Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_3_-_4_klass.docx | 734.33 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
- курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
- умения быстро адаптироваться к изменению условий;
- быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
- знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
- готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»-
Целью –
- является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
- использования их содержания для достижения собственных целей,
- развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи -
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» -
Целью –
- является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
- высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» -
Целью –
- является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» -
Целью –
- является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане МБОУ Игримская СОШ №1.
На изучение данного спецкурса в учебном плане МБОУ Игримская СОШ № 1 отводится 68 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа).
Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Всего – 34 ч. в год
Формы организации занятий:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Деловые беседы;
- Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование 3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
4. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
5 | Проверочные работы | 2 | Проверь себя | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | Планир. | Факт. | |||
Про дождевого червяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Сколько весит облако? | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Хлеб, всему голова. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Про мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Про мыло. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
История свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Магнит. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Дождевые черви. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Полезный кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Про облака. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Про хлеб и дрожжи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Интересное вещество мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Про свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Волшебный Магнит. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Проверь себя. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Что такое «бюджет»? | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Расходы и доходы бюджета. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Планируем семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Подсчитываем семейный доход. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Пенсии и пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Подсчитываем расходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Расходы на обязательные платежи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Проверь себя. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 2 1 1 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
3. | Финансовая грамотность | 2 1 1 2 1 1 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
4. | Математическая грамотность | 1 2 1 1 2 1 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
Творческие работы | 1 1 | По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. | ||
Итого | 2 | |||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | Планир. | Факт. | |||
Старинная женская одежда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Старинные женские головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | 2 | 1 | 1 | |||
История посуды на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Какие деньги были раньше в России | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Томат. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Болгарский перец. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Картофель. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Лук. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Капуста. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Горох. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Творческая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Потребительская корзина. | 2 | 1 | 1 | |||
Прожиточный минимум. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Инфляция. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Распродажи, скидки, бонусы. | 2 | 1 | 1 | |||
Благотворительность. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Страхование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
В бассейне. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Делаем ремонт. | 2 | 1 | 1 | |||
Праздничный торт. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Обустраиваем участок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Поход в кино. | 2 | 1 | 1 | |||
Отправляемся в путешествие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Составляем словарик по финансовой грамотности. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы...
Рабочая программа факультатива «Читательская грамотность» 5-6 классы
Рабочая программафакультатива«Читательская грамотность»на 2022-2023 учебный год 5,6 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс
На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2 классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...
Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является ча...