Методическая мастерская «Учитель года России -2022»
материал
Методическая мастерская «Учитель года России -2022»
Использование интерактивных методов в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_masterskaya_uchitel_goda_rossii_-2022.doc | 438.5 КБ |
interaktivnye_metody_pereverzeva_s.s.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская «Учитель года России -2022»
Использование интерактивных методов в начальной школе
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Меня зовут Переверзева Светлана Сергеевна. Я учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» (несколько раз щелкнуть – фото)
Слайд 2
Научить и душой обогреть —
В этом весь наш учительский труд,
И счастливее сделать сердца
Предстоит нам за сорок минут…
Кклассические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, а соответственно, сформировать универсальные учебные действия, которые определены ФГОС. В этом я вижу проблему современного образовавния.
Считаю, необходимо повышать не только активность детей, но и самостоятельность, способствовать тому, чтобы они могли применять свои знания на практике, что даст необходимый развивающий эффект.
Формирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.
Слайд 3
Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Слайд 4
Не секрет, что мы запоминаем: щелкать
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Цель моего выступления: показать применение интерактивных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике.
Слайд 5 Щелкать (стрелка)
Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения;
Слайд 6 Щелкать (стрелка)
активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)
Слайд 7
Однако, существует ещё одна очень интересный метод обучения детей – Щелкать (стрелка) интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.
Слайд 8
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие») - методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Слайд 9. (Прочитать несколько первых)
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
- Воспитание лидерских качеств
- Умение работать с командой и в команде
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Слайд 10.
Интерактивных методов достаточно много, представлю некотрые методы,которые успешено и активно использую в своей работе.Интерактивные методы можно использовать на разных этапах урока.
Начало урока может быть необычным.Задача учителя дать положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Например:
Слайды 11,12
Прием «Добро в ладошках», ( Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.)
Слайд 13 Прием «Поздоровайся локтями»
Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
2.
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений
можно использовать следующие приемы:
Слайд 14«Фруктовый сад», Слайд 15 «Осенний сад»,
Ученикам данный прием позволит более четко определиться со своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Дерево ожиданий», второе – «Дерево опасений». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки двух цветов: зелёные и красные.
, на зелёных яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения - на красных.
-В конце урока мы возвращаемся к нашим деревьям и смотрим, подтвердились ли их ожидания и опасения.
3.
Представить новый материал, структурировать его, создать алгоритм работы на уроке помогают приемы: «Инфо-ромашка»,. «Инфо-карта»,
Слайд 16 Так , изучая «Имя прилагательное» дети составили следующий алгоритм действий, план урока. Что такое им.прил., на какие вопросы отвечает, какие грамматические признаки имеет.
Слайд 17 Прием «Инфо-карта» помог детям спланировать работу по теме «Термометр», (щелкнуть) определить понятие, ознакомиться с видами, (щелкнуть) устройствомтермометра и его применением.
Слайд 18
Прием «Фонтан –идей» позволил на уроке окружающего мира выявить экологические проблемы , которые возникают в природе (карточки красного цвета) и найти свои пути решения этих проблем на разных уровнях.
Слайд 19
На разных этапах урока может быть использован прием , «Составление кластера»,
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. (щелкнуть)
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-
лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Слайд 20
Следующий прием « Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику
отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он
достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и
предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или
предложения в тексте.
((((Знаком «галочка» ( V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.)))
Данный прием обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является
разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения приема «Инсерт» у ученика
появились такие знаки . После этого ученик может самостоятельно искать
ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу( работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
Слайд 21
4.Для организации самостоятельной работы над темой можно использовать такие приемы как:
«Cветофор», «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»
Рассмотрим прием «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов. (щелкнуть)
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. (щелкнуть) Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. (щелкнуть) После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель (щелкнуть) резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Слайд 22
На этапе обобщения знаний используем приём «Синквейн».
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
(Правила написания синквейна вы все знаете)
СЛАЙД 23
По своей теме я тоже составиила синквейн, который вы можете видеть на экране.1.Интерактивный МЕТОД
2.ЭФФЕКТИВНЫЙ, АКТИВНЫЙ
3.УВЛЕКАЕТ, УЧИТ, РАЗВИВАЕТ
4. УЧЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ!
5. УСПЕХ!
СЛАЙД 24
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
СЛАЙД 25 (щелкаю) - фото
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
СЛАЙД 26
Свое выступление хочу закончить словами Иоганна Генриха Песталоцци.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА: КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАСКРЫТЬ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ И СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ, А СООТВЕТСВЕННО, СФОРМИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ: НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ НЕ ТОЛЬКО АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, НО И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СПОСОБСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ, ЧТО ДАСТ НЕОБХОДИМЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ. ф ормирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным. Научить и душой обогреть – В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за сорок минут…
Имитация участия в реальном процессе Участие в дискуссиях Фильмы, выставки, экскурсии Иллюстрация Восприятие слов ! 10% то, что читаем 20% то, что слышим 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим и делаем словесная расшифровка визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность ЗАПОМИНАНИЕ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ уч-ся в процесс познания
Учитель Ученик Ученик Ученик ПАССИВНЫЙ метод
Учитель Ученик Ученик Ученик АКТИВНЫЙ метод
Учитель Ученик Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНЫЙ метод
Что такое интерактивные методы обучения? Интерактивные : от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие») - методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Приём «Добро в ладошках»
Приём «Добро в ладошках»
Приём «Поздоровайся локтями»
Приём «Фруктовый сад»
Приём «Осенний сад»
Приём «Инфо-ромашка»
Приём «Инфо-карта»
Приём «Фонтан идей»
Приём «Кластер»
Приём «Инсерт» ? ! - известно - новое - непонятно - удивило
Приём «Автобусная остановка»
Приём «Написание синквейна» 1. Существительное 2. Прилагательное, прилагательное 3. Глагол, глагол, глагол 4. Предложение (фраза) 5. Слово-резюме
«Синквейн» Составление синквейна 1.Интерактивный МЕТОД 2. ЭФФЕКТИВНЫЙ, АКТИВНЫЙ 3. УВЛЕКАЕТ, УЧИТ, РАЗВИВАЕТ 4. УЧЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ! 5. УСПЕХ!
«Фруктовый сад» «Синквейн» «Инфо-угадай-ка» «Автограф» «Четыре стихии» «Автобусная остановка» «Кластер» «Ульи» «Ресторан» «Солнышко и туча» «Светофор» «Ковёр идей» «Добро в ладошках» «Воздушный шарик» «Парный выход» «Поздоровайся локтями» Интерактивные методы Приёмы
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Пояснительная записка"
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Презентация"
Презентация "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа"...
муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».
Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»...
Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г
Презентация и пояснительная записка к конкурсному испытанию "Методический семинар " и эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...
Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"
Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...
Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи (Методический семинар. Очный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» , г. Томск
Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью. Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех ...