. Соединение деталей между собой без клея. Способы крепление модулей между собой: на длинных сторонах, на коротких сторонах, два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне. Изготовление рамки для фотографии. Оформление рамки.

Объёмное оригами. Кусудама. Изготовление изделия.

Японское искусство. Кусудама - шар из цветов – замечательный подарок близким людям на любой праздник Кусудама— это особенный класс моделей оригами. Техника сборки с использованием клея.

Понятие «развёртка детали». Изготовление «Звёзд счастья» «Бриллиантиков», модели птицы.

Раздел Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий.

Теоретические сведения. Что такое скрапбукинг?

Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.

Практическая работа. Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. Изготовление открытки в стиле скрапбукинг ко Дню рождения. Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг.

Раздел Кусудама Теоретические сведения. Что такое кусудама? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.

Практическая работа. Понятие «развёртка детали». Изготовление шара из цветов.

Итоговая работа – 7 ч

Календарно-тематическое планирование «Подарок к празднику»»

1-й год обучения

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Бумагопластика -15 ч

1.

Вводное занятие. ТБ.

1

2-5.

Салфетное чудо. Изготовление цветов из салфеток.

4

6-9.

Изготовление цветов из бумаги. Знакомство с техникой «торцевание».

4

10-15.

Объемная аппликация.

6

Декупаж – креативная техника для хобби и творчества. 16 ч

16-17.

Что такое декупаж? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности для декупажа.

2

18-21.

Изготовление кашпо под цветы.

4

22-25.

Изготовление вазы.

4

26-27.

Пасхальное торжество. История и атрибуты праздника. Сувениры – пасхальные яйца.

4

28-31.

Изготовление шкатулки в стиле декупаж

4

Модульное оригами-10 ч

32-33.

Модульное оригами. Способы соединения модулей.

2

34-35

Заготовка модулей.

2

36-37

Изготовление изделия в технике «Модульное оригами» Ваза.

2

38-41

Изготовление изделия в технике «Модульное оригами». Снеговик.

4

Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий. 10 ч.

42-43

Что такое скрапбукинг?

Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.

2

44-45

Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг.

2

46-47

Изготовление открытки в стиле скрапбукинг ко Дню рождения.

2

48-51

Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг.

4

Кусудама – 10 ч

52-53

Что такое кусудама? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.

2

54-55

Понятие «развёртка детали». Изготовление шара из цветов.

2

56-61

Рисование картин по цифрам.

6

Итоговая работа – 7 ч

62-68

Выполнение изделия на выбор.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир праздников"

Программа направлена на  культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....