Технологическая карта современного урока в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Технологическая карта современного урока в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_sovremennogo_uroka_v_nachalnoy_shkole.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта современного урока в начальной школе
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Деятельность учителя.
4) Деятельность учащихся.
5) Результат.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому вразработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.
Приложения
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
можно распределить на четыре группы:
1.Урок «открытия» нового знания. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
2.Урок закрепления. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. |
3.Урокповторения. | Деятельностная цель: формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание. Образовательная цель: систематизация и обобщение учебного материала. |
4.Урок контроля | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. |
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями Высказывают свое мнение. Осуществляют:самооценку;самопроверку;взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Технологическая карта УРОКА
Предмет____________________________ Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________
Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание | ||
III. Изучение нового Цели: -выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. .Регулятивные:- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий | ||
IV. Закрепление нового Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | ||
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: 1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | ||
Домашнее задание |
Технологическая карта УРОКА
Предмет____________________________ Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок закрепления
Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________
Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: САМООРГАНИЗАЦИЯ, САМОКОНТРОЛЬ (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (Базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией)
Коммуникативные действия: (ОБЩЕНИЕ:планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание ФГОС 3 Познавательные: базовые логические:
базовые исследовательские:
работа с информацией:
| ||
III.Закрепление пройденного Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. .Регулятивные:- составление плана и последовательности действий;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | ||
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | ||
Домашнее задание |
Технологическая карта УРОКА
Предмет____________________________ Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок контроля
Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________
Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание | ||
III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Цель: выявить знаний, умения и навыки, проверить уровень сформированностиобщеучебных умений. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. .Регулятивные:- составление плана и последовательности действий;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | ||
Домашнее задание |
Технологическая карта УРОКА
Предмет____________________________ Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок повторение
Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________
Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: | ||
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание | ||
III. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий. Цель: повторить, обобщить, систематизировать понятия, освоенные способы действий. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. .Регулятивные:- составление плана и последовательности действий;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | ||
Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм составления технологической карты современного урока
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения ОО...
Алгоритм составления технологической карты современного урока
доклад для выступления...
Технологическая карта современного урока русского языка во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
Современный урок в свете требований ФГОС НОО...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....
Технологическая карта по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема урока: "Параллепипед"
Мои методические разработки:...
Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе
Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...