РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ НЕОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ЗА 2022 ГОД
материал

Лебедева Людмила Александровна

РЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ НЕОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ЗА 2022 ГОД

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и поддержку реализации ФГОС за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и критериев оценивания учебных достижений.

Основная цель ВПР:

- своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов;

- информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ по ФГООС.

     ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Но вместе с тем проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, которая позволяет диагностировать уровень подготовки детей не только в отдельно взятой школе, но и в школах всего города, а также  и всего региона в  целом.

Чем важны ВПР для школы?

  1. Помогают оценить состояние образовательных результатов.
  2. Выявить динамику изменений.
  3. Оценить достижения стандартов.
  4. Определить факторы, объясняющие образовательные результаты.
  5. Переориентировать работу учителей на новые результаты.
  6. Принятие решений для управления образованием и обеспечения его качества.

  Прежде чем планировать с обучающимися работу по подготовке к ВПР  педагогу необходимо для себя определить, как эту работу выстроить. На данный момент существует множество алгоритмов по подготовке детей к ВПР.

Алгоритм подготовки к ВПР

1. Выписать перечень планируемых результатов по предметам ВПР.

 2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

 3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсудить возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

6. В обязательном порядке  включать задания, вызвавшие затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков.

При отборе заданий важно выдерживать некоторые  принципы:

- задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения - научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

- заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата;

- задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

7. Спланировать и провести повторение по разделам учебной программы.

8. Обсудить с учениками особенности формулировки заданий и возможные стратегии выполнения работы.

9. выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы.

10. Сделать анализ полученных результатов  (относительно запланированных в рабочих программах результатов в начале учебного года).

      Практика системы подготовки к проведению такой формы оценки качества образования отвечает требованиям ФГОС НОО и предполагает формирование диагностического ресурса, который позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи.

На мой взгляд, подготовка к ВПР – систематическое, качественно организованное  повторение учебного материала, которое учитель проводит в независимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание. В данном случае главная задача педагога определить, где у обучающегося затруднения и их ликвидировать. Здесь также важно отметить, что учителю важно сформировать у обучающихся (начиная с начальной школы) потребность в пополнении и корректировки своих знаний 

      Опыт нашей школы позволяет представить несколько организационных форм обучения  для организации повторения, которые качественно повлияют на выполнение ВПР.

Организационные формы обучения:

  1. Индивидуальная: когда обучающийся работает самостоятельно, ни с кем не общается, не сотрудничает. Осуществляется только контроль учителя и самоконтроль ученика.
  2. Групповая: когда каждый может высказать свою мысль, свое суждение по определенному вопросу. Но в каждый момент общения одного говорящего слушают много учеников.

В данном случае осуществляется  взаимодействие по принципу:

- учитель-ученики (ведущая роль принадлежит учителю: монолог учителя);

- выстраивается фронтальная работа с классом;

- далее взаимодействие по принципу ученик-ученики (выполнение части группового задания.

3. Парная: она определяется как совместная деятельность над общим учебным материалом в парах постоянного состава. Данная форма обучения позволяет работать по принципу:

- учитель-ученик: один объясняет, другой слушает;

- ученик-ученик: когда совместно работают над одним учебным материалом, но каждый выполняет свою часть работы.

Еще одной из форм работы – можно считать работу  с обучающимися, мотивированными к обучению:

- В данном случае детям предлагается выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционных формах на уроках и во внеурочное время;

Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация одной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, что так же помогает учащимся в подготовке к ВПР.

- проведение пробных проверочных работ;

Так как наша школа функционирует в условиях рисков снижения образовательных результатов, важным для нас является организация работы со слабыми обучающимися:

 - проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий  с обучающимися;

 -ежедневно на уроках проводить подготовку обучающихся, совершенствовать   методы и приёмы работы с текстовой информацией (особенно это важно в начальной школе);

-  организация и ведение индивидуального контроля за продвижением каждого слабоуспевающего ребенка;

- по результатам контроля - разработка индивидуальных маршрутов для обучающих с низкими результатами выполнения заданий.

Педагоги школы  в своей практике  использую Интернет ресурсы:

Учи.ру — это, прежде всего, интернет портал, где обучающиеся в интерактивной форме выполняют задания по математике.

Задачи построены таким образом, чтобы ученик сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его.

Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Курс математики разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме. Для каждого ученика система подбирает персональные задачи и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Ребенок движется по курсу последовательно, при прохождении каждого задания система анализирует поведение ученика и собирает детальную аналитику его успеваемости. Результат — каждый ученик в своем темпе и в удобном для себя формате движется по курсу параллельно с классическим школьным обучением. Учи.ру — это помощник для педагога, который позволяет отслеживать успехи учеников.

При желании каждый учитель может использовать то или иное задание (систему заданий) на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению проверочной работы по тому или иному разделу программы.

