Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Наталья Анатольевна Калько

Рабочая      программа      курса      внеурочной      деятельности

«Функциональная грамотность» для второго класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, Концепцией преподавания учебного предмета

«Обществознание»,        на       основе       авторской        программы

«Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts_gram_programma_2_klass.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая      программа      курса      внеурочной      деятельности

«Функциональная грамотность» для второго класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, Концепцией преподавания учебного предмета

«Обществознание»,        на       основе       авторской        программы

«Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,

«Математическая        грамотность»,        «Финансовая        грамотность»        и

«Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях

проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно- познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать        и        оценивать        свои        действия,        вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • способность различать тексты различных жанров и типов;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные        результаты        изучения        блока        «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о банковских картах;
  • умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
  • представление о различных банковских услугах;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

тем

Всего

часов

Формы проведения занятий

1

Блок «Читательская грамотность»

8

Работа с художественным текстом, игровые

упражнения, практическая работа, беседа, коллективное обсуждение, работа с иллюстративным

материалом, учебный

диалог.

2

Блок

«Математическая грамотность»

8

Работа с художественным текстом, игровые

упражнения, практическая работа, беседа, коллективное обсуждение, работа с иллюстративным, учебный

диалог.

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

Работа с художественным текстом, игровые

упражнения, практическая работа, беседа, коллективное обсуждение, работа с иллюстративным материалом, учебный

диалог.

4

Блок «Естественно- научная грамотность»

10

Работа с художественным текстом, игровые

упражнения, практическая работа, беседа, коллективное обсуждение, работа с иллюстративным материалом, учебный

диалог, работа в парах/группах.

Учебно-методические средства обучения

  1. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

  1. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 114 с. – (Учение с увлечением).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Дата проведения занятия

1

Михаил Пришвин. Беличья память

Различия научно-познавательного и художественного текстов

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

2

Про беличьи запасы

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

– объяснять графические модели при решении задач;

– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

– строить ломаную линию.

3

Беличьи

деньги

Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

– находить у монеты аверс и реверс;

– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за

погодой

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

– работать с таблицами наблюдений за погодой;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

– работать в парах.

5

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа.

Отличия художественного,

научно-познавательного и газетного стилей

Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;

– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;

– разгадывать ребусы;

– устанавливать логические связи.

6

Медвежье

потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

– дополнять недостающие на диаграмме данные;

– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

– решать логические задачи на практическое деление;

– находить периметр треугольника;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

– знать правила использования поврежденных денег;

– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;

– находить необходимую информацию в тексте;

– отвечать на вопросы на основе полученной информации.

8

Банковская карта

Банковская карта

Давать характеристику наличным деньгам;

– рассказывать о дебетовой банковской карте;

– объяснять, что обозначают надписи на карте;

– объяснять, как производить покупку в магазине;

– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

– рассказывать о кредитной банковской карте

9

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

Проводить несложные опыты с мёдом;

– определять последовательность действий при проведении опытов;

– делать выводы по результатам опытов;

– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

– анализировать данные таблицы;

– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

– иметь представление о лечебных свойствах мёда.

10

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять объект на рисунке с помощью подсказки;

– определять последовательность действий, описанных в рассказе;

– различать художественный и научно-познавательный текст;

– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;

– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание

11

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма

– Определять количество часов в сутках;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;

– решать логические задачи по данному условию;

– составлять элементарную диаграмму.

12

Безопасность

денег на

банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

– Иметь представление об элементах, расположенных налицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

– находить необходимую информацию в тексте задания;

 – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

13

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

– выделять среди овощей корнеплоды;

– проводить опыт по проращиванию моркови;

– определять цвет сока овощей опытным путём;

– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

14

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

Определять тип и тему текста, называть его персонажей;

– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

– объяснять лексическое значение слов и выражений;

– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

15

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

Определять дату по календарю;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– записывать краткую запись и решение задач;

– решать логические задачи с помощью таблицы;

– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;

– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

16

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

– Объяснять, что такое «кредит»;

– определять виды кредитов;

– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

– определять сумму переплаты по кредиту;

– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

17

Лисьи норы

Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;

– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

18

Обыкновенные

кроты

Содержание научно-познавательного

текста.

Определять тип текста;

– составлять описание крота на основе прочитанного текста;

– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;

– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;

– объяснять значение слова;

– составлять вопросы по предложенным предложениям;

– находить синонимы к предложенному слову;

– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

19

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма

Решать задачи логического характера;

– решать задачи с использованием данных таблицы;

– решать задачи на основе данных диаграммы;

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

20

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

– Давать определение вклада;

– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

– объяснять, почему банки выплачивают проценты.

21

Корень – часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

Называть части цветочных растений;

– объяснять, для чего растению корень;

– доказывать, что рост растения начинается с корня;

– называть виды корневых систем;

– называть видоизменённые корни.

22

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– находить в тексте предложение по заданному вопросу;

– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;

– определять главную мысль текста;

– определять, чему учит текст;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;

– определять время с помощью скорости и расстояния;

– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;

– отвечать на вопросы на основе полученных данных;

– определять последовательность маршрута на основе схемы;

– записывать слова с помощью кода;

– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

24

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит

Определять доходы, расходы и прибыль;

– отличать желаемые покупки от необходимых;

– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

– объяснять, что такое дефицит и профицит;

– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

25

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока

– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

– объяснять, почему яблоко плавает;

– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

– находить на срезе яблока рисунок звезды.

26

Полевой

хомяк

Содержание научно-познавательного

текста.

– Определять вид текста;

– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;

– дополнять описание хомяка на основе рисунка;

– придумывать сравнения;

– составлять вопросы по данным предложениям;

– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;

– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять план при подготовке к сообщению.

27

Про полевого

хомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

– записывать именованные числа в порядке возрастания;

– строить четырёхугольники по заданному условию.

28

Такие

разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

– Иметь представление о валюте как

национальной денежной единице;

– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;

– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

29

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;

– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;

– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;

– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

30

Промежуточная аттестация.

Контрольная работа

Про бобров

Содержание текста,

текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;

– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;

– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного;

– сравнивать тексты;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять речевое высказывание в письменной форме.

31

Бобры-строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

Иметь представление о диаметре окружности;

– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;

– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;

– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;

– работать с чертежом;

– решать логические задачи.

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины

– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие

– Называть группы позвоночных животных;

– называть признаки пяти групп позвоночных животных;

– определять название животного по описанию;

– выбирать признаки земноводного животного;

– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;

– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;

– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;

– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча друзей

– Находить необходимую информацию в тексте задания;

– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;

– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...