Алгоритм составления технологической карты современного урока
статья (4 класс) на тему

Судакова Ирина Борисовна

доклад для выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «Шарловская средняя общеобразовательная школа»

                                                               

Алгоритм составления технологической карты  современного урока

                                                                              Судакова И.Б..,

                                                                        учитель начальных классов                                                                              

                                                                          МОУ Шарловская СОШ                                                                                

                                                                                 

                                                                             

                                                       

                                                               

                     

 Пояснительная записка

  1. Вводная часть

Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).

Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:

- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;

- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами начального образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.

Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.

2. Методические рекомендации

Новизна нашего опыта в том, что в таком виде технологическая карта ранее не была представлена. Данный материал может быть использован учителями начальной и основной  школы, работающим по разным УМК.                                                    

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Этапы работы над технологической картой

1. Определить место  урока в изучаемой теме и вид.

2. Сформулировать цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначить этапы урока в соответствии с его видом. (Приложение 1)

4. Сформулировать цели каждого этапа урока.

5. Определить результаты каждого этапа (формируемые УУД, продукт). (Приложение 2)

6. Выбрать формы работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

7. Разработать характеристики деятельности учителя и ученика.(Приложение 3)

                                                     

 Приложения                                                                                                                                                   Приложение 1

                        Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

                                    можно распределить на четыре группы:

1.Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2.Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3.Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4.Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

                                                                                                                     Приложение 2

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям  общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

I. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к  учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т.е. установление  учащимися связи между целью учебной деятельности  и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

II. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

1.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

III. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

                           Общеучебные универсальные действия

1.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств

3.

Структурирование знаний

4.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

5.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности  при решении проблем творческого и поискового характера

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия

а)  Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

б) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

                                Логические универсальные действия

1.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

2.

Синтез – составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

3.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

4.

Подведение под понятие, выделение следствий

5.

Установление причинно-следственных связей

6.

Построение логической цепи рассуждений

7.

Доказательство

8.

Выдвижение гипотез и их обоснование

                         Постановка и решение проблемы

1.

Формулирование проблемы

2.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

IV. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности ; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

1.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

2.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3.

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

4.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

5.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

Приложение 3

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались 
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


                                                                                         Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя
  2. Класс: 1      Дата:             Предмет: математика
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  4. Цели урока:
  • Образовательные: сформировать представление о числе шесть с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах шести.
  • Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

       5. Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, фонограмма;
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, кубики  с изображением графических моделей чисел

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

-

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: 1) Актуализировать представление о числах от 1 до 5 с опорой на числовой отрезок;

2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

1) На слайде №1 – задание на соответствие количества предметов с графической моделью чисел 1-5.

2) Совершенствование вычислительных навыков в пределах 5.

3) Установление порядка чисел от 1 до 6.

1) Предлагает индивидуальные задания.

2) Проводит параллель с ранее изученным материалом.

3) Контролирует выполнение работы.

4) Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию.

1) Выполняют задания по карточкам.

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3) Производят самоконтроль.

4) Отвечают на вопросы учителя.

5) Выявляют закономерность расположения чисел на числовом отрезке.

Фронт.

Индив.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.

2) Согласовать цель  и тему урока.

1) На доске детям предлагается числовой отрезок от 1 до 6.

2) Записать на числовом отрезке цифру 6.

3) Выбор написания цифры 6.

Организует подводящий к теме диалог.

1)Формулируют тему и задачи урока.

2) Определяют место расположения числа 6.

3)Выбирают правильное написание цифры 6.

 Фронт.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: 1) Составить графическую модель числа 6. 2) Научить писать цифру 6. 3) Рассмотреть состав числа 6.

1)Составление графической модели числа 6.

2)Знакомство с правильным написанием цифры 6.

3)Знакомство с составом числа 6.

1)Организует обсуждение изображения графической модели числа 6.

2)Организует обмен мнениями.

1)Составляют графическую модель числа 6.

2)Учатся писать цифру 6.

3)Рассматривают состав числа 6.

Фронт.

Парная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала.

Цель: зафиксировать состав числа 6.

Упражнение на закрепление состава числа 6.

Организует самостоятельную работу.

1)Выполняют самостоятельную работу.

2)Производят

самоконтроль.

 Индив.

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

2)Фиксация нового знания во внешней речи.

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

Фронт.

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления технологической карты современного урока

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения ОО...

Составление технологической карты урока

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...

Составление технологических карт урока по ФГОС.

Рекомендации по составлению технологических карт....

Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....

Технологическая карта современного урока в начальной школе

Технологическая карта современного урока в начальной школе...