КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
статья

Шунина Мария Олеговна

В современном образовании актуальными направлениями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются требования, предъявляемые к теории и практике, поиску эффективных методов и приемов коррекционной работы, пути совершенствования содержания и методик воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyakova_shunina_korrektsiya_i_razvitie.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Дьякова Ольга Сергеевна

 учитель начальных классов,

Шунина Мария Олеговна

учитель начальных классов

МОУ «Сейкинская СОШ»

с. Сейка, Республика Алтай

В современном образовании актуальными направлениями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются требования, предъявляемые к теории и практике, поиску эффективных методов и приемов коррекционной работы, пути совершенствования содержания и методик воспитания. Основной проблемой детей с ОВЗ  является несформированность познавательной деятельности. Ребенку с отклонениями в развитии трудно анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать.

С детьми с ОВЗ работаем второй год, считаем главным в работе с такими детьми индивидуальный подход с учётом здоровья каждого ребёнка. Главным условием для каждого педагога является понимание того, что таким ученикам необходим индивидуальный подход для реализации потенциальных возможностей.

Особая роль в школе принадлежит  математике. Она даёт учащимся представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Она вооружает необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются и при изучении других школьных предметов.  Урок математики для детей с ОВЗ является одним из трудных, и по этой причине многие учащиеся не любят этот предмет.

На уроках математики стараемся обучать не только вычислительным приёмам, но и развивать логическое мышление, повышение познавательного интереса. При решении примеров и задач у школьников с ОВЗ развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Важна роль решения задач в подготовке учащихся с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. При решении сюжетных задач учащиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на язык математики.  

Обучая, детей  «добывать» числовой материал для составления задач, показываем учащимся, что задачи ежедневно ставит сама жизнь, и уметь решать такие задачи – значит подготовить себя к ориентировке в окружающей действительности. Большинство обучающихся с ОВЗ при вычислениях совершенно не используют таких приемов как округление, перестановка и группировка слагаемых, сомножителей, способов последовательного умножения, много тратят времени там, где правильно избранный прием ускорил бы вычисление. По сложности заданий используем три вида вычислений: устное, письменное, а также письменное с промежуточными устными вычислениями. Как определить качество вычислительных умений? От того, как ученик усвоит правила и алгоритмы вычислений, зависит умение применять сформулированное правило, овладение вычислительными умениями,  которые формируются при выполнении целенаправленной системы упражнений и постепенно переходят в навык. Навык отличается от умения тем, что выполняется практически свободно. А достигается это посредством целенаправленного формирования умений.

Если процесс вычислений и его особенности достаточно понятны, то навыки формируются быстрее. Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приёмы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.

Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью разнообразных приёмов и методов использования  устного счета.

Устный счёт расширяет кругозор, является обязательным элементом урока математики. Для достижения правильности и скорости устных вычислений на каждом уроке математики (до 5 минут) проводим устный счёт. Если устный счёт прошёл хорошо, то можно ждать, что урок и дальше пойдёт успешно, дети будут активны. При проведении устного счёта  учитываются причины затруднений каждого ученика, особенности его поведения, его психофизические возможности, с тем, чтобы наметить включения его во фронтальную работу класса.  Практика показывает, что самыми оптимальными для  работы с учащимися с ОВЗ являются облегченные задания.  Материал таких заданий должен быть однородным. Задания должны даваться в порядке возрастающей сложности.IMG_256

Рассмотрим методы, применяемые в устных и письменных вычислениях. При  сложении  и  вычитании   используется  переместительный  и  сочетательный законы  (переставляем и перегруппировываем слагаемые,  что  часто значительно облегчает вычисление суммы), например, 7+5+2+9+8+3+6+4+7+1=(3+7)+(5+1+4)+(2+8)+(9+6)+7=10+10+10+15+7=45+7=52.

Задачи в стихах, например:  «Под шатром ветвистой ели белка сделала качели. И на белкины качели собрались лесные звери: 20 зайцев, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц, 6 ежей и 5 зайчат. На качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, всех зверей пересчитайте». [1]

                                                                                                           Рис. 1

Визуальные цифровые материалы (обучающие видеоролики на образовательных платформах в сети Интернет),  дидактические игры – все эти средства обучения привлекают внимание, повышают мотивацию. Например: «Соедини все цифры, начиная с 21. Отгадай, что за зверь изображен, запиши название (рис. 1) [2].

Проследить динамику результатов помогает мониторинг. Делая анализ проверочных работ в течение учебного года, сделали вывод о том, что результаты в начале и в конце года отличаются. Уровень сформированности вычислительных навыков в конце года стал выше на 2,5%. Из этого следует, что система заданий для устного счета дает необходимый результат.

Данную систему можно применять  в работе не только с детьми ОВЗ, но и со всеми учащимися класса. 

                                                                                                   

Список литературы

[Электронный ресурс]

  1. URL: http://school-hlevnoe.narod.ru/veszadachi.htm
  2. URL: https://aababy.ru/raskraski/razvivayushchie-raskraski/soedini-po-cifram/vinni-puh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...

Формирование и развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Данная работа содержит рекомендации по формированию и развитию познавательной деятельности учащихся....

«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».

В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников....

Развитие познавательной активности учащихся 1 класса через игру и задания игрового характера на уроках математики

       Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида....

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Календарно-тематическое планирование«Коррекция и развитие познавательной деятельности»...

Статья "Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ через формирования основ математических знаний и умений"

В данной статье раскрываются проблемы обучения математике и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается важность предмета. Описываются формы работы с учащимися: дифференциров...