РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 3 КЛАСС
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ДЛЯ 3 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования администрации Егорлыкского района
МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
РАССМОТРЕНО им. О.Казанского от 30.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО __________ /А.Н.Почивалова/ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского __________ /О.В.Авилова/ Приказ №196 от 30.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 3 «Б» класса
Составитель: Енина Марина Алексеевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» социального направления разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- ФОП НОО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06.
- Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского ст. Егорлыкской на 2023-2024 учебный год.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 3 классе отводится 16 часов из расчёта 0,5 часа в неделю.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основными задачами курса являются:
- обучение планированию личного бюджета и постановку целей;
- рассмотрение способов достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- знакомство с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формирование основ предпринимательства (через игровую деятельность).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.
«Что такое деньги, и какими они бывают»
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия:
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции:
- Объяснять причины и приводить примеры обмена.
- Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
- Описывать свойства товарных денег.
- Приводить примеры товарных денег.
- Приводить примеры первых денег.
Тема 2.
«Из чего складываются доходы в семье»
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия:
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции:
- Объяснять, почему появились монеты.
- Описывать купюры и монеты.
- Сравнивать металлические и бумажные деньги.
- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия:
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции:
- Описывать старинные российские деньги.
- Объяснять происхождение названий денег.
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия:
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции:
- Описывать современные российские деньги.
- Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
- Приводить примеры иностранных валют.
Тема 3.
«Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать»
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия:
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции:
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему платят пособия.
- Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия:
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции:
- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
- Сравнивать покупки по степени необходимости.
- Различать планируемые и непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 4.
«Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»
Как с умом управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия:
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции:
- Объяснять, как управлять деньгами.
- Сравнивать доходы и расходы.
- Объяснять, как можно экономить.
- Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия:
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции:
- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
- Сравнивать разные виды сбережений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи и общества;
- овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; •
- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные универсальные учебные действия :
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Электронные цифровые образовательныересурсы |
1. | Что такое деньги, и какими они бывают. | 7 | интернет-ресурсы |
2. | Из чего складываются доходы в семье. | 3 | интернет-ресурсы |
3. | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | 3 | интернет-ресурсы |
4. | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | 3 | интернет-ресурсы |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ : | 16 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 | 12.09.2023 | интернет-ресурсы пословицы |
2 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 | 26.09.2023 | интернет-ресурсы презентация |
3 | Какие деньги были раньше в России. | 1 | 10.10.2023 | интернет-ресурсы купюры |
4 | Какие деньги были раньше в России. | 1 | 24.10.2023 | интернет-ресурсы кроссворды |
5 | Защита от подделок. | 1 | 14.11.2023 | интернет-ресурсы денежные банкноты |
6 | Современные деньги России и других стран. | 1 | 28.11.2023 | интернет-ресурсы презентация |
7 | Современные деньги России и других стран. | 1 | 12.12.2023 | интернет-ресурсы денежные банкноты |
8 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 26.12.2023 | интернет-ресурсы |
9 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 16.01.2024 | интернет-ресурсы кроссворды |
10 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 30.01.2024 | интернет-ресурсы экономические задачи |
11 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 13.02.2024 | интернет-ресурсы |
12 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 27.02.2024 | сказка «Муха Цокотуха» |
13 | На что семьи тратят деньги. | 1 | 12.03.2024 | интернет-ресурсы |
14 | Как умно управлять своими деньгами. | 1 | 09.04.2024 | интернет-ресурсы |
15 | Как умно управлять своими деньгами. | 1 | 23.04.2024 | интернет-ресурсы калькулятор |
16 | Как делать сбережения. | 1 | 14.05.2024 | интернет-ресурсы презентация |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 16 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Финансовая грамотность, методические рекомендации для учителя. Ю.Корлюгова, М: ВИТА.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Библиотека ЦОК и другие интернет - ресурсы.
- https://edsoo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...