Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
2.Содержание учебного предмета
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
4.Тематическое планирование курса.
№п/п | Наименова-ние разделов | Воспитательные задачи | Кол-во часов | Цифровой ресурс |
1. | Читатель-ская грамот-ность | Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. | 8 | 2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ 5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/ 6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i |
2. | Финансо-вая грамот-ность | Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. | 7 | |
3. | Естествен-но-научная грамот-ность | Воспитание культуры общения. Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. | 10 | |
4. | Математи-ческая грамот-ность | Воспитание толерантного отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. | 9 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
1 четверть – 8 часов. «Читательская грамотность» (8 ч) | ||||
1 | Старинная женская одежда | 1 | 5.09 | |
2 | Старинные женские головные уборы | 1 | 12.09 | |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | 19.09 | |
4, 5 | Жилище крестьянской семьи на Руси | 2 | 26.09, 3.10 | |
6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 1 | 10.10 | |
7 | История посуды на Руси | 1 | 17.10 | |
8 | Какие деньги были раньше в России | 1 | 24.10 | |
2 четверть – 8 часов. «Финансовая грамотность» (9 ч) | ||||
9, 10 | Потребительская корзина | 2 | 7.11, 14.11 | |
11 | Прожиточный минимум | 1 | 21.11 | |
12 | Инфляция | 1 | 28.11 | |
13, 14 | Распродажи, скидки, бонусы | 2 | 5.12, 12.12 | |
15 | Благотворительность | 1 | 19.12 | |
16 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | 26.12 | |
3 четверть – 11 часов | ||||
17 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | 9.01 | |
«Естественно -научная грамотность» 9 часов | ||||
18 | Томат | 1 | 16.01 | |
19 | Болгарский перец | 1 | 23.01 | |
20 | Картофель | 1 | 30.01 | |
21 | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | 6.02 | |
22 | Лук | 1 | 13.02 | |
23 | Капуста | 1 | 20.02 | |
24 | Горох | 1 | 27.02 | |
25 | Грибы | 1 | 5.03 | |
26 | Проектная работа | 1 | 12.03 | |
«Математическая грамотность» (8 ч) | ||||
27 | В бассейне | 1 | 19.03 | |
4 четверть – 7 часов. | ||||
28, 29 | Делаем ремонт | 2 | 2.04, 9.04 | |
30 | Праздничный торт | 1 | 16.04 | |
31 | Обустраиваем участок | 1 | 23.04 | |
32, 33 | Поход в кино | 2 | 7.05, 14.05 | |
34 | Отправляемся в путешествие | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-1486970-1695931955.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Функциональная грамотность...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/28/picture-602697-1561744402.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/01/picture-609665-1738357956.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление)
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с тр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 2 класса «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-224504-1571162683.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Функциональная грамотность", 1-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112081-1549274420.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов
Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных технологий....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» ( общеинтеллектуальное направление) 1-4 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» ( общеинтеллектуальное направление) 1-4 классы...