рабочая программа курса внеурочной деятельности "Успешное чтение"
рабочая программа (1 класс)
рабочая программа курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_uspeshnoe_chtenie.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения, на основе Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Дырестуйская СОШ» в рамках реализации ФГОС.
Программа составлена на основе УМК «Учимся успешному чтению» 1-4 класс. Включает в себя методические рекомендации для учителя, «Портфель читателя» 1,2,3,4 класс (Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. -М..: Просвещение, 2012..)
В основу УМК заложены основные идеи нового стандарта:
• достижение личностных, метапредметных, предметных результатов;
• формирование универсальных учебных действий;
• поддержка совместной деятельности школы и семьи;
• вариативность информационно-образовательной среды.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Работа проекта «Успешное чтение» направлена на приобщение детей к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения. Данный курс представляет собой планирование совместной деятельности учителя,учащихся, их родителей.
Детское чтение находится в настоящее время в зоне пристального внимания, так как решается не просто участь детского чтения, а решается судьба России, её интеллектуальной мощи. Таким образом, читающие дети - залог выживания нации. Три составляющие – семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего. Но традиция чтения вслух в семье уходит из культуры, посещение библиотеки уже не является потребностью. Оказывается, что именно школа осталась тем единственным местом, в котором не избежать встречи с книгой, и именно школа несёт основную ответственность за формирование будущего поколения читателей. Чтение - это освоение письменной информации. Такое определение принято в национальной программе чтения. В свете новых стандартов возрастает роль информации, знаний, а, следовательно, и значимость чтения. Целенаправленное приобщение к нему начинается в начальной школе. Чтение является важным видом речевой и мыслительной деятельности. Важно подчеркнуть, что умение читать это не только овладение технической стороной чтения, но и осмысленное восприятие читаемого. И всё это не мыслится без привития интереса к чтению.
.
Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета. Курс «Успешное чтение», работающий в начальных классах, демонстрирует, как можно изменить ситуацию с детским чтением.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является.
Цель:создать условия, при которых происходит актуализация читательской самостоятельности школьников через вариативную творческую деятельность, опыт рефлексивного чтения, мотивирующую книжную среду, прямую и опосредованную коммуникацию по содержанию прочитанного
Задачи:
- организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;
- постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;
- предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
- сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
- сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;
- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности через индивидуальную и коллективную работу школьников.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Уровень готовности детей - дети с разным уровнем читательского развития.
Реализация проекта начинается с начала учебного года с модуля «Хорошее время читать». Привлекательность проекта в том, что в нем могут участвовать дети с разным уровнем читательского развития. Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребёнка форме. За каждое прочитанное произведение ребёнок получает «бук». Заработанные «буки» позволяют в конце года стать участником закрытия проекта. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Модуль «Хорошее время читать» предполагает чтение книг, указанных в списке. Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной литературы. Эти книги проверены многими поколениями читателей и соответствуют возрастным возможностям и интересам детей. Данные произведения отсутствуют в обязательной программе по литературе. Важным условием является доступность книг из рекомендованного списка для каждого ребёнка. Все прочитанные детьми произведения отмечаются в «Портфеле Читателя» и в лотерейных билетах каждого участника проекта. Систематически проводится собеседование учителя с детьми о прочитанных книгах. Одни произведения дети прочитывают сами, другие с родителями, а некоторые индивидуально с учителем или совместно с учителем вслух в классе. В конце года проводится игровая викторина по всем рекомендованным книгам.
Таким образом, к концу года создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей и родителей. В проект включается большое количество малочитающих детей. Проверка техники чтения демонстрирует работу проекта. Проводится диагностика: «Какой я читатель»
Принципы программы:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
В процессе реализации данного курса происходит формирование всех УУД, определённых ФГОС.
ЛичностныеУУД выражаются формулой « Я - читатель», «Я - участник проекта «Успешное чтение». Участвуя в этом проекте, ребёнок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области. Всё это фиксируется самим учеником в его «Портфеле читателя». Личностные УУД формируются в процессе делового сотрудничества, т.к. прочитанные произведения дети защищают, обсуждают в группах, где и применяются правила сотрудничества. Дети учатся считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность при обсуждении произведений, доверять собеседнику. Участие в проекте детей вместе с родителями создаёт условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию своей читательской деятельности и участие в проекте. Каждый участник проекта ставит перед собой задачи на определённый этап.. А задача состоит в том, чтобы прочитать произведения из предложенного списка. Ученик планирует, какие книги он прочитает в первую очередь, т.к. эта книга у него есть в домашней библиотеке, либо родители посоветовали начать читать её. В течение времени проводится корректировка в планах самим ребёнком. Важным действием является саморегуляция. Участнику созданы условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой доступной форме - ребёнок получает бук за прочитанное произведение. Что даёт ему возможность участвовать в лотерее. Заработанные буки становятся позитивным подкрепляющим стимулом. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность, тесно связаны с проектом. Прочитанные произведения из проекта становятся благодатным материалом для учебно-поисковых работ учащихся. « Портфель читателя» позволяет продемонстрировать читательскую компетентность учащегося, отражает круг его « актуального» и « ближнего» чтения.
