Рабочая программа внеурочной деятельности "Подарок к празднику"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности разработана на 1 год занятий с детьми 5-6 классов.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России.
Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_podarok_k_prazdniku.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Чернавская школа" Милославского района Рязанской области
«Согласовано» Зам. директора школы по ВР ___________/ от «____» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МОУ "Чернавская школа" __________ / от «____» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПОДАРОК К ПРАЗДНИКУ»
2023– 2024 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Колесникова Надежда Владимировна,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Возраст обучающихся 10-13 лет
с. Чернава
2023
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ОО), 2010 г.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Чернавская школа» (ООП СОО).
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН ).
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает любознательность и расширяет круг интересов, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческих способностей, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством психического развития ребёнка.
Программа внеурочной деятельности разработана на 1 год занятий с детьми 5-6 классов.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России.
Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. Кроме того формируются и закрепляются практические трудовые навыки. На занятиях создаются условия для развития усидчивости, аккуратности, творческой активности, художественного вкуса.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель:
создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка
- помощи в его самоопределении;
- освоению различных техник при работе с бумагой, тканью и нитками.
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;
- обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;
- знакомству с историей материалов и техник, используемых на занятиях
Задачи:
Обучающие:
- формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
- формировать умения обрабатывать бумагу, текстильные материалы, работать с акриловыми
контурами и бисером с целью создания изделий;
формировать умения работать с различными инструментами и приспособлениями для обработки используемых материалов;
- познакомить детей с историей техник.
Развивающие:
развивать память, внимание, творческие способности, фантазию, воображение, самостоятельность, абстрактное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;
развивать умение планировать собственную деятельность
- создать условия для возникновения интереса к познанию;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;
- воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;
- помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;
- учить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.п. При выполнении практических работ дети приобретают навыки экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Планируемые результаты
Освоение детьми разделов программы «Подарок к празднику» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут создаваться условия для формирования:
- учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;
- работать с бумагой, тканью, нитками, приобретая навыки создания панно;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой и тканью ;
- развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,
- формированию целостной картине мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
- прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей;
- находить оптимальные композиционные решения;
- разрабатывать эскизы, учитывая закономерности цветовых сочетаний;
- изготавливать изделия из бумаги, ткани и нитей, используя изученные техники
Требования к уровню подготовки
В результате освоения программы ученик узнает
- теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний, построения орнамента; историю изученных техник;
- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;
- названия и назначение материалов , их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- основные понятия при работе в новых техниках;
- простейшие правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- приёмы разметки (линейка, шаблон);
Научится
- правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- создавать правильно оформленные и логически законченные работы
- делать презентацию своих работ
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. В программу включена тема по работе с вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение давать вещи «вторую жизнь» и на развитие творческого воображения.
Содержание программы.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 40 минут.
- Бумагопластика -15 ч
- Декупаж – креативная техника для хобби и творчества - 16 ч
- Модульное оригами-10 ч
- Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий - 10 ч.
- Кусудама – 10 ч
- Итоговая работа – 7 ч
Раздел «Бумагопластика»
Вводное занятие. Материалы и технологии
Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы». Разнообразие творчества многонационального народа.
Теория и приёмы работы. Материалы для работы.
Изготовление цветов из салфеток
Возможность фантазии, проявление терпения и настойчивости. Виды салфеток: однослойные или трехслойные салфетки. Техника «Роза», «Одуванчик» «Гвоздика».
Принцип изготовления цветка. Способ крепления цветов на основу. Техника безопасности
Раздел «Декупаж» Теоретические сведения История развития искусства «декупаж». Материал и инструменты для декорирования. Особенности работы с многослойными салфетками.
Практическая работа. Самостоятельное выполнение работы. Декорирование цветочных горшков, вазы, яиц в технике декупаж.
Раздел «Модульное оригами»
Теоретические сведения. Модульное оригами. Способы соединения модулей. Изготовление изделия в технике «Модульное оригами».
Складывание модулей по определённому правилу. Соединение деталей между собой без клея. Способы крепление модулей между собой: на длинных сторонах, на коротких сторонах, два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне. Изготовление рамки для фотографии. Оформление рамки.
Объёмное оригами. Кусудама. Изготовление изделия.
Японское искусство. Кусудама - шар из цветов – замечательный подарок близким людям на любой праздник Кусудама— это особенный класс моделей оригами. Техника сборки с использованием клея.
Понятие «развёртка детали». Изготовление «Звёзд счастья» «Бриллиантиков», модели птицы.
Раздел Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий.
Теоретические сведения. Что такое скрапбукинг?
Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.
Практическая работа. Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. Изготовление открытки в стиле скрапбукинг ко Дню рождения. Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг.
Раздел Кусудама Теоретические сведения. Что такое кусудама? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности.
Практическая работа. Понятие «развёртка детали». Изготовление шара из цветов.
Итоговая работа – 7 ч
Календарно-тематическое планирование «Подарок к празднику»»
1-й год обучения
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Бумагопластика -15 ч | |||
1. | Вводное занятие. ТБ. | 1 | |
2-5. | Салфетное чудо. Изготовление цветов из салфеток. | 4 | |
6-9. | Изготовление цветов из бумаги. Знакомство с техникой «торцевание». | 4 | |
10-15. | Объемная аппликация. | 6 | |
Декупаж – креативная техника для хобби и творчества. 16 ч | |||
16-17. | Что такое декупаж? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности для декупажа. | 2 | |
18-21. | Изготовление кашпо под цветы. | 4 | |
22-25. | Изготовление вазы. | 4 | |
26-27. | Пасхальное торжество. История и атрибуты праздника. Сувениры – пасхальные яйца. | 4 | |
28-31. | Изготовление шкатулки в стиле декупаж | 4 | |
Модульное оригами-10 ч | |||
32-33. | Модульное оригами. Способы соединения модулей. | 2 | |
34-35 | Заготовка модулей. | 2 | |
36-37 | Изготовление изделия в технике «Модульное оригами» Ваза. | 2 | |
38-41 | Изготовление изделия в технике «Модульное оригами». Снеговик. | 4 | |
Скрапбукинг – искусство оформления альбомов, открыток, фотографий. 10 ч. | |||
42-43 | Что такое скрапбукинг? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности. | 2 | |
44-45 | Изготовление фоторамки в стиле скрапбукинг. | 2 | |
46-47 | Изготовление открытки в стиле скрапбукинг ко Дню рождения. | 2 | |
48-51 | Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг. | 4 | |
Кусудама – 10 ч | |||
52-53 | Что такое кусудама? Инструктаж по технике безопасности. Материалы, инструменты и принадлежности. | 2 | |
54-55 | Понятие «развёртка детали». Изготовление шара из цветов. | 2 | |
56-61 | Рисование картин по цифрам. | 6 | |
Итоговая работа – 7 ч | |||
62-68 | Выполнение изделия на выбор. | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир праздников"
Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....