Методика "Простые аналогии"
материал
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.
Ход выполнения задания.
Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):
Лошадь
--------------- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из
жеребенок предъявленных пяти слов —
«пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.
Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
Фамилия____________ Имя_______ Дата____
1. Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2. Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
3. Ложка Вилка
Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда
4. Коньки Лодка
Зима Лед, каток, весло, лото, река
5. Ухо Зубы
Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать
6. Собака Щука
Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
7. Пробка Камень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить,
каменщик
8. Чай Суп
Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка
9. Дерево Рука
Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец
10. Дождь Мороз
Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба
11. Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,
больной
12. Песня Картина
Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,
больной
13. Нож Стол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть
14. Рыба Муха
Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина
15. Птица Человек
Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом
16. Хлеб Дом
Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь
17. Пальто Ботинок
Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
18. Коса Бритва
Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент
19. Нога Рука
Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
20. Вода Пища
Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда
21. Электричество Пар
Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение
22. Паровоз Конь
Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
Отнесение фраз к пословицам
Вариант предложен Б. В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный
смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного
смысла пословиц и метафор.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКАМ «ПОСЛОВИЦЫ И МЕТАФОРЫ»
ЗОЛОТЫЕ РУКИ
ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР
КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
ГЛУХАЯ НОЧЬ
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ — ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО
НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ , СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ
НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ
УМЕЛЫЕ РУКИ
КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТЬ КРЫШКОЙ
ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ, КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БУДУТ
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ
ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ
НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ
О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ
НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ
НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО
ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ
ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
КОГДА ДРОВА ГОРЯТ — ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД
НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК
ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО
ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, А ЛЕТО НА ТЕЛЕГЕ
МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ
НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ
ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО СТЕКЛА
ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО
НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ
ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ
МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ
ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО СРАЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА
ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ
ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ
ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ
МЕТОДИКА ШИФРОВКИ ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ
Это один из невербальных подтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 секундами.
Обработка результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.
Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона-Руссера (см. материал к методике). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин. 15 сек. без ошибок; 60% — за 1 мин. 45 секунд, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин. 50 сек., с 5 ошибками; 20% — за 2 мин. 10 сек., с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ШИФРОВКА ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ».
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (Методика Б. И. Пинского)
Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей.
Ход выполнения задания.
Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:
I задание — ЧБ ЧБ ЧБ...
II задание — ЧББ ЧББ ЧББ...
III задание — ЧБ ЧББ ЧБББ...
Анализ результатов.
При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные пробуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в потовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости.
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ В ТЕКСТЕ СЛОВ
(методика Эббингаула)
Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ.
Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов.
Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ЭББИНГАУЗА
I
Над городом низко повисли снеговые_________ Вечером началась___________Снег повалил большими______________ Холодный ветер выл как__________ дикий________На конце пустынной и глухой вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и
с__________ пробиралась по_________ Она была худа и бедно_______Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и________ей идти. На ней было плохое ________с узкими рукавами, а на плечах___________ Вдруг девочка__________и, наклонившись, начала что-то у себя под ногами. Наконец она стала на__________и своими посиневшими от _________ ручонками стала по сугробу.
II
Однажды Генрих IV, французский___________ , потерял на охоте из виду свою_________ и принужден был один___________в Париж. На большой____ он увидал простого ,______________ который____________________________________ также в столицу. Король остановил своего и к мужичку с вопросом: «Зачем ты___________ в город?» «Я хочу_______________________
своего сына, да сверх того, мне хотелось бы_________________ короля, который так любит своих ; говорят, что он очень___________________________________________ . Но как его в толпе? Не будете ли вы добры______________________________________________________ мне его?» — «Когда народ своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый __________________________ шляпу; знай: кто не
____________________ шляпы, тот и король». — Увидавши своего___________в городе, все парижане сняли_____________только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих__________?» - спросил мужичок с удивлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Аналогия" (информатика, 3 класс)
Презентация к уроку по УМК А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"-3....
познавательная игра капитал-шоу "Поле Чудес" (аналог передачи)
Тема игры - "Начало начал". Активное участие игроков и зрителей - это гарантия того, что встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся....
Аналогия. Урок №1 3 класс 4 четверть
Тема: «Аналогия»3 класс, 4 четверть1-й урок в теме. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: знакомство с понятием "ан...
Простые аналогии
Данный материал предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию логического мышления....
Развитие мышления по аналогии
Данная статья представляет собой методические рекомендации учителям начальной школы. В материале представлен опыт развития мышления по аналогии у детей на уроках математики....
компьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)
тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...
Дипломная работа на тему : " Формирование приёма аналогия при обучении математики в начальных классах"
СодержаниеВведение……………………………………………………………………...51 Теоретические основы формирования приёма аналогии при обучении математике в начальных классах…………………………….…………… 81.1 Формирование логиче...