Коммуникативные УУД отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, со сверстниками. В проекте защитить произведение можно как учителю, так и консультанту. Обсуждаются в группах прочитанные произведения. Такой способ сближает детей, позволяет им лучше понять друг друга и выявить проблемы, если они появляются и вместе их решать. Каждый из участников проекта может стать консультантом по любимому произведению.
Диагностика планируемых результатов
Основной целью оценки в рамках данного курса является формирование мотивации к чтению. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
Оцениваются только достижения.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений.
Текущий контроль осуществляется в течение всего курса в виде получения буков за прочитанные произведения и выполненные задания в Портфеле читателя.
Форма итогового контроля: праздник «Закрытие проекта».
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
внеурочная деятельность.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
«Успешное чтение» как курс внеурочной деятельности в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Через проект учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. «Успешное чтение» как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным иобщечеловеческим ценностям. На занятиях по внеурочной деятельности продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках проекта «Успешное чтение», формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ожидаемые результаты от внедрения курса.
Качество чтения как ожидаемый образовательный результат будет представлять собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе как читателю, другим участникам образовательного процесса как читательскому сообществу, самому образовательному процессу как мотивирующему фактору чтения.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе данного курса способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного или делового чтения.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках данного курса посредством чтения. К категории «личностных результатов» следует относить такую характеристику личности школьника как «приобщенность к чтению».
Метапредметные результаты представляются как «навыки работы с информацией» + целостное восприятие картины мира, способность установить культурные связи, т.е. порождать своего рода интертекст (тем самым проявляя интертекстуальную компетентность).
Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого класса.
Выпускник научится: использовать такие виды чтения, как ознакомительное,
изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить текст на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие выводы.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации, делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
К концу курса будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
В результате работы курса по проекту «Успешное чтение» происходит формирование читательской компетентности младшего школьника. Ученики осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Школьники научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Участники проекта научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа в проекте создаст условия профессионального роста и самореализации учителя.
Календарно – тематическое планирование
на 2023--2024 учебный год.
Кол-во часов: в неделю – 1ч., за год – 33 ч.
1 класс
№ | Тематика занятий | Кол-во часов | Вид занятий (форма, метод) | Дата проведения |
1 четверть | ||||
1. | Диагностика сформированности навыков чтения у первоклассников.Хорошее время читать. | 1 | Беседа . | |
2. | Как работать с портфелем . | 1 | Беседа «Права читателя». | |
3. | Мой читательский паспорт. | 1 | Анкетирование родителей и детей по теме «Семейное чтение». | |
4 | Копилка читательских открытий. В. Бианки « Чей нос лучше?» «Чьи это ноги?» | 1 | Иллюстрация к произведению | |
5 | В. Бианки « Красная горка» | 1 | Литературная игра викторина | |
6 | В. Бианки Оранжевое горлышко» | 1 | Литературная игра викторина | |
7 | Открытие проекта «Успешное чтение» | 1 | Литературный утренник | |
8 | М.Зощенко« Глупая история» «Умная птичка» | 1 | Оформление обложки книги | |
9 | В.Осеева.Волшебное слово. Кто хозяин? | 1 | Конкурс иллюстраций | |
2 четверть | ||||
10 | В.Осеева На катке. | 1 | Работа с пластилином. Лепка главных героев рассказа. | |
11 | В.Осеева Хорошее | 1 | Конкурс рисунков. | |
12 | В.Осеева Синие листья | 1 | Работа с рюкзаком героя | |
13 | В.Осеева Три товарища. Сыновья. | 1 | Инсценирование произведений | |
14 | В.Осеева Подарок Новая игрушка | 1 | Оформление обложки книги | |
15 | В.Осеева Просто старушка. Бабушка и внучка | 1 | Конкурс кроссвордистов. | |
16 | В.Осеева.Навестила. | 1 | Отзыв Моё любимое произведение в творчестве В.Осеевой | |
3 четверть | ||||
17 | Сказки Л.Пантелеева «Две лягушки» | 1 | «Портрет героя» | |
18 | Л.Пантелеев Две лягушки | 1 | Инсценирование сказки | |
19 | Л.Пантелеев Раскидай | 1 | Литературная игра- викторина | |
20 | Л.Пантелеев Как поросёнок говорить научился | 1 | Просмотр фильма Выставка рисунков | |
21 | Л.Пантелеев Трус | 1 | Оформление рюкзака героя | |
22 | С.Маршак Круглый год | 1 | Слушание произведения | |
23 | С.Маршак Круглый год | 1 | Оформление обложки | |
24 | Мы любим книги С.Маршака | 1 | Литературный утренник | |
25 | В.Катаев Дудочка и кувшинчик | 1 | Иллюстрация к произведению | |
4 четверть | ||||
26 | В.Катаев Дудочка и кувшинчик | 1 | Рюкзак героя | |
27 | Закрытие проекта «Успешное чтение» | 1 | Выставка рисунков, «Портфелей читателя» | |
28 | В.Катаев Дудочка и кувшинчик | 1 | Слушание произведения | |
29 | В.Катаев Дудочка и кувшинчик | 1 | Слушание произведения | |
30 | В.Катаев Дудочка и кувшинчик | 1 | Инсценирование произведения | |
31 | С.Маршак Как старик корову продавал | 1 | Слушание произведения | |
32 | С.Михалков Как старик корову продавал | 1 | Выставка рисунков | |
33 | Крестики- нолики | 1 | Игра по прочитанным произведениям |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программные продукты для разработки и использования проекта
- «Портфель читателя» как индивидуально образовательный маршрут участника Сценарии творческих встреч, читательских конференций и праздников.
