"Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления ( ТРКМ ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд. 1 Использование технологии критического мышления
на уроках в начальной школе
Зябирова А. К.,
учитель высшей квалификационной категории.
Слайд. 2 «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
(китайская пословица)
- Введение.
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.
Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления ( ТРКМ ). Поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления (ТРКМ).
Почему технология критического мышления?
Слайд. 3 (требования к выпускнику) Актуальность развития критического мышления учащихся подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Так что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания, т.е. самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Слайд. 4 Технология развития критического мышления в процессе обучения представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать личность (пробудить в ней исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение».
Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».
В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Слайд. 5 Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ –Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и УЧИТЕЛЕМ;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.
Слайд. 6, 7 Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Умение добывать в море информации нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами, понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму, проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.
2. Из опыта работы.
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.
Что же даёт её применение?
Применяя ТРКМ у ученика формируется умение:
- ясно излагать свои мысли;
-воспринимать идеи других;
-проявлять настойчивость в достижении цели;
-быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение;
-рассуждать;
-искать и находить решения с учётом мнения других.
Я хочу ПРЕДСТАВИТЬ вам некоторые приемы этой технологии. Они универсальны. Их можно применять на любых этапах урока: вызове ,осмыслении, рефлексии.
Слайд. 8 Приемы КМ:
- На этапе вызова.
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Вода – это …
- … снег
- … дождь
- … пар
… Собираем всё, что знаем по этой теме. Ошибки исправляются по мере освоения информации.
На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое вода.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о воде.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась вода? Из чего она состоит? Много ли на Земле воды? Где на Земле нет воды? Может ли вода исчезнуть?
К ним вернемся на последующих уроках.
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое вода?
Самостоятельно читают статью в учебнике… В ходе урока эти разрОзненные понятия, предположения будут связаны в логические цепи.
ПО РУССК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ЧТО мы знаем: вопросы, значение, грам признаки..)
Слайд.9 ПЛЮСЫ ПРИЁМА.
Дерево предсказаний
Ассоциации
Составление кластера
- На этапе Осмысление.
Верные и неверные утверждения
Слайд.9 Толстые и тонкие вопросы
Знаю – хочу узнать – узнал (ЗХУ)
- Слайд.10 На этапе Рефлексия.
Написание синквейна
Шесть шляп
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её ,способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...