Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное образование
«Рославльский район» Смоленской области
МБОУ «Средняя школа № 1»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы Протокол от «29» августа 2023г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 1» от «31» августа 2023г. № 265 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 4 класса А начального общего образования
на 2023- 2024 учебный год
Зуськова М.В., учитель начальных классов
Рославль 2023
Содержание программы внеурочной деятельности
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Промежуточная аттестация в форме тестирования.
Тематическое планирование
4 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Дата изучения | |
По плану | По факту | |||||
1. | Старинная женская одежда | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 05.09.2023 | ||
2. | Старинные женские головные уборы | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 12.09.2023 | ||
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 19.09.2023 | ||
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 26.09.2023 | ||
5-6. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 2 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 03.10.2023 10.10.2023 | ||
7 | История посуды на Руси | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 17.10.2023 | ||
8 | Какие деньги были раньше в России | 1 | библиотечные уроки, путешествия по страницам книг | 24.10.2023 | ||
9 | Томат | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 07.11.2023 | ||
10 | Болгарский перец | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 14.11.2023 | ||
11 | Картофель | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 21.11.2023 | ||
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 28.11.2023 | ||
13 | Лук | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 05.12.2023 | ||
14 | Капуста | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 12.12.2023 | ||
15 | Горох | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 19.12.2023 | ||
16 | Грибы | 1 | решение проектных задач, проекты, опыты | 26.12.2023 | ||
17 | Творческая работа | 1 | Практическая работа | 09.01.2024 | ||
18-19 | Потребительская корзина | 2 | Практическая работа | 16.01.2024 23.01.2024 | ||
20 | Прожиточный минимум | 1 | Практическая работа | 30.01.2024 | ||
21 | Инфляция | 1 | Практическая работа | 06.02.2024 | ||
22-23 | Распродажи, скидки, бонусы | 2 | Практическая работа | 13.02.2024 20.02.2024 | ||
24 | Благотворительность | 1 | Практическая работа | 27.02.2024 | ||
25 | Страхование | 1 | Практическая работа | 05.03.2024 | ||
26 | В бассейне | 1 | Практическая работа | 12.03.2024 | ||
27-28 | Делаем ремонт | 2 | Практическая работа | 19.03.2024 02.04.2024 | ||
29 | Праздничный торт | 1 | Практическая работа | 09.04.2024 | ||
30 | Обустраиваем участок | 1 | Практическая работа | 16.04.2024 | ||
31 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | Практическая работа | 23.04.2024 | ||
32-33 | Поход в кино | 2 | Практическая работа | 07.05.2024 14.05.2024 | ||
34 | Отправляемся в путешествие | 1 | Практическая работа | 21.05.2024 |
Формы учета рабочей программы воспитания
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования реализуется на деятельностной основе через:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания занятий, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях «Разговоры о важном», явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм внеурочной деятельности — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...
Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021
Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность в 1 классе"
Программа для курса внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы...
рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Структура программы соответствует Федеральному образовательному стандарту начального общего образования и включает:Пояснительную запискуСодержание учебного предметаПланируемые результаты освоения учеб...