- Рисунки и поделки по прочитанным произведениям проекта.
- Маски любимых героев.
- Учебно-поисковые работы по текстам проекта.
- Презентации по читательской деятельности участников проекта
Ресурсное обеспечение реализации программы
Весь курс рассчитан на год по 1 часу в неделю. Регистрация новых участников возможна на любом этапе проекта. Допускается участие в проекте детей с разным уровнем читательского развития.
Материально- техническое обеспечение:
- Компьютер
- Проектор
- Аудио- и видеофайлы
.Литература для учителя.
- Журнал «Библиотека в школе», издательство «Просвещение» , №7, 2010г.
- Журнал «Семейное чтение», издательство «Просвещение», № 5, 2009г.
- Кабачек О.Л. «Как заболеть чтением и литературным творчеством», журнал «Школьная библиотека» 2005. - №9-10.
- Казакова Е.И., Галактионова Т.Г, Гринёва М.И. «Учим успешному чтению».
- Издательство «Просвещение» 2011г.
- Свирина Н.М. «Свободное чтение с детьми», НПК «Омега», Санкт-Петергург, 2012г.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей
- Бианки В. «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Красная горка», «Оранжевое горлышко»
- Зощенко М. Глупая история, Умная птичка.
- Осеева В. «Волшебное слово» «Кто хозяин?», «На катке», «Хорошее», « Синие листья», «Три товарища», «Сыновья», « Подарок»
- Пантелеев Л. Сказки «Две лягушки», «Раскидай»
- Маршак С. Круглый год
- Катаев В. Дудочка и кувшинчик
- С.Маршак Как старик корову продавал
- Чарушин Е. И. Сборник "Тюпа, Томка и сорока"
- Паустовский К. Похождения жука-носорога, Теплый хлеб
- Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки
- Пришвин М. Про птиц и зверей
- Шварц Е. Сказка о потеряном времени, Два брата
- Бианки В. Кто чем поет, Чей нос лучше, Лесная газета (зима), Синичкин календарь, Глупые вопросы
- Носов Н. Фантазеры
- Гауф В. Карлик Нос, Маленький Мук
- Пантелеев Л. Честное слово
- Голявкин В. Рассказы, цикл "Наши с Вовкой разговоры"
- Зощенко М. Сборник рассказов "Леля и Минька", "Рассказы о Минькином детстве"
- Киплинг Р. Сказки
- Олеша Ю. Три толстяка
- Свифт Д. Путешествие Гулливера
- Илья Муромец и Соловей-разбойник (Сказки о русских богатырях)
- Линдгрен А. ПеппиДлинный чулок
- Распе Р. Э. Приключения барона Мюнхаузена
- За Отечество! Рассказы по истории (Пантелеев Л., Алексеев С., Митяев А.)
- Чарская Л. Сказки голубой феи
- Гайдар А. Тимур и его команда
- Житков Б. Рассказы о детях
- Бажов П. Уральские сказы
- Твен М. Том Сойер
- Катаев В. Сын полка
- Велтистов Е. Приключения Электроника
- Дефо Д. Робинзон Крузо
- Рассказы о собаках
- Булычев К. Приключения Алисы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса литературного чтения, 3 класс
Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образо...
Рабочая программа курса "Литературное чтение" для 2 класса
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, авторской программы "Литературное чтение", созданной а...
Рабочая программа курса "Литературное чтение", 1 класс, авт.В.А.Лазарева
Рабочая программа с развёрнутым КТП уроков по литературному чтению в 1 классе...
Рабочая программа курса "Литературное чтение" 3 класс.УМК "Школа России" (2014-2015уч.год)
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» 3 класс по УМК "Школа 2100"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа курса "Литературное чтение" 1 класс
Рабочая программа курса "Литературное чтение" 1 класс. Включает в себя этапы обучения чтению литературного чтения....