"Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Алия Касимовна Зябирова

           Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.       Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления ( ТРКМ ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд. 1 Использование технологии критического мышления

на уроках в начальной школе

Зябирова А. К.,

учитель высшей квалификационной категории.

Слайд. 2 «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»

(китайская пословица)

  1. Введение.

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.

           Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.       Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления ( ТРКМ ). Поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления (ТРКМ).

Почему технология критического мышления?

Слайд. 3 (требования к выпускнику) Актуальность    развития   критического мышления учащихся подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности,  выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать,  критически  анализировать,   моделировать,   делать   выводы,  принимать    продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в  учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Так что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания, т.е. самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Слайд. 4 Технология развития критического мышления в процессе обучения  представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать личность (пробудить в ней исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить  условия для осмысления материала и, наконец, помочь  обобщить приобретённые знания.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение».

Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».

В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Слайд. 5 Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ –Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и УЧИТЕЛЕМ;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.

Слайд. 6, 7 Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Умение  добывать в  море информации  нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами,  понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной,  схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму,  проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение,  устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это  познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

2.  Из опыта работы.

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.

Что же даёт её применение?

Применяя ТРКМ у ученика формируется умение:

- ясно излагать свои мысли;

-воспринимать идеи других;

-проявлять настойчивость в достижении цели;

-быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение;

-рассуждать;

-искать и находить решения с учётом мнения других.

Я  хочу ПРЕДСТАВИТЬ  вам некоторые  приемы этой технологии. Они универсальны. Их можно применять на любых этапах урока: вызове ,осмыслении, рефлексии.

Слайд. 8 Приемы КМ: 

  • На этапе вызова.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Вода – это …

  • … снег
  • … дождь
  • … пар

… Собираем всё, что знаем по этой теме. Ошибки исправляются по мере освоения информации.

На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое вода.

- Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о воде.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась вода? Из чего она состоит? Много ли на Земле  воды? Где на Земле нет воды? Может ли вода исчезнуть?

 К ним вернемся на последующих уроках.

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое вода?

Самостоятельно читают статью в учебнике… В ходе урока эти разрОзненные понятия, предположения будут связаны в логические цепи.

ПО РУССК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ЧТО мы знаем: вопросы, значение, грам признаки..)

Слайд.9  ПЛЮСЫ ПРИЁМА.

Дерево предсказаний

Ассоциации

Составление кластера

  • На этапе Осмысление.

Верные и неверные утверждения

Слайд.9   Толстые и тонкие вопросы

Знаю – хочу узнать – узнал (ЗХУ)

  • Слайд.10   На этапе Рефлексия.

Написание синквейна

Шесть шляп

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её ,способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...