     Использование ряда заданий из открытого банка Национальных
исследований качества образования (НИКО)

      Анализируя задания, мы пришли к выводу, что обучающиеся затрудняются выполнять учебно-практические, познавательные задачи. С учебными задачами особых проблем не отмечается.

Например, в начальной школе. Учебная задача: Найдите периметр прямоугольника. Учебная задача не вызывает затруднений у детей. Данные задачи хорошо отработаны и дети практически все решают без ошибок.

Учебно-практическая задача: Необходимо обшить платок. Хватит ли тебе тесьмы?  При решении практической задачи дети начитают теряться. Необходимо подготовить обучающихся к решению задач данного типа, научить размышлять (какую геом.  фигуру напоминает платок? и т. д.)

      Следует обратить внимание на необходимость снижения
фронтальной работы на уроке, на повышение роли самостоятельной
работы обучающихся. С помощью учителя ребенок учиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и тоски зрения, сопоставлять, сравнивать, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Но без способности к самостоятельному мышлению невозможно интеллектуальное развитие.

В школе обучаются дети для которых русский язык не является родным.?????

Не маловажным аспектом при подготовке детей к ВПР является эмоциональная поддержка детей. Психологическая поддержка – один из важных факторов, определяющих успешность в ситуации проверки знаний. Задача педагогов и родителей –научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: Ты можешь это сделать», «Ты хорошо это делаешь». Чтобы снять эмоциональное напряжение ребенка школьный психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ходе подготовки и проведения ВПР.

Это индивидуальная и групповая психолого-педагогическая поддержка учащихся, упражнения для тренировки памяти, упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости, упражнения для снятия стресса, проведение бесед, групповых консультаций с обучающимися по темам: «Что я знаю о ВПР?», «Как подготовиться к ВПР?».

Чтобы поддержать ребенка, учитель опирается на его на его сильные стороны, помнит о его  прошлых успехах, возвращается к ним, а не к ошибкам, не допускает подчеркивания промахов ребенка, не напоминает  о прошлых неудачах, помогает обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

Подготовка к ВПР должна быть продумана организационно и спланирована содержательно.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР Лебедева Людмила Александровна, заместитель директора по учебно - воспитательной МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича » г ород Нижневартовск, 16.03.2023

Слайд 2

Чем важны ВПР для нашей школы? Помогают оценить состояние образовательных результатов. Выявить динамику изменений. Оценить достижения стандартов. Определить факторы, объясняющие образовательные результаты. Переориентировать работу учителей на новые результаты .

Слайд 3

Программа антирисковых мер. ВПР Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности Дети с ОВЗ – 80 чел./ 13,4% Обучающиеся – мигранты – 153 чел./ 25,6%

Слайд 4

Алгоритм подготовки к ВПР 1. Выписать перечень планируемых результатов по предметам ВПР. 2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов. 3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы. 4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсудить возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д. 5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся. 6. В обязательном порядке включать задания, вызвавшие затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков. 7. Спланировать и провести повторение по разделам учебной программы. 8. Обсудить с учениками особенности формулировки заданий и возможные стратегии выполнения работы. 9. выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы. 10. Сделать анализ полученных результатов (относительно запланированных в рабочих программах результатов в начале учебного года).

Слайд 5

Отбор заданий при подготовке к ВПР поддержке профессионального роста педагогов

Слайд 6

Организационные формы обучения при подготовке к ВПР поддержке профессионального роста педагогов

Слайд 7

Единое образовательное пространство при подготовке к ВПР поддержке профессионального роста педагогов Обучающиеся Родители ( законные представители ) Педагоги

Слайд 8

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР Лебедева Людмила Александровна, заместитель директора по учебно - воспитательной МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича » г ород Нижневартовск, 16.03.2023



Предварительный просмотр:

Лебедева Людмила Александровна,

заместитель директора по учебно - воспитательной

МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича»

Эффективные способы и практические приемы работы

с обучающимися в ходе подготовки к ВПР

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по применению эффективных способов и практических приемов работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР.

Для нашей образовательной организации данная работа актуальна, так как в течение 4 последних лет наша школа включена в Перечень общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющих стабильно низкие образовательные результаты. При включении образовательной организации  в Перечень учитывались результаты такой внешней процедуры, как ГИА, Всероссийские олимпиады школьников.  

В 2021 году МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича» включено в федеральный проект «500+»;  в 2022, 2023 годах – в региональный проект адресной методической помощи школе с низкими образовательными результатами.

СЛАЙД 2

Чем важны ВПР для нашей школы?

В первую очередь, они помогают   оценить состояние образовательных результатов и способствуют принятию решений для управления образованием и обеспечения его качества.

