Профориентационная работа с младшими школьниками
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье "Профориентационная работа с младшими школьниками изложен опыт работы по профориентации в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентационная работа с младшими школьниками. | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа с младшими школьниками
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования значимое место занимают вопросы по формированию личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые должны отражать осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов.
Формирование профессионального самоопределения учеников – это долгий процесс. И начинать его необходимо на первом уровне обучения – начального общего образования, так как на раннем этапе обучения ученики получают первые знания об окружающем мире. Конечно, это не значит, что ученик начальной школы будет делать свой выбор уже сейчас. Младшие школьники по своей натуре активны, изобретательны, любопытны, поэтому в игровой деятельности, которая является важнейшим источником развития сознания ребёнка, они успешно моделируют различные ситуации, взрослые отношения. В ходе систематической профориентационной работы у школьников расширяются познания об окружающем мире и создаются условия для накопления жизненного опыта.
Современные учебники отстают от требований времени: в них недостаточно материала о профессиях. Ученики начальной школы не свободно ориентируются в огромном мире профессий. Данный факт подтверждает анализ выполнения учащимися начальных классов всероссийских поверочных работ по окружающему миру, которые включают в себя умения характеризовать качества человека – обладателя какой-либо профессии, называть как можно больше профессий по представленным предметам, определять, какую пользу они приносят обществу. Знания учеников по данной теме ограничены рамками учебника, и только заинтересованный учитель ищет дополнительный материал, притягивая его к программе начального общего образования, и использует во внеурочной деятельности.
Цель профориентационной работы в начальной школе - это формирование добросовестного отношения к труду. Профориенационную работу в своём классе провожу по следующим направлениям:
- профориентационная работа на уроках окружающего мира, русского языка, технологии и литературного чтения;
- профориентационная воспитательная работа: организация встреч с представителями разных профессий, организация экскурсий в профессиональные учебные заведения города, организация экскурсий на предприятия, проведение познавательных мероприятий профориентационного содержания с привлечением родителей учеников.
Имея многолетний опыт работы, пришла к выводу, что профориентационную работу необходимо начинать с первых дней обучения ребёнка в школе.
В первом классе обязательно проводится мероприятие в два этапа, в ходе которых первоклассники в игровой форме знакомятся друг с другом и проходит заочное знакомство с профессиями родителей. Как правило, дети дают малые сведения о профессиях своих родителей и очень часто бывает, что ребёнок совсем не может назвать сферу их деятельности. Исходя из этой информации, учитель строит дальнейшую работу в данном направлении.
Дальнейшее знакомство с профессиями проходит на основе литературных печатных изданий. В школьных и семейных библиотеках, в книжных магазинах есть богатый энциклопедический материал о профессиях. Такие книги обязательно есть и у детей, поэтому вначале можно провести выставку книг, посвящённую профессиям. Уместно будет предложить детям обменяться книгами для знакомства.
Энциклопедии о профессиях содержат познавательные кроссворды, анаграммы, ребусы, головоломки, логические задачки, весёлые и познавательные рассказы, что позволит с интересом и пользой познакомиться с миром профессий. Очень интересная большая книга профессий «Кем мне стать?». Автор Г.П.Шибаева подробно описывает профессии, в том числе и современные: менеджер, политолог, эколог, бизнесмен, дизайнер, банкир, визажист и другие. Профессии бывают разные, и все они достойны уважения. Для профориентационной работы учитель начальных классов может использовать книгу Елены Алябьевой «Ребёнок в мире профессий». Материал носит познавательный характер и представлен в художественной или повествовательной форме. На основе рассказов об особенностях разных профессий формируется интерес к ним, к людям труда и результатам их деятельности. Все рассказы имеют методическую составляющую.
Работа с литературными произведениями, с энциклопедическими изданиями на уроках и внеурочной деятельности продолжается на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе.
Со второго класса актуальна организация встреч с родителями. Интересно провести серию праздников, где каждая семья может презентовать свои профессии в форме проектов.
В течение года пролонгировать организацию встреч с людьми разных профессий с целью расширения кругозора школьников. Это могут быть родственники учеников или специально приглашённые люди любой профессии. В помощь учителю может быть организован родительский комитет.
В третьем классе продолжается знакомство с профессиями. Совместно с родителями организовали незабываемые встречи с успешными людьми, достигшими определённых высот в своей профессии.
Такая встреча была организована родителями класса с Марией Евгеньевной Филатовой – заслуженным мастером спорта СССР по спортивной гимнастике, двукратной олимпийской чемпионкой, чемпионкой Европы. Дети, затаив дыхание, слушали рассказ о биографических фактах из жизни Марии Евгеньевны.
Следующая встреча была организована с детской писательницей. Нина Петровна Глушкова – член Союза писателей Кузбасса, член Союза писателей России, автор восьми книг. Нина Петровна рассказывала о своём творчестве, о начале своего творческого пути.
Знакомства с интересными людьми оставили неизгладимые впечатления у детей. На эту тему школьники писали сочинение. И продолжали знакомиться с профессиями, организуя заочные встречи с людьми разных профессий, посредством проектной деятельности.
Экскурсии на предприятия - тоже очень важный момент в профориентационной работе. Вначале провожу экскурсию по городским улицам, где ученики узнают о местонахождении предприятий, находящихся в городской черте. Надёжный помощник в проведении таких экскурсий – это городской краеведческий музей.
В 4 классе дети уже имеют определённый уровень осведомлённости о профессиях, поэтому целесообразно посещение профессиональных учебных заведений.
К встрече с младшими школьниками готовятся не только педагоги профессиональных учебных заведений, но и бывшие выпускники школ – студенты, которые с интересом рассказывают о своей будущей профессии.
Для учеников начальной школы была организована экскурсия в Ленинск-Кузнецкий филиал Кемеровского областного медицинского колледжа. Студенты вместе с педагогами показали мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи, где в роли пострадавших были ученики 4 класса. Много информации школьники получили в ходе просмотра презентации о вирусном заболевании грипп. Завершилась встреча в музее колледжа.
Яркие впечатления оставила экскурсия от посещения Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума. Ученикам предложили знакомство со следующим профессиями: парикмахер, кондитер и слесарь по ремонту автомобилей. Педагоги вместе со студентами показали мастер-класс по парикмахерскому искусству. Всем девочкам сделали новые причёски, а мальчики учились плести косы на манекенах. У них это отлично получалось.
В кондитерском цехе школьников ожидал новый сюрприз. Для них приготовили мастер-класс по изготовлению пирожных. Каждый школьник, оказавшись в роли кондитера, самостоятельно украсил пирожное корзиночку. А в автомастерской ученики начальной школы с интересом рассматривали инструменты и автомобиль, находившийся в автомастерской. Школьников познакомили с профессией слесаря по ремонту автомобилей. Вопросы педагогу задавали не только мальчики, но и девочки.
Все мероприятия профориентационной направленности учитель вправе проводить в любой последовательности, ориентируясь на уровень класса и на обстоятельства, связанные с организацией встреч и экскурсий.
Профориентационная работа в начальной школе даёт свои положительные результаты. Всероссийская проверочная работа по окружающему миру показала, что мои ученики 4 класса в полном составе справились с выполнением заданий, связанных со знанием профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником
Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...
Организация профориентационной работы с младшими школьниками
Организация профориентационной работы с младшими школьниками...
Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками
В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о професс...
Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»
Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...
Возможности среды ПервоЛого для ранней профориентационной работы с младшими школьниками
В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в начальной школе. Профориентация тесно связана как с образовательной деятельностью, так и с внеурочной деятельность...