В средней школе №1 имени А.В.Войналовича, как и в других организациях – участницах проекта,  разработана и реализуется программа противодействия рискам снижения образовательных результатов,  сформированы электронные дорожные карты по реализации необходимых мер для перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования. Среди этих мер – и эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР

СЛАЙД 3

Прежде чем планировать с обучающимися работу по подготовке к ВПР,  педагогу необходимо для себя определить, как эту работу выстроить. На особом контроле при подготовке к ВПР стоят обучающиеся с рисками учебной неуспешности.

Группу  обучающихся с рисками учебной неуспешности в МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича» дополняют:

- дети с ОВЗ (80 чел/13,4%; 6 классов из 28 имеющихся – это коррекционные классы для обучающихся с ОВЗ, имеющих диагноз – ЗПР, легкая умственная отсталость);

-дети – мигранты (153 чел/25,6%).

СЛАЙД 4

С учетом всех особенностей, изложенных выше, в образовательной организации сформирован  алгоритм по подготовке обучающихся к ВПР. Он перед вами на слайде.

Здесь хочу акцентировать ваше внимание на двух моментах:

Первый. Учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся как один из практических приемов.

 И другой момент - включение в обязательном порядке заданий, вызвавших затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков как один из эффективных способов при подготовке к ВПР.

СЛАЙД 4

При отборе заданий при подготовке к ВПР мы придерживаемся следующих  принципов:

- задания должны быть разнообразными, чтобы научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

- заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата;

- задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Практика системы подготовки к ВПР  способствовала нам в формировании  диагностического ресурса, который позволяет обучающимся привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи.

СЛАЙД 5

Опыт нашей школы позволяет представить несколько организационных форм обучения  для организации повторения, которые качественно влияют на выполнение ВПР. Они перед вами на слайде.

При индивидуальной форме обучения обучающийся  ни с кем не общается, не сотрудничает. Осуществляется только контроль учителя и самоконтроль ученика.

Выполнение заданий по отработке навыка обучающиеся осуществляют и в интерактивной форме на Интернет – ресурсах «Учи.ру», «ЯндексКласс».

При групповой форме работы осуществляется  взаимодействие по принципу:

- учитель-ученики (ведущая роль принадлежит учителю: монолог учителя);

- выстраивается фронтальная работа с классом;

- далее взаимодействие по принципу ученик-ученики (выполнение части группового задания).

Парная форма обучения позволяет работать по принципу:

- учитель-ученик: один объясняет, другой слушает;

- ученик-ученик: когда совместно работают над одним учебным материалом, но каждый выполняет свою часть работы.

При работе  с обучающимися, мотивированными к обучению, мы предлагаем выполнение нестандартных заданий, сформулированных в нетрадиционных формах на уроках и во внеурочное время; участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация одной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, что так же помогает обучающимся  в подготовке к ВПР.

СЛАЙД 6

Так как наша школа функционирует в условиях рисков снижения образовательных результатов, важным для нас при подготовке к ВПР является создание единого образовательного пространства, в котором задействованы все участники образовательного процесса и осуществляется:

- использование ряда заданий из открытого банка Национальных
исследований качества образования (НИКО);

 - проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий  с обучающимися;

 -ежедневно на уроках проводить подготовку обучающихся, совершенствовать   методы и приёмы работы с текстовой информацией (особенно это важно в начальной школе);

-  организация и ведение индивидуального контроля за продвижением каждого слабоуспевающего ребенка;

- по результатам контроля - разработка индивидуальных маршрутов для обучающих с низкими результатами выполнения заданий;

и, конечно же,

- эмоциональная, психологическая поддержка детей.

Единые образовательное пространство при организации подготовки к ВПР необходимо и для самих  педагогов. Таким пространством в нашей школе стал дистанционный ресурс «Школа цифрового века» издательства «Первое сентября». Он позволяет развивать педагогические компетенции педагогов по вопросам подготовки обучающихся к ВПР.

СЛАЙД 7

Таким образом, эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися в ходе подготовки к ВПР в нашей образовательной организации связаны с  систематическим, качественно организованным  повторением учебного материала, которое учитель проводит в независимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание. В данном случае главная задача педагога определить, где у обучающегося затруднения и их ликвидировать. Здесь также важно отметить, что учителю важно сформировать у обучающихся (начиная с начальной школы) потребность в пополнении и корректировки своих знаний

Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты Всероссийских проверочных работ 4 класс 2016 г.

Всероссийские проверочные работы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир....

Результаты Всероссийских проверочных работы.

Результаты Всероссийских проверочных работы в  2016,2017 годах (в таблицах)....

Аналитический анализ результатов Всероссийской проверочной работы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир в 4 классах за 2016-2017 учебный год

   Основная цель ВПР: Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществить диагностику достижения предметных и метапредм...

Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации

Основной целью ВПР является своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ Н...